СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТУРИЗМА В ПЕРИОД ПАНДЕМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТУРИЗМА В ПЕРИОД ПАНДЕМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Пандемия COVID-19 инициировала беспрецедентную волну проблем во всем мире, и среди наиболее пострадавших отраслей оказался туризм. Целью данной статьи является систематизация современных представлений о социально-экономических аспектах этой проблематики в период пандемического кризиса. Задачи: обозначить наиболее острые проблемные моменты, дать им характеристику, сформулировать обобщающие выводы. В качестве методов использовались сравнение, анализ статистических данных и научных публикаций, синтез и обобщение.

Авторы публикации

Рубрика

Туризм

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (150), Январь ‘24

Дата публикации 09.01.2024

Поделиться

Индустрия туризма, которую давно называют «катализатором» хозяйственного роста, культурного обмена и глобального взаимопонимания, столкнулась с большим количеством проблем (социальной и экономической природы) на фоне потрясений, вызванных пандемией.

От туроператоров до персонала гостиниц, от гидов до продавцов сувениров — средства к существованию миллионов людей, связанных с анализируемой сферой деятельности, оказались в условиях неопределенности. Важно особо подчеркнуть, что ограничения на поездки, закрытие границ и страх заразиться привели к резкому сокращению числа туристов, в результате чего множество людей оказались в состоянии финансовой нестабильности [4, с. 25]. Малые предприятия, зачастую являющиеся источником стимулов для местного хозяйства в туристических локациях, пытались удержаться на плаву либо вовсе закрывались, повышая показатели безработицы и усугубляя бедность.

В проблемном контексте целесообразно обратить внимание на следующие категории:

- нарушение экономик (на различных уровнях);

- уязвимость развивающихся стран;

- экологические последствия;

- психологическое воздействие;

- пути к восстановлению и достижению устойчивости.

Так, взаимосвязанность глобальной экономики означает, что спад в туризме (см. рис. 1) оказал отрицательное влияние на прочие отрасли и хозяйствующие субъекты: авиакомпании, судоходство, рестораны, которые в значительной степени зависели от туристов и в связи с COVID-19 столкнулись с сокращением доходов. В результате негативные проявления вышли далеко за пределы туризма, затронув смежные области и службы.

Рис. 1. Динамика въездного и выездного потока (в т. ч., с целью туризма) в России в 2014-2022 гг. [1, с. 59]

Для многих развивающихся государств рассматриваемая сфера выступает в качестве важнейшего источника валютных поступлений. Внезапное прекращение международных поездок повлекло за собой их сокращение, что сказалось на способности этих стран финансировать базовые направления (здравоохранение, образование и т. д.). В регионах, которые особенно явно зависят от туризма, отсутствие альтернативных отраслей весомо усугубило экономический спад, подчеркнув уязвимость хозяйства перед внешними потрясениями [3, с. 90].

В дополнение к отмеченному, замедление темпов роста индустрии туризма хотя и стало своего рода «передышкой» для некоторых экосистем, но, вместе с тем, проявило вклад этого сектора в деградацию окружающей среды. Перенаселенность, бесконтрольное развитие и «углеродный след» путешествий нанесли ущерб хрупким экологическим системам и историческим местам. Однако затишье в анализируемой нами отрасли означало и сокращение финансирования природоохранной деятельности, что поставило многие государства (в том числе, и Россию) перед серьёзной проблемой сохранения окружающей среды и укрепления устойчивости.

Помимо экономических последствий, нельзя недооценивать влияние пандемии на психическое здоровье, что весьма значимо в социальном контексте обсуждения. Резкое прекращение путешествий — источника досуга, культурного обмена — привело к тому, что люди почувствовали себя изолированными и разобщенными. Так, социум, зависящий от общественного взаимодействия, что привносится туристами, столкнулся с «пустотой» в повседневной жизни [2, с. 109].

По ходу масштабирования вакцинации и ослабления ограничений на поездки началось постепенное восстановление сферы туризма. Одновременно с этим, путь к возрождению требует многогранного подхода. Правительствам целесообразно прорабатывать и впоследствии реализовывать активную политику, сопровождающуюся поддержкой пострадавших организаций, стимулированием внутреннего туристического потока и инвестированием в устойчивые практики — в целях восстановления функционирования отрасли в полном объёме.

Отдельно следует подчеркнуть, что заинтересованные стороны должны уделять первостепенное внимание сохранению окружающей среды, поощрять культурную восприимчивость. Задействование современных технологических решений для организации виртуальных туров и инновационных маркетинговых стратегий способно ощутимо смягчить последствия ограничений на поездки, содействуя укреплению чувства связи.

Таким образом, социально-экономические проблемы, с которыми столкнулась индустрия туризма при пандемии, обнажили явные уязвимости. Хотя путь к восстановлению является нелегким, кризис, как нам видится, дает возможность переосмыслить сектор туризма — такой, в рамках которого ставятся в приоритет благополучие общества, сохранение культурного наследия и забота об окружающей среде для будущих поколений. В процессе продвижения по сложному пути коллективные усилия и продуманные стратегии сыграют ключевую роль в установлении и фиксации нового курса для рассматриваемой в статье сферы.

Список литературы

  1. Дементьев В.С. Динамика въездного и выездного туризма в России в период 2014-2022 гг. / В.С. Дементьев, А.А. Андреев // Псковский регионологический журнал. – 2023. – Т. 19. – № 1. – С. 56-72.
  2. Мишечкин Г.В. Особенности развития мирового туризма в 2020 году / Г.В. Мишечкин, С.Н. Голубничая // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2021. – № 1. – С. 106-111.
  3. Рубцова Н.В. Пандемия COVID-19 как импульс развития внутреннего туризма в России: проблемы и перспективы / Н.В. Рубцова // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. – 2021. – № 3 (49). – С. 88-95.
  4. Швец И.Ю. Стратегии по смягчению социально-экономического воздействия COVID-19 и восстановлению сферы туризма / И.Ю. Швец // Туризм: право и экономика. – 2021. – № 4. – С. 24-29.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary