Особенности проведения допроса с участием несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства

Особенности проведения допроса с участием несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства

В статье приведены характерные особенности допроса несовершеннолетних, которые должны быть учтены следователем при расследовании и раскрытии уголовных преступлений. Также рассматриваются процедуры обеспечения прав участников уголовного судопроизводства, не достигших совершеннолетия.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (61), Апрель ‘22

Поделиться

Допрос – сложное правовое явление. Его можно и нужно рассматривать как следственное действие, как один из предусмотренных законом способов собирания и проверки доказательств; как институт права; как одно из полномочий органов уголовного преследования и суда; как одну из форм проявления уголовного преследования; как один из предусмотренных законом способов изобличения лиц, виновных в совершении преступления; как процессуальный способ формирования показаний; как способ защиты: подозреваемых – от подозрения, обвиняемым – от обвинения; как способ защиты своих прав и законных интересов потерпевшим от преступления; как способ легализации фактических данных, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий [5, с. 8].

Особенностям проведения допроса несовершеннолетних лиц в уголовном процессе посвящены ст. 191 и 425 УПК РФ. Так, ст. 191 УПК РФ закрепляет характеристики допроса несовершеннолетних в статусе потерпевших и свидетелей, а ст. 425 УПК РФ – подозреваемых и обвиняемых (те же положения распространяются на несовершеннолетних подсудимых) [1, ст. 425].

Процессуальные требования к допросу несовершеннолетних аналогичны общему порядку, но имеют свои особенности.

Во-первых, свидетели и потерпевшие, в возрасте до 16 лет, не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или за отказ от показаний. Следователь лишь указывает данным лицам о необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191).

Во-вторых, закреплено участие психолога или педагога (ранее – только педагога в ст. 191 УПК РФ). Их участие обязательно для лиц, не достигших шестнадцати лет или достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии. Однако неразрешенным осталось то, что законодательно не регламентированы требования, предъявляемые к педагогу или психологу. В п. 62 ст. 5 УПК РФ имеется только определение педагога. Также неочевидно, в какой из ситуаций следователю и дознавателю нужно привлекать психолога, а в какой – педагога. В науке также не имеется единой точки зрения по данному аспекту.

Так, Э. Б. Мельникова полагает, что более полезным будут специальные знания психолога, нежели педагога. Поскольку, по ее мнению, присутствие психолога поможет правильно сформулировать вопросы, тем самым обеспечив полноту допроса [3, с. 96].

Следователь при осуществлении производства допроса с участием несовершеннолетнего лица, должен владеть не только знаниями уголовно-процессуального закона, но и основами криминалистики, в которой будет раскрываться тактика осуществления допроса несовершеннолетнего, также психологии и педагогики, так как несовершеннолетнее лицо — это еще социально неустойчивая личность. При проведении допроса необходимо присутствие таких участников как: защитник, педагог, психолог и законный представитель.

В-третьих, введена непрерывная продолжительность и максимальное время на производство следственных действий по возрастным категориям несовершеннолетних. Так, «в возрасте до семи лет они не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день» (ч. 1 ст. 191 УПК РФ). В отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых закреплен допрос продолжительностью без перерыва не более 2 часов, а в общей сложности – не более 4 часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК РФ).

В-четвертых, установлено применение видеозаписи или киносъемки, за исключением случаев, когда несовершеннолетний и его законный представитель против этого (п. 4 ст. 191 УПК РФ). Если съемка состоялась, диск с видеозаписью прикладывают к материалам уголовного дела, и при необходимости к нему можно обратиться позже, при рассмотрении дела в судебном заседании.

Производство по уголовным делам с участием несовершеннолетних всегда вызывало определенные затруднения у правоприменителей. Это обусловлено, в первую очередь, возрастом процессуальных участников, что, несомненно, наложило свой отпечаток и на работу с ними. Это касается и времени производства следственных действий, и разнообразных участников процессуальных действий, и личностных особенностей поведения несовершеннолетних. Как верно отмечает С.С. Чернова в своей работе, «существуют многочисленные пробелы в правоприменительной деятельности, следствием которых являются нарушения в ходе производства допроса прав несовершеннолетних потерпевших или ненадлежащая защита их интересов» [7, с. 98].

Перед следователем часто стоит дилемма – привлечь ли к проведению следственного действия знакомого для несовершеннолетнего педагога (психолога) или же того, с кем несовершеннолетний не знаком. В одних случаях необходимо сделать выбор в пользу уже знакомого специалиста, учитывая наличие расположения к нему ребенка, в других же ситуациях наоборот, незнакомого, поскольку встреча со знакомым психологом может спровоцировать замыкание в себе, в т.ч. по причине предыдущих негативных обстоятельств их знакомства (например, из-за работы данного специалиста с семьей ребенка в составе Комиссии по делам несовершеннолетних).

Психолог сможет лучше всего учесть эти обстоятельства. Кроме того, при выборе подходящей кандидатуры психолога или педагога, который бут принимать участие в следственных действиях с несовершеннолетним, необходимо также руководствоваться пожеланиями самого несовершеннолетнего и его законного представителя. Целесообразно выделить педагога и психолога в число самостоятельных участников уголовного судопроизводства, включив их в группу «иные участники уголовного судопроизводства», детально регламентировав при этом их процессуальный статус [2, с. 179].

Решение о приглашении   педагога или психолога основывается, на необходимости создания благоприятной атмосферы перед допросом подростка следователю целесообразней поговорить с ним на отвлеченные темы, узнать о его интересах и увлечениях.  Допрос желательно начинать со свободного рассказа. От следователя требуется говорить четко, медленно, уверенно, спокойно. Подросток в противном случае может почувствовать страх перед следователем и замкнуться в себе или же оговорить себя [6, с. 432].

Допрос для юношей и девушек 15–17 лет желательно проводить в официальной обстановке. Так подростки проникнутся чувством ответственности и с большей вероятностью дадут более точные показания. Допрос несовершеннолетних желательно проводить как можно раньше после произошедшего события, так как эмоциональная жизнь подростка насыщена и яркими впечатлениями которые быстро сменяются одни на другие. Подростки детально запоминают отдельные конкретные детали (номер машины, характерные приметы преступника). Подростки 17–18 лет могут быть допрошены с применением тактических приемов, используемых при применении допроса для взрослых.

Таким образом, рассмотрение особенностей допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых позволяет сделать вывод о наличии проблем правового регулирования правового статуса несовершеннолетних в уголовном процессе. К данному выводу также пришла Е.В. Марковичева, которая утверждает, что, к сожалению, анализ российского уголовно-процессуального законодательства лишь подтверждает отсутствие такого комплексного подхода при нормативном закреплении процессуального статуса несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве [4, с.15].

В уголовном судопроизводстве возникает необходимость в доведение в состояние правовой определенности правового статуса педагога в уголовном судопроизводстве. На сегодняшний день возникают проблемы при допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, и оформления данного следственного действия с участием педагога.

Правовая неопределенность правового статуса педагога проявляется в активных действиях при производстве допроса, так, при производстве следственных действий возникает разрыв между следователем и допрашиваемым, а, следовательно, педагогу необходимо предпринять те или иные действия при допросе, чтобы реализовать свою главную функцию – защиту несовершеннолетнего.

Кроме того, необходимо предоставить следователю или дознавателю право на отстранение законных представителей несовершеннолетних. Эта необходимость заключается в том, что в некоторых случаях законные представители несовершеннолетнего могут влиять на правдивость суждений несовершеннолетнего при производстве допроса, существенным образом препятствуя расследованию преступления.

Список литературы

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 4 марта 2022 г.) // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (ч.1). – Ст. 425.
  2. Лазаренко О.Н. Психологические особенности тактических приемов допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых / О.Н. Лазаренко, А.И. Тимофеев // Закон и право. – 2022. – № 1. – С. 177-181.
  3. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учебное пособие / Э. Б. Мельникова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва, 2001. С. 96
  4. Марковичева Е. В. Проблема совершенствования процессуального статуса несовершеннолетнего потерпевшего в российском уголовном процессе / Е. В. Марковичева // Вопросы ювенальной юстиции. — 2015. — № 1. — С. 17–19.
  5. Семенова П.К. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого / П.К. Семенова // Вопросы российской юстиции. – 2020. – № 10. – С. 431-438.
  6. Чернова С.С. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего: процессуальные аспекты / С.С. Чернова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2019. – № 2 (48). – С. 92–102.1.
  7. Сафуанов Ф.С. Методологические принципы психологического взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними при допросе / Ф.С. Сафуанов Е.В. Васкэ // Юридическая психология. – 2016. – № 2. – С. 10-13.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary