ИНТЕРНЕТ СТИЛИСТИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

ИНТЕРНЕТ СТИЛИСТИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

Авторы публикации

Рубрика

Лингвистика

Просмотры

8

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (63), май ‘22

Дата публикации 29.04.2022

Поделиться

Современные технологии стремительно движутся вперед, одной из таких технологий является сеть интернет. Влияние данной сети находит свое отражение во всех сферах нашей жизни. Немаловажную роль интернет играет и в становлении нового стиля речи. В данной статье были рассмотрены следующие виды общения в сети интернет: язык e-mail сообщений и язык чатов. На основе полученных данных были выделены основные черты и характеристики интернет стиля.

E-mail – это современная социальная сеть, предназначенная для передачи сообщений между пользователями. Несмотря на то, что данная сеть занимает лишь небольшую часть интернет пространства, по сравнению с миллиардами страниц во всемирной «паутине», она намного превосходит Интернет по количеству передаваемых ежедневно сообщений. Входящие и исходящие сообщения в данной сети значительно отличаются друг от друга по стилю. В современном мире данная сеть используется пользователями, как для личных сообщений или рекламы, так и для послания деловых писем. Разнообразие контекстов электронной почты сразу бросается в глаза. Так что здесь главная проблема заключается в определении лингвистической согласованности ситуации. Способствуют ли требования мгновенного и быстрого обмена сообщениями по электронной почте использованию определенных лингвистических функций, которые выходят за рамки его многочисленных вариаций по аудитории и назначению? Можем ли мы вообще делать обобщения о языке электронной почты?

На одном уровне чрезвычайно легко определить лингвистическую идентичность электронной почты как разновидности языка, на другом уровне это действительно сложно.

Легкая часть заключается в фиксированной дискурсивной структуре сообщения- структуре, продиктованной программным обеспечением почтовой программы.

Трудная часть заключается в диапазоне мнений о назначении электронной почты как средства коммуникации и о том, какой стиль языка является наиболее подходящим и эффективным для достижения цели, учитывая возраст, пол и культурные различия пользователей.

Основными элементами e-mail сообщения являются: адрес электронной почты, на которое отправляется сообщение, адрес электронной почты отправителя, краткое описание темы сообщения, дата и время отправки сообщение, само сообщение и подпись автора.

Языку темы письма уделяется большое внимание, так как это первое, что получает пользователь. Тема должна включать в себя краткое, ясное описание предмета, так как намеренно вводящие в заблуждение строки темы считаются нарушением сетевого этикета. Несмотря на то, что заголовок формально отличается от области сообщение ниже, он всегда функционально отделен.

Переходя к тексту письма его тоже можно рассматривать с точки зрения обязательных и необязательных элементов. Обязательными являются элементы приветствия и прощания.

Главной частью электронного письма является содержание самого сообщения. В своей статье «Writing effective e-mal» (написание эффективного электронного письма) , опубликованной в электронном журнале «Menlo Park», авторы Нэнси и Том Флинн приводят пять правил, написания электронного письма [6, c.14]:

  1. «Пиши, как будто мама читает» - если ваше сообщение слишком личное или важное, чтобы писать его в общих чертах, рассмотрите возможность использования электронной почты в качестве средства связи.
  2. Всегда представляете краткое резюме в начале документа.
  3. Следите за орфографией, грамматикой и пунктуацией
  4. Никогда не используйте непристойные или иные оскорбительные выражения
  5. Уважайте электронное пространство других людей также, как вы бы хотели, чтобы уважали ваше

Основной стилистической особенностью электронного письма также является то, что текст сообщения должен быть полностью виден в пределах одного экрана. Часто проводится аналогия со стилем «перевернутой пирамиды», знакомым по газетным публикациям. Важная информация должна появиться в первом абзаце, менее важная – в следующем и так далее. [4, c. 38]

С одной стороны, общение через электронную почту отличается чертами неформального общения, орфографические ошибки являются естественной особенностью основного сообщения в электронном письме. Они возникают, независимо от образования автор, в любой ситуации, когда происходит быстрый набор текста и отсутствие редакторской правки.

С другой стороны, существует ряд рекомендаций по написанию электронного письма, с целью сделать его разборчивым и понятным для получателя.

Таким образом, стиль написания электронного письма зачастую диктуется целью, которую закладывает отправитель. Если письмо носит деловой характер, то в письме должны быть соблюдены все правила грамматики, орфографии и пунктуации. Однако, если письмо предназначено, для личного общения пользователей, оно отличается особенностями неформального стиля, но следует придерживаться ряда рекомендаций для того, чтобы сделать письмо понятным и разборчивым для получателя. Также несмотря на цель написанного сообщения электронное письмо имеет определенную структуру, которой необходимо следовать. [2, c.75]

С лингвистической точки зрения важно отличать чат-группу от ситуации с электронной почтой. Общение через электронную почту часто происходит между парой названный лиц или учреждений, где часто обсуждается отдельный, заранее спланированный вопрос. В чат-группах общение обычно происходит между нескольким количеством людей, с обменом сообщениями, иногда анонимно, продолжающимся неопределенное количество времени, где рассматривается широкий и непредсказуемый диапазон вопросов. [3, c. 5]

Выделяют синхронные и асинхронные чат-группы.

Асинхронное общение отличается тем, что участники группы ведут общение в удобное для них время. Ученые подчеркивают разнообразие стиля и тона, которые существуют среди этих групп. [1, c. 154]

Цели группы действительно настолько разнообразны, насколько возможно себе представить. Многие из них формируются из-за интереса к определенному предмету, будь то любитель или специалист. Аудитория группы может быть академической, профессиональной, правительственной, коммерческой или социальной.

Типичной для сообщения группы чатов является их длина, которая как правило, короткая. При коммуникации в асинхронной группе, предполагается, что участники общения равны, даже если это не является таковым в реальной жизни, и будут оцениваться на основе качества их общения.  Язык, соответственно, становится основным средством установления и поддержания принадлежности к группе и идентичности. Количество языковых различий в таких группах впечатляет, что говорит о необходимости выделения этого способа электронного общения как лингвистической разновидности.

В синхронной группе электронное взаимодействие происходит в режиме реального времени.

Сообщения в чатах обычно короткие и наполнены большим количеством сокращений и сленга, например спс (спасибо) или лол (смешно). Также, как правило такие сообщения визуально выделяются наличием смайликов, транскрипцией эмоциональных шумов, например «хахаха», что обозначает смех и междометий – тьфу,тьфу. Знаки препинания внутри предложения и заключительные точки обычно отсутствуют, но вопросительные и восклицательные знаки, как правило присутствуют. Эмоциальная пунктуация часто встречается в преувеличенной форме, например – ЭЙ!!!! Целое сообщение может состоять только из вопросительного знака, выражающего недоумение, удивление или другие эмоции. Часто встречаются неправильные варианты написания и типографические ошибки. Заглавные буквы зачастую игнорируются.

Грамматика в высшей степени характеризуется разговорными конструкциями и нестандартным использованием, часто следуя шаблонам, используемым в других диалектах и жанрах.

Часто встречаются одноразовые образования – объединение слов в составное целое или соединение нескольких слов дефисами. Игра слов повсеместна. [5, c. 23]

Несмотря на то, что использование нестандартных образований, жаргона и сленга варьируется от группы к группе, все синхронные чат-группы в значительной степени полагаются на такие процессы, предположительно, как механизм подтверждения групповой идентичности.

Различия между синхронными и асинхронными группами не являются абсолютными. Особенности общения в обоих группах схожи и отличаются в зависимости от тематики и контингента группы.

Таким образом, общение в сети интернет имеет отличительную не схожую с другими стилями манеру общения. На основе полученных в ходе исследования данных, мы можем сделать вывод о необходимости изучения интернет стиля, как обособленного от других жанров, направления науки о языке.

Список литературы

  1. Валиахметова Д.Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей интернет-дискурса // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11–13 дек. 2001 г.): тр. и материалы: в 2 т. / под общ. ред. К. Р. Галиуллина, Г. А. Николаева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. Т. 2. – c. 154
  2. Григорян А.Э. Трансформация языка в медийном и интернет пространстве: экоантропологический аспект// В сборнике: Экология человека и проблемы цифровизации современного мира. Сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции. Москва, 2020. С. 72-78.
  3. Подлесная О.О чем кричит Интернет // Московские новости № 43. -2006. – C. 5.
  4. Смирнов Ф.О. «Искусство общения в интернете. Краткое руководство». Научно-популярное издание. М.: Издательский дом Вильямс, 2006. – C. 38.
  5. Тюленева В. Н., Шушарина И. А. Язык Интернета: характеристика, особенности и влияние на речь // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 1(48). С. 20-25.
  6. Flynn N. Writing effective e-mail/Menlo Park/ N.Flynn, T. Flynn//CA Crisp Publications. – 2003. – P. 14
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее