Методы и приёмы обучения лексике английского языка в начальной школе
В наше время существует множество методов и приемов обучения лексике ИЯ, но поиск новых не останавливается. Образовательные организации нуждаются в методах, приемах обучения, которые бы качественно обучали и также развивали потенциал личности.
Хотелось бы выделить следующие методы и приёмы изучения лексики.
Игровой метод
Наиболее эффективный способ обучения лексике на уроках английского языка в начальной школе – игровой метод. Благодаря методу легко и быстро проходит объяснение нового материала, закрепление, работа с трудностями, и что самое главное, можно наблюдать заинтересованность каждого обучающегося во время урока.
«Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие» [Глаголева, 2017, с. 325]. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда позитивные эмоции, а там, где эмоции – там активность, там внимание и воображение, соответственно, там работает мышление.
Лексические игры нацелены на развитие речевой реакции младших школьников, тренировку в употреблении лексических единиц, приближенных к жизненным ситуациям и активизацию мыслительной деятельности обучающихся.
Игры могут быть предназначены для тренировки обучающихся лексике по определенным темам: «Еда», «Семья», «Школа», «Страны», другие направленны на отработку определенных частей речи: прилагательных, глаголов, существительных.
Игра по теме «Еда»
В «холодильнике» разложены продукты. Обучающимся необходимо рассмотреть, что находится в холодильнике, затем отвернувшись перечислить, по памяти, что располагается в нем.
Игра по теме «Кто больше»
Выбирается тема, например: «Семья». Цель – определить, обучающегося, который знает больше лексических единиц по теме. Обучающиеся по очереди называют слова на иностранном языке, побеждает тот, кто назовет больше слов.
Игры в свою очередь могут быть фонетическими, то есть направленные на тренировку произношения лексических единиц и формирование навыков фонетического слуха; орфографическими, направленными на обучение техники письма. Аудитивные игры также присутвуют в образовательном процессе у многих учителей. Они нацелены на распознавание речевых образцов и сочетаний слов в потоке при воспроизведении аудиофонограммы; развитие слуховой памяти и реакции обучающихся.
Игра «долгие и краткие гласные»
Учитель называет слова, обучающиеся хлопают, если звук произносится долго. Побеждает команда или обучающийся, допустившие меньше ошибок.
Игра «Мы и Незнайка»
Класс выбирает Незнайку. Ребята, к нам гости пришел известный герой мультфильма. Вы догадались, кто это? Он хочет изучать английский язык, давайте ему поможем. Незнайка показывает транскрипционные знаки обучающимся, те в свою очередь хором произносят звук. Незнайка повторяет за обучающимися, иногда целенаправленно допуская ошибки. Обучающиеся должны указать на это.
Игра «Буквы рассыпались»
Учитель пишет слово на листе бумаги, затем разрезает его на части. Обучающимся необходимо догадаться, какое слово загадал учитель. Выигрывает тот, кто правильно запишет слово. Следующим ведущим становится победитель, аналогично загадывая слово и разрезая его на буквы.
На сегодняшний день существует большое количество разнообразных игр, направленных на то, чтобы усвоение новых лексических единиц не вызывало трудностей у младшего школьника во время учебного процесса. Карточки с изображением или написанием лексических единиц очень часто используются педагогами на уроках. Проводятся различные виды игр с демонстрационным и раздаточным материалом:
- «Сопоставь»
- «Разложи в заданном порядке»
- «Покажи и назови»
- «Найди ошибку»
- «Опиши»
Также используются кроссворды разных видов, ребусы и другие интересные задания.
Метод компьютерной техники и технологий сети Интернет
Данный метод позволяет формировать графический образ лексической единицы одновременно с её звуковым и моторным образом у обучающихся. Когда педагог вводит лексическую единицу, на экране он может отразить написание слова и соответствующую картинку, в дальнейшем лексическая единица может быть дана в контексте (например: словосочетание или предложение) и подкреплена картинкой (рисунок 1).Помимо этого, младшие школьники имеют возможность прослушать слово.
Рисунок 1. Пример введения лексической единицы с использованием компьютерной техники
Большую популярность и заинтересованность у младших школьников вызывает портативный мультимедийный проигрыватель IPodtouch. Благодаря данному устройству учитель может обеспечить дифференцированный подход к каждому ученику. Обучающиеся могут выполнять упражнения на закрепление лексических единиц, воспроизводить аудиофонограмму, записывать чтение слов и многое другое.
Обучающиеся могут использовать интернет – ресурсы при самостоятельной работе в домашних условиях. Учителя используют такие сервисы как: Учи.ру, skysmart, ЯКласс выдавая домашние задания ученикам. Интерактивные задания на вышеперечисленных платформах соответствуют ФГОС и вызывают большой интерес у ребят благодаря красочным и ярким образам, графическому представлению изученного материала. Сервисы выступают подмогой учителю, так как обладают рядом преимуществ: времязатратность, посильность, разнообразие заданий, быстрота проверки.
Для отработки лексических единиц на уроках английского языка можно использовать такие интернет – ресурсы как: LearningApps, Quizlet, FlashcardDB, English-cards.ru и другие (рисунок 2).
Рисунок 2. Пример упражнения на отработку лексики по теме «Food»на платформе LearningApps
Применение стихотворений, рифмовок и песенного материала
Учителя часто пренебрегают использованием стихов и рифмовок на уроках английского языка. Однако аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению английского языка в контексте культур. Обучающиеся могут совершенствовать навыки в отработке ритма, интонации иноязычной речи, произношения. Младшие школьники с интересом вовлекаются в данную деятельность. Данные приемы можно использовать как на актуализации ранее изученного материала, так и на физкультминутках и других этапах урока.
Пример стихотворения:
Nanny has got a lot of friends:
Lili,Katy, John and Jack
They have got a lot of toys:
Cars, rockets, blocks and dolls.
Стихотворения, рифмовки и песни способствуют быстрому усвоению лексических единиц.
Использование словаря
Как говорилось ранее обучающихся младшего школьного возраста необходимо научить работать со словарём. Изучение лексических единиц начинается со словаря, где можно увидеть правильное произношение слова, благодаря транскрипции; часть речи, а также его написание. Электронные словари получили широкое распространение на сегодняшний день, где помимо вышеописанных возможностей появляется возможность прослушивания лексической единицы, возможность увидеть устойчивые словосочетания и выражения с изучаемой ЛЕ. Педагог может использовать данные виды словарей в образовательном процессе при введении новых слов. Электронные версии станут хорошим помощником родителям младших школьников. Следующие онлайн словари наиболее популярныв использовании:AbbyyLingvo,Study-Languages-Online.com. Печатные словари также доступны в электронных версиях, которые можно скачать и пользоваться. Так примерами могут выступать: английский словарь в карточках, созданный профессорами Оксфордского университетаСоболева И. Б., Пембертон Ш.; «MyFirstIncredibleAmazingDictionary», выпущенный издательством DorlingKindersley или «Детский говорящий словарь в картинках» под издательством ART-Media.
Использование интеллект-карт
Для работы с лексикой младших школьников целесообразно использовать ментальные карты в групповой работе на этапах закрепления изученного лексического материала. Рекомендуется использование карт в 3-4 классах.
Основные познавательные процессы, используемые при создании ментальных карт: память и мышление. Результатом работы будет выступать групповой продукт, который представляет собой лист с ключевым словом темы в центре. Центральное слово может заменено быть рисунком или картиной. От центрального слова идут ветви, над которыми подписаны ключевые слова темы (рисунок 3).
Рисунок 3. Пример ментальной карты на отработку лексики по теме «Food»
Создание ментальных карт развивает творческие способности ребят, креативность, мышление, а также способствуют лучшему запоминанию лексических единиц.
Лексические упражнения
Установлено, что усвоение новых лексических единиц достигается, когда они отработаны в различных упражнениях. Чем больше упражнений, тем лучше.
Распространенным лексическим упражнением, используемым на уроках иностранного языка, выступает диктант, который подразумевает большой охват обучающихся и развитие навыков письма и аудирования. Диктующим может выступать не только учитель, но и обучающиеся; голос в записи; приглашенный педагог другой группы.
Существуют различные виды диктантов: диктант по памяти, графический диктант, творческий, зрительный и другие.
Пример диктанта «SpellingDictation»
Учитель выбирает обучающегося, который будет диктовать классу слово. Показав карточку со словом ученику, ему необходимо продиктовать слово по буквам. Затем идет следующий ученик и так далее. Осуществление проверки возможно различными способами: взаимопроверка, проверка учителем, сверка с готовым образцом на экране.
Помимо диктанта, существует большое разнообразие лексических упражнений, которые можно найти в сети Интернет; учебных пособиях; придумать самому.
Пример упражнения на отработку лексики по темам «Fruits» и «Colours»
Yes or No?
Apples are white.
Bananas are yellow.
Strawberries are purple.
Cherries are red.
Peaches are orange.
Таким образом, можно сделать вывод, что при изучении английской лексики необходимо использовать все вышесказанные методы и приемы в комплексе. В этом случае достигаются высокие результаты в усвоении лексики, формируются речевые навыки и развивается интерес детей к предмету английский язык.
Список литературы
- Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева // Молодой ученый. – 2017. – № 4 (138). – С. 324-326.
- https://infourok.ru/statya-igrovie-metodi-v-obuchenii-angliyskomu-v-nachalnoy-shkole-988329.html
- https://studbooks.net/2021438/pedagogika/ispolzovanie_multimediynyh_tehnologiy_urokah_angliyskogo_yazyka
- https://lektsii.org/17-6968.html