Изучение учёными проблемы детско-родительских отношений происходило в ходе всего развития психологии как теоретической и практической науки. Среди зарубежных ученых, занимавшихся изучением влияния семьи, следует отметить С. Холла, З. Фрейда, А. Фрейд, Э. Шпрангера, Г. Салливана, Ж. Пиаже и др. В рамках отечественных исследований данным вопросом занимались такие известные авторы, как: Л. С. Выготский,
Л. И. Божович, А.Е. Личко, И. В. Дубровина, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и многие другие.
Аспект детско-родительских отношений и их влияние на формирование личности подростка не теряет своей актуальности по сей день. Именно семья – это тот социальный институт, в рамках которого индивид проживает, развивается, справляется с различными трудностями и невзгодами. Это его среда обитания, в которой он имеет возможность получать помощь и поддержку, ощущать себя защищенным. В рамках классического представления о структуре семьи речь идет простой или нуклеарной семье, в которую входят оба родителя, то есть мать и отец, а также ребенок или дети. В сложной семейной структуре также учитываются прародители, братья и/или сестры родителей и их семьи.
Однако, начиная с середины двадцатого века, все острее встает вопрос изучения воспитания и развития детей, в том числе и подростков, в такой социальной ситуации, когда он растет в семье, родительская ветвь в которой представлена только одним из родителей. Здесь вступает в силу такое понятие, как неполная семья. При этом речь идет не только о ситуациях, когда родители приняли решение о разводе. Данное понятие гораздо шире.
Термин «неполная семья» был введен А.С. Макаренко для обозначения семьи, в рамках которой родительская линия представлена лишь отцом или матерью. От момента рождения и далее по жизни каждый из родителей вносит существенный вклад в становление личности ребенка. Однако, в рамках многих отечественных исследований основное внимание уделяется взаимоотношениям меду ребенком и матерью, хотя в рамках неполных семей нередки случаи, когда в роли родителя выступает отец.
Для более полной картины необходимо обратиться к причинам возникновения неполной семьи в обществе, что в свою очередь позволит охарактеризовать типы неполных семей. По причинам появления выделяют такие типы семей:
- Разведенная семья – расторжение брака между супругами.
- Распавшаяся семья – отдельное проживание родителей друг от друга в силу различных причин.
- Осиротевшая семья – потеря (смерть) одного из родителей.
- Внебрачная семья – когда ребенок родился вне брака.
Исходя из выше описанного, видно, что понятие неполной семьи описывает различные жизненные ситуации, с которыми сталкивается родитель и/или родители, а также непосредственное сам ребенок. Во многом успешная социализация ребенка зависит от структуры семьи, от особенностей самих родителей, а также от того, когда во времени семья стала характеризоваться как неполная.
Среди наиболее характерных особенностей ребенка, воспитывающегося в неполной семье, выделяют:
- нарушение полоролевого поведения;
- неустойчивость и заниженность самооценки, неуверенность в себе;
- стремление к социальноодобряемому образу;
- высокая стрессоустойчивость;
- проявление ранней самостоятельности;
- наличие внутриличностных конфликтов;
- закрытость, сдержанность, контроль поведения;
- инфантильность, раздражительность;
- склонность к нарушению общепринятых норм поведения, возможность проявления девиантных паттернов;
- сниженная школьная успеваемость;
- проявление негативного отношения к родителям;
- страх разлуки со взрослыми, поиск значимого взрослого.
Многие исследователи отмечают значимость нахождения в ближайшем круге общения подростка из неполной семьи человека противоположного пола по сравнению с родителем, который является главой данной семьи. Это необходимо для формирования у подростка представления о мужской или женской роли в семье и в обществе, об особенностях выстраивания отношений не только с людьми своего пола, но также и противоположного.
Перечисленные особенности могут быть характерны не только для подростков из неполных семей, но и для подростков, которые воспитываются в полных семьях. Согласно проводим исследованиям, ключевыми отличиями являются склонность детей из неполных семей к более низкой самооценке, трудности в выстраивании отношений с целью создания семьи, а также сложности с полоролевым поведением.
Список литературы
- Андреева Т. В. Социальная психология семьи. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. — 154 с.
- Зуев К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей / К.Б. Зуев. — Вестник Томского государственного университета, 2009. – №324. — С.329—333.
- Иванченко В.А. Социально-психологические особенности детей из неполных семей / В.А. Иванченко // Известия Саратовского университета. — 2010. — Т.10. — №2. — С.69—72.
- Коваль В.В. Подростки из неполных семей: особенности самоотношения / В.В. Коваль // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 2 (27) — С.238—240.
- Максименко, А. А. Проявление защитных механизмов у подростков из неполных семей / А. А. Максименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 873-875. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32413/ (дата обращения: 08.05.2023).
- Подольский А. С. Воспитание детей в неполных семьях как психолого-педагогическая проблема // Сборник научных докладов Международной научно-методической конференции «Итоги 20 века. Гуманизация образования. Проблемы и перспективы». (Витебск, 1998) — Витебск: ИПК и ПРРи СО, 1998. — Ч. 2. — С. 44-48.
- Щербакова А.А. Личностные особенности подростков, воспитывающихся в неполной семье. // Сборник трудов кафедры социальной педагогики и психологии «Актуальные ориентиры профилактики социальных отклонений молодежи» (г.Владимир. 25 мая 2018г.). — Владимир: Владимирский государственный ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2018. — С.333-338.