Особенности подростка в неполной семье

Особенности подростка в неполной семье

Авторы публикации

Рубрика

Социология

0

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (116), Май ‘23

Дата публикации 15.05.2023

Поделиться

В статье раскрыто понятие неполной семьи.   Освещены психолого-педагогические особенности подросткового возраста. В настоящее время изучение детско-родительских отношений и их влияние на становление личности  подростка является актуальным. Большое значение в развитии его психических особенностей, в формировании паттернов поведения и жизненных установок оказывают особенности взаимодействия родителей и ребенка. В статье приводится теоретический анализ проблемы исследования становление личности  подростка в условиях проживания и воспитания в неполной семье.

Изучение учёными проблемы детско-родительских отношений происходило в ходе всего развития психологии как теоретической и практической науки. Среди зарубежных ученых, занимавшихся изучением влияния семьи, следует отметить С. Холла, З. Фрейда, А. Фрейд, Э. Шпрангера, Г. Салливана, Ж. Пиаже и др. В рамках отечественных исследований данным вопросом занимались такие известные авторы, как: Л. С. Выготский,
Л. И. Божович, А.Е. Личко, И. В. Дубровина, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Аспект детско-родительских отношений и их влияние на формирование личности  подростка не теряет своей актуальности по сей день. Именно семья – это тот социальный институт, в рамках которого индивид  проживает, развивается, справляется с различными трудностями и невзгодами. Это его среда обитания, в которой он имеет возможность получать помощь и поддержку, ощущать себя защищенным. В рамках классического представления о структуре семьи речь идет простой или нуклеарной семье, в которую входят оба родителя, то есть мать и отец, а также ребенок или дети. В сложной семейной структуре также учитываются  прародители, братья и/или сестры родителей и их семьи.

Однако, начиная с середины двадцатого века, все острее встает вопрос изучения воспитания и развития детей, в том числе и подростков, в такой социальной ситуации, когда он растет в семье, родительская ветвь в которой представлена только одним из родителей. Здесь вступает в силу такое понятие, как неполная семья. При этом речь идет не только о ситуациях, когда родители приняли решение о разводе. Данное понятие гораздо шире.

Термин «неполная семья» был введен А.С. Макаренко для обозначения семьи, в рамках которой родительская линия представлена лишь отцом или матерью. От момента рождения и далее по жизни каждый из родителей вносит существенный вклад в становление личности ребенка. Однако, в рамках многих отечественных исследований основное внимание уделяется взаимоотношениям меду ребенком и матерью, хотя в рамках неполных семей нередки случаи, когда в роли родителя выступает отец.

Для более полной картины необходимо обратиться к причинам возникновения неполной семьи в обществе, что в свою очередь позволит охарактеризовать типы неполных семей. По причинам появления выделяют такие типы семей:

  • Разведенная семья – расторжение брака между супругами.
  • Распавшаяся семья – отдельное проживание родителей друг от друга в силу различных причин.
  • Осиротевшая семья – потеря (смерть) одного из родителей.
  • Внебрачная семья – когда ребенок родился вне брака.

Исходя из выше описанного, видно, что понятие неполной семьи описывает различные жизненные ситуации, с которыми сталкивается родитель и/или родители, а также непосредственное сам ребенок. Во многом успешная социализация ребенка зависит от структуры семьи, от особенностей самих родителей, а также от того, когда во времени семья стала характеризоваться как неполная.

Среди наиболее характерных особенностей ребенка, воспитывающегося в неполной семье, выделяют:

  • нарушение полоролевого поведения;
  • неустойчивость и заниженность самооценки, неуверенность в себе;
  • стремление к социальноодобряемому образу;
  • высокая стрессоустойчивость;
  • проявление ранней самостоятельности;
  • наличие внутриличностных конфликтов;
  • закрытость, сдержанность, контроль поведения;
  • инфантильность, раздражительность;
  • склонность к нарушению общепринятых норм поведения, возможность проявления девиантных паттернов;
  • сниженная школьная успеваемость;
  • проявление негативного отношения к родителям;
  • страх разлуки со взрослыми, поиск значимого взрослого.

Многие исследователи отмечают значимость нахождения в ближайшем круге общения подростка из неполной семьи человека противоположного пола по сравнению с родителем, который является главой данной семьи. Это необходимо для формирования у подростка представления о мужской или женской роли в семье и в обществе, об особенностях выстраивания отношений не только с людьми своего пола, но также и противоположного.

Перечисленные особенности могут быть характерны не только для подростков из неполных семей, но и для подростков, которые воспитываются в полных семьях. Согласно проводим исследованиям, ключевыми отличиями являются склонность детей из неполных семей к более низкой самооценке, трудности в выстраивании отношений с целью создания семьи,  а также сложности с полоролевым поведением.

Список литературы

  1. Андреева Т. В. Социальная психология семьи. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. — 154 с.
  2. Зуев К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей / К.Б. Зуев. — Вестник Томского государственного университета, 2009. – №324. — С.329—333.
  3. Иванченко В.А. Социально-психологические особенности детей из неполных семей / В.А. Иванченко // Известия Саратовского университета. — 2010. — Т.10. — №2. — С.69—72.
  4. Коваль В.В. Подростки из неполных семей: особенности самоотношения / В.В. Коваль // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 2 (27) — С.238—240.
  5. Максименко, А. А. Проявление защитных механизмов у подростков из неполных семей / А. А. Максименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 873-875. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32413/ (дата обращения: 08.05.2023).
  6. Подольский А. С. Воспитание детей в неполных семьях как психолого-педагогическая проблема // Сборник научных докладов Международной научно-методической конференции «Итоги 20 века. Гуманизация образования. Проблемы и перспективы». (Витебск, 1998) — Витебск: ИПК и ПРРи СО, 1998. — Ч. 2. — С. 44-48.
  7. Щербакова А.А. Личностные особенности подростков, воспитывающихся в неполной семье. // Сборник трудов кафедры социальной педагогики и психологии «Актуальные ориентиры профилактики социальных отклонений молодежи» (г.Владимир. 25 мая 2018г.). — Владимир: Владимирский государственный ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2018. — С.333-338.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее