НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 53 (98), Январь ‘23

Дата публикации 07.01.2023

Поделиться

Применение научного метода познания для формирования умений учащихся всегда широко использовалось на уроках физики. Научный эксперимент не только мотивирует учащихся на учебную деятельность, но и наглядно демонстрирует действие физических законов и явлений в реально созданных условиях.

В век цифровых технологий, важность научного метода познания неоправданно отводится на задний план, замещаясь демонстрацией даже самых элементарных экспериментов с помощью ИКТ технологий. В данной статье представлены  примеры применения методов научного познания на уроках физики в современной школе.

Совершенствование учебного процесса идет сегодня в направлении увеличения роли активных методов обучения, обеспечивающих более глубокое проникновение в сущность изучаемых вопросов и повышающих личную заинтересованность каждого школьника.

Как одно из наиболее эффективных методических направлений модернизации школьного физического образования в соответствии с современными требованиями рассмотрим обучение с опорой на научный метод познания.

Метод научного познания — это организация процесса получения знаний, отражающих законы развития природы и общества. [1] Этот метод позволяет воспроизвести, проверить и передать полученные знания; он определяет способ организации средств познания для достижения научной истины; на его основе формируется система регулятивных принципов познавательной деятельности.

Научные основы конструирования процесса обучения физике включают: целевой, содержательный, организационно-процессуальный компоненты единой методической системы. [2] Целевая составляющая предусматривает решение совокупности задач на основе культурологического, системно-деятельностного, личностно ориентированного подходов, которые обеспечивают доступность получения качественного физического образования, планируемых результатов освоения образовательной программы, становления и развитие личности.

Содержательная составляющая ориентирована на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения физике, предполагающих реализацию программы развития универсальных учебных действий, способствующих формированию компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучаемых.

Организационно-процессуальная составляющая научных основ конструирования процесса обучения физике раскрывает условия, механизмы реализации образовательной программы, выбор технологий обучения (форм организации учебных занятий, форм методов, средств обучения).

Создавая условия для приобретения знаний на уроках физики, я определила главным в своей работе принцип обучения через открытие. В рамках реализации этого принципа ученик на уроке физики сам открывает явление, закон, закономерность, объект, свойства, способ решения задачи, неизвестные ему ранее. Учитель же должен помочь ребенку раскрыть свою индивидуальность.

На моих уроках учащиеся знакомятся с физическими явлениями и методами научного познания природы; на основе этого знакомства происходит формирование представлений о физической картине мира. Процесс обучения физике ориентирован на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников, умения учиться.

Трудность состоит в том, чтобы поставить перед учениками очередную учебную проблему не в виде привычного задания, «урока», а как детективную историю, загадку, которую нужно разгадать. При этом задание должно соответствовать возможностям учащегося и предполагает его самостоятельную познавательную, поисковую или исследовательскую деятельность. То есть обучение через открытие, а открытие через исследование.

Познание мира и развитие способностей человека происходят только в процессе его индивидуальной познавательной деятельности. Поэтому все опыты по наблюдению физических явлений, эксперименты по изучению физических свойств тел, проверке гипотез, доступные и безопасные для самостоятельного выполнения школьниками, они проводят сами.

Так, в 7-м классе при изучении блока «Давление твердых тел, жидкостей и газов» учащимся предлагается лабораторная работа «Оптимальный вариант использования влаги для полива вашего приусадебного участка»; в 8 классе после изучения блока «Световые явления» – лабораторная работа «Высушивание трав при помощи закона преломления и отражения света»; в 9-м классе при изучении блока «Звуки» – «Изучение влияния громкой дискотечной музыки на общее состояние организма школьника»; в 10-м классе при изучении блока «Электрический ток в различных средах» мы сочли нужным ввести лабораторную работу «Нахождение удельного сопротивления испытуемого участка земли электрическим методом» и т. д.

В связи с информатизацией образования появляется возможность создания инновационной образовательной среды, в которой компьютер и технические средства, связанные с ним, могут выступать и как инновационные средства обучения, и как инструмент, позволяющий моделировать изучаемые объекты, процессы и явления реального мира, но дают ли они такой результат, как при личном контакте ученика с испытуемыми объектами? Ответ очевиден. Поэтому данные средства должны использоваться только в тандеме с, казалось бы, устаревшими, но остающимися актуальными, методами обучения, а именно научным экспериментом.

Список литературы

  1. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А., Пентин А. Ю. Научный метод познания в школьном естественнонаучном образовании: обучение химии и биологии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №1 (57).
  2. Карасова И. С. Научные основы конструирования учебного процесса по физике // МНКО. 2012. №5.
  3. Михалева Л. С. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках работы научно-исследовательского клуба // Исследователь/Researcher. 2009. №3-
  4. Ромашкина Н. В., Мишина Е. А., Долгая Т. И. Организация учебной деятельности на уроках физики в логике научного познания с использованием интерактивной доски // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Физика, математика, техника, технология. 2010. №2.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary