Склонность к срывам в стрессовой ситуации у подростков

Склонность к срывам в стрессовой ситуации у подростков

В статье обобщены научные представления о стрессе, рассмотрены особенности нервно-психической неустойчивости у подростков и проанализирована склонность к срывам в стрессовой ситуации на выборке школьников. На основе анализа теоретических положений обоснована природа стресса как нервно-психического механизма адаптации индивида. Представлены результаты эмпирического исследования по методике «Прогноз», в том числе по половому признаку.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (61), Апрель ‘22

Дата публицакии 15.04.2022

Поделиться

В подростковом возрасте в связи с активными изменениями нервной и эндокринной систем, перестройкой нервно-психической сферы, становлением психических функций и личности начинают достаточно сильно проявляться отдельные черты характера и психологические особенности индивида, психологический абсолютизм, когда жизненные события воспринимаются в крайних тонах - либо хорошо, либо плохо, болезненное самолюбие - подростка оскорбляет отношение взрослого к нему как к ребенку, ведь подросток считает себя взрослым, острое ощущение обиды - действительной и мнимой.

Свойственное подросткам психоэмоциональное напряжение, постоянное умственное напряжение, связанное с обучением в школе, большая реактивность и стремление к повышенной эффективности провоцируют у них быструю истощаемость, эмоциональную неустойчивость, которые при длительном протекании и провоцирующих ситуациях приводят к нервно-психическому напряжению и стрессу, склонности к нервно-психическим срывам [8, с. 25].

В своей концепции стресса как «общего адаптационного синдрома» (1936) французский ученый Г. Селье сформулировал три его стадии: 1) тревога, 2) резистенция (приспособление, адаптация), 3) истощение [7, с. 13]. На основании его фундаментальных трудов по феноменологии стресса отечественные исследователи изучали понятие и природу нервно-психического напряжения, результаты чего наиболее подробно были представлены в монографии Т.А. Немчина в 80-х годах прошлого века. Отечественные ученые выделили три степени выраженности состояния нервно-психического напряжения (НПН).

I степень НПН характеризуется отсутствием видимых или ощутимых признаков напряжения. Его проявление настолько незначительно, что человек не склонен считать свое состояние «напряжением»;

II степень НПН характеризуется мобилизацией нервной и психической деятельности, чувством общего подъема душевных и физических сил, готовности к работе, активизируется когнитивная деятельность, внимание и память обостряются, а эффективность и продуктивность деятельности увеличивается и становятся достаточно высокие;

III степень НПН характеризуется дезорганизацией психической деятельности на фоне выраженных нарушений в эмоциональной сфере, чувством общего психического и физического дискомфорта, снижением продуктивности деятельности [5, с. 44].

Ряд исследователей, например, Н.Е. Водопьянова [3, c. 38], Д.А. Жуков [4, c. 108], рассматривают IV степень нервно-психического напряжения - патологическую. Это постоянное напряжение, которое чревато появлением дезадаптивных, деструктивных форм девиантного поведения, развитием серьезных психосоматических заболеваний.

На первой стадии стресса присутствуют состояния волнения, тревоги, когда задействуются все защитные силы организма нервно-психическое напряжение приводит к улучшению внимания, человек мобилизирует свои ресурсы, происходит психическая адаптация индивида, которая позволяет устанавливать оптимальные отношения с окружающей средой, способствующие решению актуальных для личности задач, не нарушая адекватного соответствия между его психическими и физиологическими характеристиками, т. е. сохранять достаточный уровень нервно-психического здоровья.

При II-й степени нервно-психического повышается уровень активности нервной системы; психологические сдвиги, с одной стороны, вызывают приятные эмоции - человек воодушевляется, когнитивные процессы активизируются, и он готов к действиям. Но физические ощущения приносят дискомфорт, хотя и не мешают выполнять задачу и не вызывают серьезного беспокойства [2, c. 9]. В психологической литературе такое напряжение называют «эустрессом» - положительным, «хорошим» стрессом, помогающим в короткое время мобилизовать ресурсы человека и успешно ему приспособиться к сложной ситуации. Несильный физический дискомфорт при этом как бы «заслоняется» положительными эмоциональными переживаниями [6, c. 67].

В III и IV степени, когда нервно-психическое напряжение носит высокий и продолжительный характер, как следствие могут появиться тревожность, эмоциональная неустойчивость, агрессия, что оказывает негативное влияние как на психическое состояние, так и на организм в целом [5, с. 34-35], и, что важно, - может вызвать неадекватное поведение, трудности во взаимодействии с социумом. Поэтому важно понимать склонность к срывам в стрессовой ситуации у подростка.

Актуальность исследования склонности к срывам в стрессовой ситуации у подростков определяется важностью своевременной профилактики и коррекции психологического здоровья личности, обуславливающего его социальное поведение. Важность исследований возможности срыва нервной системы у подростков в критической (стрессовой) ситуации и риска дезадаптации подростка в стрессе определяется специфическими, свойственными возрасту, особенностями психо-эмоционального реагирования подростков на стрессовую ситуацию. Более того, нервные срывы вследствие нервно-психической неустойчивости у подростков предопределяет вероятность формирования негативных характериологических черт личности, дезадаптации в социально-психологическом отношении, сложности в социализации.

На основании положений, выдвинутых Т.А. Немчиным (1983), что в условиях экстремальной ситуации в деятельности функциональных подсистем организма осуществляются такие сдвиги, которые выходят за рамки оптимального функционирования адаптационной системы, и эти качественные сдвиги отражают неадекватный характер отражательной деятельности отдельных звеньев системы [5, с. 23], мы предположили, что подросткам в силу их изменений в физиологии и психике, отсутствии необходимого жизненного опыта, у них снижена нервно-психическая адаптация, и потому подростки склонны к нервным срывам в стрессовой ситуации, при этом девочки более склонны, чем мальчики.

Изучение склонности к нервно-психическим срывам в стрессовой ситуации у подростков было проведено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Елабуга, Республики Татарстан, Россия. Выборку испытуемых составили подростки 14-15 лет в количестве 50 человек: 27 мальчиков и 23 девочки.

Эмпирическое исследование было проведено с помощью методики определения уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (вариант 1) (разработана в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (Россия), автор В.Ю. Рыбников (1986). Методика дает оценку риска дезадаптации личности в условиях стресса, что позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека, особенно при усложнении внешней ситуации [1].

Результаты диагностики старших подростков (14-15 лет) по методике «Прогноз» представлены в таблице 1.

Таблица 1

 

Результаты диагностики уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе по методике «Прогноз» у старших подростков (14-15 лет)

Группа НПУ

Количество

Прогноз

Человек

Доля

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

неудовлетворительная НПУ

1

3

4 %

13 %

Неблагоприятный

неудовлетворительная НПУ

2

3

7 %

13 % 

Неблагоприятный

удовлетворительная НПУ

3

3

10 %

13 %

Благоприятный

удовлетворительная НПУ

4

4

16 %

17 %

Благоприятный

удовлетворительная НПУ

5

3

19 %

13 %

Благоприятный

хорошая НПУ

4

2

16 %

9 %

Благоприятный

хорошая НПУ 

3

2

10 %

9 %

Благоприятный

хорошая НПУ

3

2

10 %

9 %

Благоприятный

высокая НПУ

1

1

4 %

4 %

Благоприятный

высокая НПУ

1

0

4 %

0 %

Благоприятный

Всего

27

23

100 %

100 %

-

 

Интерпретация результатов диагностики показала, что к нервному срыву склонны 18% подростков (9 человек), из них 3 мальчика и 6 девочек. У большинства подростков (44%, 22 человека, из них 12 мальчиков и 10 девочек) удовлетворительная нервно-психическая устойчивость. Хорошая нервно-психическая устойчивость наблюдается у 32% (16 человек), из них 10 мальчиков и 6 девочек. Высокая нервно-психическая устойчивость только у небольшой доли подростков - (3 человека), из них 2 мальчика и 1 девочка.

В зону риска целесообразно определить 10% мальчиков (3 человека) и 13% девочек (3 человека), у которых уровень нервно-психическая устойчивости близок к неблагоприятному прогнозу. Следовательно, психологическая поддержка и коррекционная работа по снижению нервно-психической неустойчивости и повышению стрессоустойчивости требуется 30% подростков.

Сравнительный анализ по полу показал, что среди девочек вероятность срыва в стрессовой ситуации более высока, чем у мальчиков, 26% и 11% соответственно. Мальчики характеризуются более высокой стрессоустойчивостью 8% и 4% соответственно (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Склонность к срыву в ситуации стресса у подростков в зависимости от пола

 

Итак, 18% подростков склонны к нервным срывам в стрессовой ситуации, а 12% подростков находятся в зоне риска; девочки более склонны к срыву, чем мальчики.

Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно заключить, что у современных подростков 14-15 лет вероятность личностных нарушений в сфере нервно-психической неустойчивости, их развития и проявлений в поведении и деятельности возможна у большой части подростков - 30%. В этой связи необходима реализация психологических программ по поддержанию высокого уровня нервно-психической устойчивости, направленных на развитие и формирование положительных психологических особенностей (стрессоустойчивости) подростков 14-15 лет, в психолого-педагогическом консультировании и при сопровождении подростков в коррекционно-развивающей работе в индивидуальной и групповой форме по вопросам нервно-психической неустойчивости подростков при стрессе в работе практикующих учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, всех, кто по роду своей деятельности связан с решением проблемы стрессовых состояний подростков (например, в области конфликтологии).

Список литературы

  1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление: монография / В.А. Бодров. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 528 с.
  2. Быкова Е.А. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных старшеклассников в период подготовки и проведения олимпиад «Ресурсы эмоциональной устойчивости» / Е.А. Быкова. – Курган, 2019. – 69 с.
  3. Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.Е. Водопьянова. – М.: Юрайт, 2018. – 283 с.
  4. Жуков Д.А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей. В 2 т. Т. 1. / Под ред. П. Суворова, Е. Дружкова. – М.: Альпина нон-фикшн (АНФ), 2014. – 426 c.
  5. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. – Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 167 c.
  6. Психическая напряженность. Фрустрация: хрестоматия / Сост. И.В. Герасимова. – Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2001. – 104 с.
  7. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье; пер. с англ. А.Н. Лука. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 125 с.
  8. Щанкин А.А. Особенности высшей нервной деятельности и психическое здоровье детей: учебное пособие / А.А. Щанкин. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 95 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary