Векторное исследование литературного простанства

Векторное исследование литературного простанства

Рассматривая вопросы совершенствования образования и реализации федеральных образовательных стандартов за счёт создания и внедрения в практику внеурочной деятельности, которая станет механизмом развития проектно-исследовательских компетенций школьников, можно предложить для внедрения в практику разработки моделей векторного исследования литературного пространства средствами цифровых образовательных ресурсов, программирование содержания внеурочной деятельности в системе модулей через создание и апробацию образовательных событий.

Авторы публикации

Рубрика

Литературоведение

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (22), июль ‘21

Поделиться

Практика векторного исследования литературного пространства построена на основе оригинального замысла создания четырёх образовательных событий и собственного педагогического опыта.

По результатам мониторинга уровня сформированности метапредметных компетенций выявлены проблемные зоны: аргументация собственной точки зрения, навыки сотрудничества, умение логически выстраивать текст, умение осуществлять ценностный выбор, добывать и перерабатывать информацию, создавать авторский текст. 

      Цель: создание  условий для развития проектно-исследовательских компетенций школьников и  творческого потенциала  личности.

         Задачи образовательные, развивающие, воспитательные:

- формирование мотивационно-ценностностной сферы личности;

- организация  сотрудничества  учителей, учащихся среднего и старшего звена в процессе реализации новых форм учебного сотрудничества;

-создание механизма развития проектно-исследовательских компетенций школьников;

-разработка и реализация следующих образовательных событий:

1.Мастер-класс   «Интерактивные техники в создании литературной волшебной сказки»

2. Дискуссионная площадка  «PRO  et CONTRA»,

3. Цифровой проект «Перспектива» с использованием метода кейс-стади,

4 .Экспериментальная площадка литературных сражений «Game».

         Проблема

         Средний и низкий уровень сформированности компетенций: когнитивных, аксиологических, социально-мировоззренческих. 

         Пути решения проблемы

                            События  выстроены в проектном режиме. В основе лежат технологии и формы работы, которые позволяют формировать метапредметные и проектно-исследовательские компетенции с использованием следующих методов: проектно-исследовательская работа, методы качественной и количественной обработки векторов литературного пространств, динамичная  смена творческих моделей литературного пространства; чередование различных техник коммуникативной  направленности; активное освоение метода проектирования.

Основное направление программы: общеинтеллектуальное. Программа внеурочной работы литературно - творческой лаборатории

-по доминирующей деятельности – практико-ориентированная;

-по форме – групповая;

-рассчитана на учащихся 5-7 классов с привлечением отдельных учащихся среднего звена.

         Актуальность

Компетентностный подход усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Согласно ФГОС при обучении  акцент необходимо перенести от трансляции готовых знаний к развитию самостоятельности, критического и творческого мышления обучающихся и формированию способов деятельности в нестандартных ситуациях. В связи с этим проявляются противоречия в работе с художественным текстом на уроках литературы. С одной стороны, современные требования к формированию образовательных потребностей обучающихся в рамках внедрения ФГОС, с другой стороны, отсутствие мотивации к чтению и исследованию литературного пространства. Следует отметить ещё одно явное противоречие: преобладающий репродуктивный характер преподавания и стремление личности к творческому самовыражению. Данные противоречия подчёркивают актуальность разработанной программы. 

 

         Персонализированный подход позволяет обучающимуся планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем, выбирать те или иные задания, способы их решения, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других. Фокус деятельности направлен, прежде всего, на развитие личности, а не на усвоение определённого объёма знаний.

         Модели векторного пространства помогут обучающимся увидеть закономерность литературных произведений, сформировать целостную картину окружающего мира, соотнося его с миром художественным. 

 Работа с векторами  литературного пространства предполагает понимание  принципов создания на цифровых платформах лабораторных работ, мотивирующих к чтению литературных произведений, создание авторских мотивирующих  заданий, возможность научить или научиться определять «точки предпонимания» художественного текста через постановку вопросов от наивно-реалистических до глубоких, аналитических.

Внеурочная деятельность, построенная на векторном исследовании литературного пространства - тот инструмент, с помощью которого изучаемые художественные тексты можно сделать интересными, посмотреть на них под другим углом зрения. Модели векторного пространства помогут обучающимся увидеть закономерность литературных произведений, сформировать целостную картину окружающего мира, соотнося его с миром художественным.  Разработанная   модель внеурочной деятельности в формателитературно-творческой лаборатории ««Вектор литературного пространства» как   механизм развития проектно-исследовательских компетенций школьников» является инновационной в силу следующих причин: 

-разработка авторских образовательных продуктов,

-авторского тренинг – пособия,

-внедрение в образовательную урочную  деятельность авторских образовательных продуктов, 

-принципа разновозрастной командной работы,

- смена сложившихся социально-ролевых отношений «учитель-ученик». 

Механизм развития проектно-исследовательских компетенций школьников через погружение в литературное пространство предполагает:

-использование информационно-коммуникационных и других современных образовательных технологий;

-применение проектно-исследовательской деятельности учащихся;

-чередование различных видов мероприятий, развивающих ключевые компетенции учащихся в процессе исследования литературного пространства;

-качественное развитие интеллектуально-творческого мышления,  являющегося составной частью литературной компетентности. 

 Разработка моделей  векторного исследования литературного пространства предполагает:

1.Развитие творческих способностей обучающихся: выразительность речи, движений; развитие коммуникативных и организаторских способностей, положительный опыт выполнения социальных ролей, сформированность  навыков  делового и творческого  общения и сотрудничества в команде;

2. Сформированность таких базовых  качеств, как самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность, потребность в самопознании и саморазвитии, умение слушать, высказывать и отстаивать свою точку зрения;

 5.Обретение  опыта разработки и реализации творческих, социальных проектов, возможность проявить личностные качества в поступках и продуктивной  деятельности.

 

ВЕКТОРЫ исследования литературного пространства: ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ, ПРАКТИЧЕСКИЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ, ОБОБЩАЮЩИЙ, ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ.

В качестве примера приведём описание практического  вектора исследования литературного пространства: 

1 Этап: Мастер-класс «Интерактивные техники в создании литературной волшебной сказки"

2 Этап :Мастер-класс по проведению дискуссионной площадки «PRO et CONTRA»

3 Этап: Цифровой проект «Перспектива» Экспериментальная площадка литературных сражений

« Game».

На основе разработанной модели Векторного исследования 

литературного пространства создана авторская программа внеурочной деятельности «Вектор литературного пространства» как   механизм развития проектно-исследовательских компетенций школьников»

Разработанная   модель внеурочной деятельности в формателитературно-творческой лаборатории «Цифровой вектор литературного пространства» как механизм развития проектно-исследовательских компетенций школьников» является инновационной, т.к. включает в себя: разработку авторских образовательных продуктов; авторского тренинг – пособия; внедрение в образовательную урочную  деятельность авторских образовательных продуктов; принципа разновозрастной командной работы; смена сложившихся социально-ролевых отношений «учитель-ученик». 

       Программа может быть востребована образовательными учреждениями различных типов и видов города и края в целях эффективной реализации внеурочной деятельности, развития практики дополнительного образования в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

Список литературы

  1. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск.: Технопринт, 2000. – с.376
  2. Рывкин А.А.,Губанов А.Ю. Игровые метапредметные погружения как технология деятельностной игровой педагогики.//Инновационное развитие современной школы:матер.второй Всеросс.науч.-практ.конф.с международным участием.-Пермь: Университетский округ НИУ ВШЭ-с.52

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary