Целью констатирующего этапа эксперимента является определение уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста на начало эксперимента.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. создать условия для проведения диагностического среза по изучению физического развития детей 7-8 лет;
2. подобрать диагностический материал;
3. проанализировать полученные результаты исследования.
Для проведения диагностического среза были использованы серия следующих диагностических методик (нормативы физического развития), разработанных В.И. Ляхом и А.А. Зданевичем[1]. Из перечня предлагаемых нормативов были отобраны:
– челночный бег;
– наклоны вперед, сидя;
– прыжки на скакалке;
– прыжки в длину.
Данные виды испытаний позволили сделать вывод о развитии таких показателей как гибкость, выносливость, быстрота, силы, ловкость детей младшего школьного возраста.
В исследовании приняли участие 70 учащихся (1А и 1Б класс).
Результаты 1 «А» и 1 «Б» классов по каждому испытанию были проанализированы. На основе этого был сделан вывод о том, что обучающиеся 1 «Б» класса имеют более низкий уровень физического развития, чем ученики 1 «А» класса. Следовательно, именно для обучающихся 1 «Б» класса рекомендованы дополнительные занятия с использованием средств арт-педагогики с целью повышения уровня физического развития.
Целью формирующего этапа эксперимента является разработка и апробация программы с использованием средств арт-педагогики. Основу программы составила концепция спартианского движения, разработанная В.И. Столяровым.[2]
Цель разработанной программы – создание условий для формирования физического и психического здоровья детей младшего школьного возраста.
Задачи:
– способствовать повышению уровня физического развития детей младшего школьного возраста;
– воспитывать интерес и потребность к регулярным занятиям физической культуры;
– формировать основы здорового образа жизни, осознанного отношения к собственному здоровью.
Предложенная программа состояла из 6 занятий, которые проводились один раз в неделю. Каждое занятие имело продолжительность 45 минут. Предполагаемые результаты использования предложенных мероприятий заключаются в повышении уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста. [4]
По итогам проведения комплекса мероприятий был сделан краткий анализ каждого занятия, где отмечены особенности поведения детей, личные достижения. При подготовке к занятиям ученикам оказывали помощь классный руководитель, учитель по физической культуре, родители. [3]
Цель контрольного этапа эксперимента: выявить изменения в уровне физической подготовленности детей младшего школьного возраста. С целью определения эффективности проведенной работы было проведен контрольный срез по нормативам, используемым на констатирующем эксперименте. Для изучения актуального уровня физической подготовленности обучающихся 1 «А» и 1 «Б» классов были использованы нормативы констатирующего этапа.
Таким образом, на контрольном этапе было проведено исследование уровня физической подготовленности обучающихся 1 «А» и 1 «Б» классов, сравнительный анализ которых показал, что уровень развития ловкости, силы, скорости, координации движений у учеников 1 «Б» повысился.
Предполагаемая гипотеза о том, что повышению показателей физической подготовленности детей школьного возраста будет способствовать использование следующих педагогических условий: осуществление внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста разработкой системы занятий на основе включения компонентов музыки, изоискусства, хореографии, литературы; организация конструктивного взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в начальной школе в привлекательной для детей младшего школьного возраста форме (музыкально-игровые методы и приемы, , соревнования, совместная интеллектуальная работа детей и др.), доказана. [5]
Список литературы
- Лях, В.И. Физическая культура. 1-4 класс / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2019. – 64 с.
- Спартианские игры как альтернативная модель спорта для всех в условиях воспитания физически здоровой, социально активной личности и организации творческого досуга различных групп населения: мет. рекоменд. и практич. наработки слуш. курсов «Технология Спартианских игр» в рамках реализации проекта-победителя конкурсного отбора ФПМИ 2009 «Лицей № 17 – центр Спартианской культуры» / ред.-сост. Е.А. Боровикова. – Калининград, 2009. – 32с.
- Спартианские игры. Принципы и правила организации Спартианских игр [Электронный ресурс] // Российский госуд. уни-т физич. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК): ФГБОУ ВО. – Режим доступа: https://spart.sportedu.ru/content/spartianskie-igry-0. – (Дата обращения: 14.12.2021).
- Столяров, В.И. Концепция Спартианского движения [Электронный ресурс] / В.И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – Режим доступа: http://sportlib.info/Press/FKVOT/2001N1/p4-11.htm. – (Дата обращения: 12.12.2021).
- Столяров, В.И. Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности / В.И. Столяров. – М.: АНО «Центр развития Спартианской культуры», 2006. – 248 с.