Применение офлайн-технологий при формировании лексико-грамматических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку

Применение офлайн-технологий при формировании лексико-грамматических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку

Статья посвящена эффективности использования учебных компьютерных офлайн-приложений при формировании лексико-грамматической базы,определению роли компьютерных технологий в современном образовании и в обосновании перспектив их использования при формировании лексико-грамматических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.

Авторы публикации

Рубрика

Информационные технологии

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (63), май ‘22

Дата публицакии 02.05.2022

Поделиться

Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Общество вступает в фазу информатизации.

 

Известный лингвист Марк Варшауэр (Mark Warschauer) полагает, что использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков (Computer Assisted Language Learning “Call” – изучение иностранного языка с помощью компьютера) можно разделить на 3 основных этапа, для каждого из которых характерен определенный уровень развития технологий, а также соответствующий педагогический метод

 

Первый этап – бихевиористкий (приходится на конец 50-х до 60-70 годов), главным принципом которого было повторение и тренировка (drill and practice) лексических и грамматических навыков. Обучающий программный продукт, основанный на предложенной Тейлором (Taylor) модели – «компьютер как тьютер» (Computer as tutor) , выполнял роль преподавателя, представляя только учебный материал.

 

Второй этап – коммуникативный (80-е годы) – обусловлен коммуникативным подходом при обучении иностранным языкам, главная цель которого – общение на иностранном языке, а не выполнение лексико-грамматических заданий. Джон Андервуд (John Underwood)  будучи сторонником данного подхода, предлагал следующие основные принципы -использование языковых форм в речи; имплицитное преподавание грамматики; акцент не на использование готовых высказываний, а на создание своих собственных; отсутствие системы оценки в виде отсутствия традиционной системы оценки (правильно/неправильно), возможность нескольких вариантов ответа; создание условий, максимальное использование изучаемого языка в процессе преподавания.

 

Третий этап – интеграционный: мультимедийный (90-е годы), основанный на двух важных технологических составляющих: средств мультимедиа и Интернет технологии, предназначен для решения следующих задач: изучение иностранных языков на основе аутентичного материала, в том числе, и посредством видео- и аудио- ресурсов; развитие всех видов речевой деятельности учащихся.

 

К достоинствам мультимедийных технологий можно отнести создание условий, приближенных к реальным, где интегрируются между собой все виды речевой деятельности, поскольку новые технологии позволяют объединять их в одном задании; дают возможность самим учащимся контролировать свою учебную деятельность; определять индивидуальную траекторию обучения; предоставляют спектр дополнительных ресурсов в виде гиперссылок на материалы с грамматическими правилами и упражнениями, соответствующей лексикой.

 

На сегодняшний день существует довольно широкий спектр компьютерных программ (электронных офлайн-приложений), т.е. не требующих подключения к глобальной сети Интернет: электронные учебники, учебные пособия и грамматические справочники; электронные словари (“WordWeb Dictionary”, “Multilex”, “ABBYY Lingvo” и др.); программы для создания презентаций (“Kingsoft Presentation”, “Impress”) , кроссвордов и головоломок (“CrosswordCreator” ,“Decalion”.) ; программы-тренажеры и программы-репетиторы (“English Discoveries”,“Euro Plus+”,“Tell Me More” , “Rosetta Stone”)

В рамках эксперимента были проведены 3 урока на тему «Seasons and Weather” с использованием данных офлайн-приложений.

Результаты эксперимента показали высокую заинтересованность учащихся в использовании компьютерных приложений в учебных целях, а также их эффективность при организации уроков по иностранному языку на среднем этапе обучения.

Компьютерные технологии предоставляют возможности для эффективной организации обучения вне зависимости от времени и места, что наибольшим образом отвечает идее непрерывного образования в течение всей жизни.

Исследования показывают, что большинство современных учащихся готовы к использованию офлайн технологий в образовании, а значит, обращение к этим технологиям обеспечит дополнительную мотивацию для изучения иностранных языков.

Список литературы

  1. Титова С.В. Некоторые теоретические проблемы использования компьютерных технологий в образовании // Вестник МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Сер. 19. – 2005. – № 4. – С.39-54.
  2. Taylor R. The computer in the school: tutor, tool, tutee, New York: Teachers College Press. 1980. [Electronic resource] – URL: http://www.citejournal.org/vol3/iss2/seminal/article1.cfm (reference date: 12.11.2021).
  3. Underwood J.H. Linguistics, Computers and the Language Teacher: A Communicative Approach. Rowley, Mass.: Newbury House. 1984.
  4. Warschauer M. Computer Assisted Language Learning: an Introduction. 1996. [Electronic resource] – URL: http://www.ict4lt.org/en/warschauer.htm (reference date: 12.11.2021).
  5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М: Просвещение, 2002. – 239с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary