Проблемы правового регулирования Интернет-отношений в сфере мошенничества в сети Интернет

Проблемы правового регулирования Интернет-отношений в сфере мошенничества в сети Интернет

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

69

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 10 (55), март ‘22

Дата публикации 06.03.2022

Поделиться

В статье рассматривается проблематика правового регулирования Интернет-отношений в сфере мошенничества в сети Интернет. В результате исследования автором отмечается, что интернет-мошенники достаточно оперативно подстраиваются под вновь формирующуюся обстановку общественной жизни и возникающие информационные поводы в мире. Определено, что одним из наиболее распространенных на сегодняшний день
в России, как и в других государствах, преступных деяний является интернет-мошенничество. Автор приходит к выводу о необходимости усиления Государственного регулирования сферы интернет-отношений посредством развития механизмов взаимодействия между различными органами и организациями, в том числе международного сотрудничества.

Преступные деяния, совершаемые посредством обмана либо злоупотребления доверием, – мошенничества – являются в России достаточно распространенными. Причем, в крайние года регистрируется постоянный прирост их числа. Согласно данным Генпрокуратуры России, мошенничество – одно из самых частых совершаемых на территории Российской Федерации преступлений, чаще фиксируются только кражи. За время самоизоляции в том числе в связи с распространением COVID-19 (апрель-июнь 2020 г.) факты выявления последних снизились на 9%, случаев мошенничества, напротив, стало существенно больше, – на 36% (ст.ст. 159-159.6 УК РФ) [5]. Х.К. Харалампиди в своей статье приводит сведения, в соответствии с которыми, из ежемесячно публикуемой официальной статистической информации МВД России наглядно видно, что на сегодняшний день в среднем по Российской Федерации регистрация преступлений, сопряженных с мошенничеством, происходит каждые три минуты [4].

Совершение мошеннических действий происходило на всех этапах развития Российского государства. Однако, их способы и средства существенно видоизменились в последние годы. Изобретение Интернета и последующая цифровая революция стали причиной необычайного сдвига в этой сфере. Мошенничество в сети Интернет сегодня наносит урон самым разным отраслям (финансам, недвижимости, инвестициям, страхованию и пр.), встречается при сделках, связанных со многими объектами имущества (денежные средства, транспорт, земельные участки, ценные бумаги и др.), происходит путем завладения чужими персональными данными, фальсификации или подделки документов и т.д.

Такое понятие как «мошенничество в сети Интернет» («Интернет-мошенничество», «кибермошенничество», «онлайн-мошенничество») уголовным законодательством не установлено. При этом, уголовная ответственность за указанное деяние может классифицироваться по ст.ст. 159, 159.3, 159.6 УК РФ.

В статистических отчетах МВД России о состоянии преступности особый раздел, отражающий информацию о преступлениях, совершенных с использованием IT-технологий и/или в сфере компьютерной информации, ведется с 2019 г. В первую очередь, следует отметить ежегодное увеличение неквалифицированных мошенничеств, сопряженных с использованием IT-технологий и/или компьютерной информации, при одновременном снижении числа специальных видов мошенничеств, предусмотренных ст.ст. 159.3 и 159.6 УК РФ.

Данный факт объясняется поспешной и непоследовательной дифференциацией уголовной ответственности за мошенничество, произведенной законодателем в 2012 г. Правоприменители испытывают серьезные затруднения по причине несовершенства конструкций составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 159.3 и 159.6 УК РФ, учитывая их бланкетный характер, поэтому предпочитают возбуждать уголовные дела по общей норме – ст. 159 УК РФ.

В.А. Аксенов со ссылками на исследование центра реагирования на киберинциденты «Group IB» утверждает, что суть мошенничеств с применением сети Интернет с годами не меняется, а вот их формат и схемы – телефонный звонок от имени социального работника, продажа электронных QR-кодов, обещание оказания материальной помощи на сайте-дублере Госуслуг, рассылка информации о нарушениях карантина и др. – находятся в режиме постоянной трансформации [1, с. 48].

Действительно, мошенники достаточно оперативно подстраиваются под вновь формирующуюся обстановку общественной жизни, возникающие информационные поводы. Для совершения интернет-мошенничеств стали активно использоваться общественные уязвимости. И поскольку большинство людей, в том числе, представителей сферы бизнеса, до кризиса не применяли в достаточной мере возможности IT-технологий и не обладали базовыми знаниями в сфере информационной безопасности, они выступили прибыльной целью для мошенников.

В контексте сказанного нельзя обойти вниманием факт высокого уровня латентности мошенничеств в сети Интернет, равно как и иных киберпреступлений, на фоне низкого уровня их же раскрываемости. Данный вопрос поднимается практически в каждой работе, которая, так или иначе, отражает вопросы, связанные с противодействием преступлениям, совершаемым с помощью Интернета. В частности, отмечается, что в условиях нежелания сотрудников правоохранительных органов принимать заявления либо же их рассматривать, потерпевшие оказываются вынужденными отказываться от привлечения виновных лиц к ответственности, последние же, испытывая чувство безнаказанности, продолжают свою преступную деятельность [2, с. 41].

Повышает латентность и такой ключевой признак интернет-мошенничеств, как отсутствие у потерпевшего информации о персональных данных преступника, его внешних признаках. Чаще всего известен только номер телефона, адрес страницы в сети, которые в итоге оказываются недействующими. В ситуации с классическим мошенничеством, методика выявления и расследования которых является разработанной и годами апробированной, имеется прямо противоположная картина – преступник завязывает непосредственное знакомство с потерпевшим, проникается к нему в доверие, и, пользуясь личными отношениями, совершает хищение. Следовательно, лицо, причастное к совершению преступления, является известным, выявить его несложно. Такой очевидности совсем нет в интернет-мошенничествах, причастные к ним лица тщательно конспирируются, обеспечивают свою анонимность, в том числе, посредством: шифрования исходной информации с помощью специальных программ для маскировки IP-адресов, выхода в сеть Интернет через публичные точки доступа, оперирование учетными записями и идентифицирующими данными третьих лиц и т.д.

Нельзя сбрасывать со счетов и такую возможность, как создание и размещение сетевых ресурсов вне зоны контроля государства, на которое ориентировано предложение мошенников. Находясь в здании напротив отделения полиции, мошенник может без особых затруднений выбрать подходящую доменную зону, относящуюся к любой точке земного шара. Причем зачастую ими подбираются зоны, где действуют минимальные требования к регистрации.

Использование этих и иных способов конспирации позволяет мошенникам длительное время оставаться вне поля зрения правоохранительных органов. В случаях, если преступников все же удается обнаружить, перед сотрудниками органов внутренних дел встает вопрос о доказывании их причастности, что получается не всегда.

Подводя итог необходимо отметить, что массовая цифровизация, помимо появления новых возможностей, влечет за собой и рост преступности. Одно из наиболее распространенных в настоящее время в России, как и в других государствах, преступных деяний – это интернет-мошенничества. Невзирая на принятие отдельных мер по их нейтрализации, остановить положительную динамику пока не удается. И это, притом, что в официальной статистике отображается сведения о минимальном числе реально совершаемых мошенничеств в сети Интернет. Способствуют этому и изобретение мошенниками новых способов и средств совершения преступлений, зачастую опережающих реакцию правоохранительных органов, и виктимное поведение самих потерпевших. Представляется, что основные усилия в данной сфере необходимо направить на развитие механизмов взаимодействия между различными органами и организациями, включая международное сотрудничество, в целях своевременного устранения причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, особенно, в условиях наличия у многих из них такого признака, как транснациональность.

Список литературы

  1. Аксенов В.А. Современное состояние и мировые тенденции совершения мошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в период пандемии COVID-19 // Безопасность бизнеса. 2021. № 5. С. 48.
  2. Костарев Д.Ф. Средства мобильной связи как инструмент совершения преступлений осужденными // Юрист Юга России и Закавказья. 2017. № 4. С. 41.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.01.2022) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2022. 
№ 20.
  4. Харалампиди Х.К. Мошенничество в сфере кредитования: криминалистическая характеристика // Научный журнал «Эпомен». 2020. № 47. С. 262.
  5. Линделл Д., Балашова А. Число дел о мошенничестве рекордно выросло на фоне пандемии [Эл. ресурс] // Информационное агентство «РБК». 31.08.2020. Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/31/08/2020/5f48ea169a79477e21e25d9d (дата обращения: 13.02.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее