Актуальные вопросы в сфере обеспечения прав детей, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и гражданского общества принятия мер, направленных на улучшение положения детей и их защиту. Для решения проблем обеспечения достойной жизни подрастающего поколения требуется неукоснительное соблюдение прав и законных интересов детей и комплексная работа в этом направлении со стороны государства.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области осуществляется по следующим направлениям:
защита конкретного ребенка или группы детей путем оказания им помощи в предотвращении нарушений их прав и законных интересов или их восстановлении;
взаимодействие с органами власти, государственными структурами, общественными объединениями, обеспечивающими защиту прав и законных интересов ребенка;
осуществление мониторинга и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории Ивановской области;
участие в работе по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;
участие в проведении семинаров, конференции и иных мероприятий по проблемам реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей;
правовое просвещение и консультирование жителей, в том числе детского населения Ивановской области по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;
представление опыта работы региона на общероссийском уровне;
взаимодействие с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросам защиты прав и законных интересов детей.
При нарушении прав ребенка, Уполномоченный по права ребенка в Ивановской области, помимо рассмотрений жалоб, имеет право по собственной инициативе принять соответствующие меры в пределах своих полномочий по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей.
К сожалению, в настоящее время детским правозащитникам предоставлено недостаточно полномочий в законотворческой деятельности: они, как правило, не обладают правом законодательной инициативы, очень редко им предоставлена возможность осуществления правовой экспертизы проектов нормативных актов, касающихся вопросов обеспечения и защиты прав несовершеннолетних.
Однако, в своих докладах Уполномоченный может представить отчет о правотворческой деятельности и предложений об актуальном изменении законодательства. Можно говорить уже о том, что институт детского омбудсмена получил законодательное и общественное признание.
Положительный показатель работы детского правозащитника данного направления может указывать на количество принимаемых нормативных актов или предложений исполнительных или законодательных органов в регионе.
Например, в связи с тем, что в адрес Уполномоченного поступали обращения родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, по вопросу обеспечения детей продуктовыми наборами или денежной компенсацией, в Правительство Ивановской области было направлено письмо о выделении средств на обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы на дому, продуктовыми наборами, а также предложение разработать порядок обеспечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы на дому, продуктовыми наборами.
В целях приведения регионального законодательства в соответствие с ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Правительством Ивановской области были выделены средства на обеспечение продуктовыми наборами детей инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих адаптивные общеобразовательные программы на дому, в коррекционных школах и школах-интернатах, находящихся в подведомственности Департамента образования Ивановской области, и разработан порядок обеспечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы на дому, продуктовыми наборами, утвержденный постановление Правительства Ивановской области Постановление Правительства Ивановской области от 23.06.2021 № 291-п «Об утверждении Порядка обеспечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы на дому, продуктовыми наборами».
Для обучающих с ограниченными возможностями здоровья необходимо создание специальных условий, учитывающих особенности их здоровья специфику образовательных потребностей на всех уровнях образования.
Также отметим, что затем 14 июля 2022 года был опубликован закон № 299-ФЗ «О внесении изменений в статью 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части правового регулирования порядка обеспечения бесплатным питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья). Ранее такая компенсация выплачивалась, но не всем и не во всех регионах, но если заметить в Ивановской области порядок по выплате компенсации уже был в реализации. Все же единой практики не существовало, и это вызывало множество нареканий у родителей и опекунов. То есть, было буквально так, что в некоторых регионах не было предусмотрено бесплатное питание. Теперь ситуация приведена к общему знаменателю.
Уполномоченный внимательно изучает жалобы и заявления, касающихся, например, взыскания алиментов на содержание ребенка, о лишении (ограничении) родительских прав, об определении места жительства и порядка обращения с ребенком. Большинству обратившихся было оказано содействие в составлении заявлений о вынесении судебных приказов и исковых заявлений.
Так, в службу Уполномоченного обратилась женщина по вопросу защиты прав своей несовершеннолетней внучки. Родители девочки устранились от выполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. Родители материально девочку не содержат, в течение длительного периода времени ежедневно злоупотребляют спиртными напитками, ведут беспорядочный образ жизни, в квартире систематически собираются лица асоциальной направленности. Отец девочки привлечен к уголовной ответственности, а мать состоит на учете в Ивановском наркологическом диспансере. Беседы профилактического характера оказались безрезультатными. В целях защиты прав несовершеннолетней девочки юристом службы Уполномоченного обратившейся женщине была оказана помощь в составлении искового заявления в суд об ограничении родительских прав родителей ребенка. Бабушкой девочки было подано данное исковое заявление в суд. Судом было вынесено решение об ограничении родительских прав родителей девочки. Бабушка смогла оформить над своей внучкой опеку.
Важную составляющую деятельности Уполномоченного составляет работа с обращениями граждан. Основываясь на статистические данные докладов Уполномоченного, можно говорить, что ежегодно уровень доверия к Уполномоченному по правам ребенка в Ивановской области растет. Так, в 2014 году число поступивших обращений составило 1634 ед., в 2015 году - 1649 ед. (↑ 0,9% по сравнению к прошлому году), в 2016 году - 1664 ед. (↑0,9%), в 2017 году - 1692 ед. (↑ 1,6%), в 2018 году - 1762 ед. (↑ 4,1%), в 2019 году - 1783 ед. (↑ 1,1%), в 2020 году - 1794 ед. (↑ 0,6%), в 2021 году - 1801 ед. (0,3%). Это является достижением результата основополагающей правозащитной деятельности Уполномоченного.
Однако, всё-таки показатели указывают и о возрастающем количестве нарушений прав детей. На протяжении последних трех лет большинство обращений поступают по вопросам защиты прав семьи и детства (501) – 27,8%; сферы образования (315) – 17,5%; жилищным вопросам (233) – 12,9%, социального обеспечения (204) – 11,3% и др. Все это свидетельствует о том, что права детей нарушаются во всех сферах их жизнедеятельности.
Уполномоченный принимает активно участие в юридических консультациях гражданам на личных приемах (в 2020 году проведена 1191 консультация, в 2021 году 1077 консультаций). Безусловно, одним из показателей работы детского правозащитника является количество обращений с положительным результатом. В 2021 году по сравнению с 2020 годом количество таких обращений увеличилось на 32.
В список функций уполномоченных по защите детей также входит обеспечение сотрудничества и взаимодействия различных сродных инстанций для решения возникших проблем.
Так, с 2013 года Уполномоченным заключено 28 соглашений о взаимодействии со многими ведомствами и организациями, находящимися на территории Ивановской области. Хотелось бы уделить внимание о заключенном соглашении в 2021 году с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области.
В 21 веке не представить жизнь без интернета. При этом в широком интернет-пространстве содержится довольно широкая база, как для получения углубленных знаний, так и содержатся реальные угрозы для гражданина, в особенности для подростка.
Существуют многочисленные группы злоумышленников, которые незаконно могут втереться в доверие к подростку, могут подталкивать несовершеннолетних к совершению противозаконных действий и др. И обеспечить безопасность подростков в Интернете является весьма актуальной проблемой.
Так, в 2021 году прокуратурой Лежневского района установлено, что в 6 образовательных организациях осуществляется ненадлежащий контроль за обеспечением контентной фильтрации на персональных компьютерах школ, используемых несовершеннолетними во время учебных занятий в кабинетах информатики. У учеников имелся доступ к информации экстремистского характера, в том числе о движении «скинхедов», «скулшутинг», «АУЕ», «ЛГБТ». По указанным фактам прокуратурой Лежневского района в адрес руководителей образовательных организаций внесено 6 представлений. По итогам рассмотрения представлений нарушения устранены, приняты меры к дополнительной фильтрации, ограничению доступа несовершеннолетних к запрещенной информации, 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В данном направлении можно возложить ответственность на родителей и преподавателей образовательных учреждений осуществлять контроль над детьми за использованием и поведением в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», социальных сетях и мессенджерах и закрепить это все нормой закона. Ограничить доступ несовершеннолетних использования интернет ресурсов, содержащие пропаганду насилия, жестокости и агрессии.
Вместе с этим, в 2021 году службой Уполномоченного совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области (Роскомнадзор) разработан буклет «Десять правил Интернет-безопасности». Буклет адресован родителям и детям. В нем приведены основные правила безопасности для пользователей Интернета, а также даны советы, как защитить свои гаджеты от вредоносных программ, и сведения о том, как можно самостоятельно заблокировать противоправную информацию в сети Интернет.
Серьезной проблемой среди детей является нахождение их на опасных объектах: строительных площадках, заброшенных или разрушенных церквях и зданиях, нежилых домах, неиспользуемых помещениях. Степень опасности на таких участках является высокой и приводит к увечью и гибели детей, находящихся на строящихся и заброшенных строениях.
По статистике на территории Ивановской области в 2021 году в травматологическом центре областной детской клинической больницы получили медицинскую помощь 369 детей (в 2020 году - 282, в 2019 году - 258), из них: 335 детей, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (в 2020 году - 185, в 2019 году - 188), 208 детей с изолированной шокогенной травмой (в 2020 году - 28, в 2019 году - 60), пострадавших при падении с высоты (кататравма) - 14 (в 2020 году - 69, в 2019 году - 10). Можно заметить, что количество пострадавших с каждым годом увеличивается.
В целях профилактики случаев гибели и травматизма несовершеннолетних от неблагоприятных внешних факторов ежегодно по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка проводится Всероссийская акция «Безопасность детства».
За 2021 год в рамках Акции Уполномоченным совместно с представителями органов местного самоуправления, Управления ГИБДД УМВД России по Ивановской области, Главного Управления МЧС России по Ивановской области, Ивановского отделения Общероссийского народного фронта, администрации образовательных организаций, родительской общественности и средств массовой информации проверено 87 объектов, в том числе детские и спортивные площадки, запрещенные места для отдыха и купания, улично-дорожная сеть вблизи образовательных организаций.
Так, в службу Уполномоченного поступило обращение гражданки С. о травмировании на спортивное площадке ее сына. Как следует из обращения, сын заявительницы играл в футбол на спортивной площадке. От удара мяча по перекладине ворот мальчику на лицо упала металлическая подпорка ворот. Уполномоченным по данному обращению был направлен запрос на имя Главы города Иванова. Согласно полученному ответу, МБУ Центром физкультурноспортивной работы по месту жительства «Восток» (балансодержатель спортивной площадки) были проведены срочные ремонтные работы, а в сентябре 2021 года выполнены работы по демонтажу старых футбольных ворот и установке новых.
В любом случае, профилактика детского травматизма должна решаться на нескольких уровнях, где основными целями являются общество, коллектив, семья и человек. Для профилактики и контроля детского травматизма было бы чрезвычайно эффективно объединить все заинтересованные в этом силы и организовать ежегодную конференцию поданной теме для выявления новых путей и средств (технических, методических и административных) защиты детей от травм, а также обсуждении и исследования полученных результатов.
В соответствии со ст. 7, 38 Конституции РФ детству гарантируется государственная защита. Вопросом национальной безопасности является придание приоритетного значения защите прав и интересов ребенка. Создание института уполномоченного по правам ребенка является важной и благородной задачей. Чтобы этот институт хорошо функционировал, необходимо сконцентрировать усилия экспертов из разных областей, особенно юристов, которые должны обеспечить правовую базу для работы этого правозащитного механизма. Опыт показывает, что этот институт необходимо развивать и совершенствовать. Его задачи - решение значимых для детей возникающих проблем, обеспечение гарантий прав и интересов несовершеннолетних в России.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2017 № ВК-1065/07 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.10.2022).
- Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области и о соблюдении прав и законных интересов детей в 2021году»//URL:https://deti.ivanovoobl.ru/upload/medialibrary/1ec/Доклад%20«О%20деятельности%20Уполномоченного%20по%20правам%20ребенка%20в%20Ивановской%20области%20и%20о%20соблюдении%20прав%20и%20законных%20интересов%20детей%20в%202021%20году».pdf (дата обращения: 28.10.2022).
- Хиль-Роблес А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана) — М: Московская школа политических исследований, 2004. - 360 с.
- Симушин, С. В. Права ребенка в информационной среде: пробелы российского законодательства и пути их преодоления / С. В. Симушин // Государственная служба и кадры. – 2022. – № 2. – С. 71-75.
- Хаманева, Н. Ю. Институт уполномоченного по правам ребенка: проблемы развития и совершенствования / Н. Ю. Хаманева // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2012. – № 5. – С. 96-109.
- Рондырев, В. Б. Профилактика детского травматизма / В. Б. Рондырев, Е. А. Краснова // Национальная Ассоциация Ученых. – 2021. – № 65-1(65). – С. 29-31.