Роль воспитателя в формировании личности суворовца и его военно-профессиональном ориентировании.

Роль воспитателя в формировании личности суворовца и его военно-профессиональном ориентировании.

Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни? Для выбора будущей профессии очень важны индивидуальные особенности, которые выражены в физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте человека. При правильном выборе специальности это должно быть совпадение индивидуальных способностей человека с требованиями профессии.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (57), март ‘22

Дата публицакии 17.03.2022

Поделиться

Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни?

Для выбора будущей профессии очень важны индивидуальные особенности, которые выражены в физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте человека. При правильном выборе специальности это должно быть совпадение индивидуальных способностей человека с требованиями профессии.

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать требования, которые данная профессия предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Вот здесь как раз и выступает на первый план профориентация, которая помогает разобраться в себе, сделать правильный прогноз. Профессиональное самоопределение личности- это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека.

Основной и приоритетной целью СВУ является развитие у суворовцев профессиональных военных качеств, формирование физически и интеллектуально развитой личности. Одним из составных элементов данной цели является подготовка суворовцев к конкретной профессиональной деятельности (получение первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в военных образовательных учреждениях, замещая в них, как правило, должности младших командиров курсантских подразделений).

В России во все времена военная служба была делом чести, школой мужества и самоотверженности, а к профессии военного всегда относились с особым почётом и уважением. «Военная выправка», «офицерская честь», «солдатская доблесть», «дисциплина» - это далеко не полный список слов и выражений который привлекает суворовцев при выборе военной профессии. Однако не каждый сможет стать военным. Мы, воспитатели и преподаватели, должны воспитать в подрастающем поколении такие качества как целеустремлённость, стойкость духа, умение бороться со всеми трудностями, так как профессия военного не из лёгких.

Профессия – педагог-воспитатель, нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии. Именно воспитатель является фундаментом всех профессий в мире, «ведёт суворовца по жизни»: воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Именно этот человек остаётся в сердцах каждого суворовца и сопровождает его всю жизнь, воспитывает в нём личность. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!

Так что же такое личность? Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для суворовцев такой средой является учебное подразделение, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками на фоне ведущей в этом возрасте деятельности - учебы. Даже если суворовец учится слабо, он не должен терять веру в свои способности. Надо и воспитывать подростков, и учить, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь воспитателя к современному суворовцу-подростку в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, воспитатель должен учитывать в своей работе личный опыт педагогической и воспитательной работы, а также готовить суворовцев в военно-профессиональном ориентировании.

Основными направлениями военно-профессиональной ориентации обучающихся СКСВУ являются:

- военно-профессиональное просвещение

- военно-профессиональное информирование

- военно-профессиональное консультирование

- военно-патриотическое воспитание. 

Военно-профессиональное просвещение предусматривает доведение до обучающихся сведений о военных профессиях, воинских должностях и специальностях с целью формирования у них знаний о различных видах военно-профессиональной деятельности, военно-профессиональных интересов и стремления к осознанному выбору военной профессии, специальности.

Военно-профессиональное информирование обучающихся СКСВУ направлено на ознакомление воспитанников с военными ВУЗами страны, а также с требованиями к индивидуальным качествам военного специалиста и особенностям подготовки. Военно-профессиональное информирование призвано ориентировать обучающихся на поступление в тот или иной военный вуз. Его задача ‒ сформировать положительное отношение к обучению в военном вузе, мотивацию к овладению теми знаниями и навыками, которые необходимы для получения той или иной воинской специальности.

Военно-профессиональное консультирование суворовцев проводится с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общеобразовательной и военно-спортивной подготовленности, а также исходя из требований, предъявляемых к человеку различными видами воинской деятельности. Его цель – на основании определения профессиональной направленности молодого человека предоставить ему рекомендацию о выборе военной профессии, специальности, военного вуза.

Мероприятия по военно-профессиональной ориентации обучающихся СКСВУ тесно связаны с военно-патриотическим воспитанием, входят в общую систему формирования у суворовцев патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. С суворовцами проводятся занятия по военно-тактической подготовке, где они изучают тактику действий солдат в бою – группами и парами, проводятся соревнования по разборке-сборке оружия. Суворовцы проходят военно-медицинскую подготовку, в процессе которой они учатся накладывать шины и повязку, оказывать первую медицинскую помощь. С 2018 г. проводится военно-спортивный конкурс «Кадетские игры» среди воспитанников довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Конкурс проводится в два этапа – региональный и финальный. Состязания включают пять конкурсов: конкурс приветствие, смотр-конкурс строя и песни «Строевая выучка», интеллектуально-развивающий конкурс «Эрудит», военно-спортивный конкурс «Суворовский марш» и конкурс практического мастерства «Кадетский натиск». В финале региональных игр       2018 г. команда СКСВУ заняла 1-е место, а в следующем году – вновь 1-е место. Лагерный сбор – ещё одна традиционная форма военно-профессиональной подготовки воспитанников СКСВУ. В лагерном сборе принимают участие суворовцы 6-го курса. Военно-патриотическое воспитание и военно-профессиональное ориентирование суворовцев невозможно без тесного взаимодействия СКСВУ с воинскими частями, где им наглядно удаётся увидеть технику и оружие и самим попробовать всем этим управляться. Также немаловажную роль играет работа, направленная на военно-профессиональное самоопределение воспитанников СКСВУ, опираясь на принцип оптимизации и всестороннего охвата суворовцев разнообразными видами и формами увлекательной и полезной деятельности, формирующей их военно-профессиональные навыки (практика в командовании личным составом каждым обучающимся на должностях младших командиров).

Главная цель воспитателя – это создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим и национальным идеалам. Реализация личностно-ориентированного образования в суворовском училище выдвигает ряд требований к                       педагогу-воспитателю. Кроме высокого профессионализма, компетентности, он должен обладать способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям.

Одной из главных отличительных черт педагога-воспитателя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении воспитательного процесса. Важно, чтобы воспитатель узнал каждого суворовца, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил отношения с ним через совместную деятельность. Это особенно значимо для суворовцев младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения. Эффективность такого общения воспитателя с суворовцем зависит от готовности суворовца принять обращенное к нему замечание и адекватно отреагировать на него, но воспитатель не всегда заботится о такой готовности. Он часто торопится оказать волевое влияние на суворовца, а в результате получает то, чего не ожидает: суворовцы не понимают воспитателя. Чаще суворовцы ожидают от воспитателя мудрых действий, способности разрешить спор спокойно и справедливо. При правильном, справедливом разрешении воспитателем ситуации суворовцы считают это естественным. Однако в системе отношений «воспитатель-суворовец» взаимодействующие стороны по своему содержанию и силе воздействия друг на друга не равноценны: ведущей и наиболее активной их стороной является воспитатель. Именно нравственные взгляды и убеждения воспитателя, чувства и потребности, а главное — его поступки оказывают решающее влияние на нравственные отношения, складывающиеся между ними.

Если нравственные отношения между воспитателем и суворовцем и коллективом суворовцев складываются неправильно, то причину этого воспитатель, прежде всего должен искать в себе, поскольку он выступает ведущим субъектом отношений в воспитательно-педагогическом процессе. Нравственные отношения системы «воспитатель-суворовец» являются одним из важнейших условий учебно-воспитательного процесса. В зависимости от содержания -эти отношения могут, как благоприятствовать воспитательному процессу, так и затруднять его. Суворовцы, принимая воздействие воспитателя и соблюдая его рекомендации, должны верить, что предъявляемые к ним требования справедливы. Внутренняя неприязнь суворовца к воспитателю легко переносится на все исходящие от него идеи и может вызвать у суворовца настолько сильное внутреннее сопротивление, что испытанные воспитательные средства не дают должного эффекта, а иногда даже могут дать результат, противоположный ожидаемому. Пример тому, когда суворовец всё делает специально не так как положено, чтобы тем самым лишний раз показать своё нежелание понимать воспитателя.

Труд воспитателя направлен на преобразование человека. Дети, будучи объектом воздействия, в процессе именно воспитательного воздействия оказывают определенное сопротивление, которое хотя и сродни сопротивлению любого иного материала, но значительно превосходит его богатством форм и сложностью проявлений. «Почему в технических вузах, — писал А.С. Макаренко, — мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?!». [1].

Мозг ребенка, подростка — не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Он может быть и твёрдым сплавом, с трудом поддающимся необходимой обработке. Более пластичным он может быть в случае хороших взаимоотношений между воспитателем и суворовцем. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге — эффективнее.

В нашей стране прогресс образования связан именно с уменьшением доли принуждения суворовцев в процессе их обучения и воспитания и с увеличением других средств (повышения мотивации к учебе, стремлении познать что-то новое, сделать самому… и т.д.). Такие отношения значимы и для воспитателя, поскольку они воздействуют на его отношения к педагогическому труду, который в одних случаях приносит радость и удовольствие, а в других — становится для него безрадостной обязанностью.

Основным звеном, проходящим через всю систему взаимоотношений между воспитателем и ребенком, это уважение к личности каждого суворовца от первого дня его появления в 5-м классе до 11-го выпускного. Отношение воспитателя к суворовцу как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально-значимые черты личности каждого подростка.

Внешние проявления внимания и привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны. С целью формирования социально- приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества необходимы следующие способы взаимодействия между суворовцами и воспитателями:

-  Объяснять им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощрять их в проявлении этих качеств. Обращать внимание на подростков, которые сотрудничают, делятся и помогают друг другу, приводить их в пример.

- Чаще обсуждать последствия действий подростка или взрослого для чувств другого человека. Подчеркивать сходство между разными людьми.

- Предлагать суворовцам ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте жизненные ситуации, в которых лучше принимать участие нескольким подросткам)

- Подчеркивать моменты, в которых обучающиеся высказываются в пользу взаимопомощи, взаимодействия. Исключать нотации тем суворовцам, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом - постарайтесь убедить личным наглядным примером. Поощрять стремление подростков договориться при возникающих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать проблемы наказаниями (лишением увольнения).

- Вовлекать подростков в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве. Поощрять их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекать внимание других суворовцев к случаям нравственного поведения подростка - достойного подражания, а так же в случаях безнравственного поведения того или иного подростка, достойного осуждения.

- Воспитывать в суворовцах уважение к традициям и культуре, как своего народа, так и других. Организовывать экскурсии за пределы территории училища, посещение музеев, театров, где подростки имеют возможность познакомиться с образцами мировой культуры, литературы, живописи, музыкой разных народов.

- Находить индивидуальные для каждого суворовца формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите внимание на подростка, который ведет себя хорошо. Другие суворовцы захотят последовать его примеру.

- Четко объяснять суворовцам последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивать необходимость соблюдения правил поведения. Ясно формулировать правила распорядка дня.

- Помнить, что улыбка или доброе слово также является поощрением для подростка. Вовлекать менее популярных или изолированных суворовцев в совместную деятельность вначале под вашим руководством.

- Использовать как словесные, так и иные формы проявления внимания к суворовцу, например, наблюдение за его деятельностью, улыбку, кивание, контакт взглядом, мимику, выслушивание, смех над шутками того или иного суворовца и т. д.

Однако на практике нередко встречается нарушение этих норм, что свидетельствует о трудностях, которые воспитателю приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отношение к суворовцу как личности требует затрат нервной энергии и дополнительного времени, уважать каждого суворовца и видеть в нём личность — это сложная работа ума и души, сердца воспитателя.

Настоящий воспитатель является примером для суворовцев и их родителей, а взаимоотношения между воспитателем и суворовцем выступают как базис процесса обучения и воспитания. Один из видных философов и педагогов прошлого Джон Локк так писал о значении примера воспитателя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями... Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров...» [2]. Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский также большое внимание уделял отношениям между воспитателем и обучающимися. Он гневно выступал против тех воспитателей, которые чуждаются обучающихся, высокомерно и неуважительно относятся к ним. Особое значение великий педагог придавал доброжелательному отношению воспитателя к детям и советовал воспитывать детей легко и радостно, «чтобы напиток воспитания проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения и грубости, словом, приветливо и приятно» [3]. Тогда, как всякое несправедливое решение вызывает детское возмущение поведением воспитателя, они обсудят его в группах сверстников, расскажут родителям. Эта оценка может надолго определить неустойчивый характер взаимоотношений с суворовцами и отсутствие воспитательной силы и педагогического воздействия на суворовца.

Влияние воспитателя на суворовца будет более успешным, если воспитатель пользуется уважением и доверием со стороны суворовцев.  Кроме того, от воспитателя требуются: всесторонние знания, душевная безграничная щедрость к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных обучающихся, их разнообразные интересы воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств воспитателя. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Личность воспитателя, её влияние на суворовца огромно, её никогда не заменит педагогическая техника. А это значит, что воспитатель должен постоянно формировать у суворовцев ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Обязательно, необходимо похвалить суворовца за его работу и стремление самостоятельно или же совместно решать поставленные задачи, а также ставить его успехи на обозрение, как родителям так и его товарищам.  Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию у подростка – желание что – то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения.

Изучение личности суворовца через его деятельность – один из важнейших принципов, которому должен следовать воспитатель. Психологи отметили, что в последние годы подростки проявляют безответственность, нерешительность, слабоволие, избалованность, т.е. те черты, что испокон веков не свойственны мужскому характеру. Причина - слабое мужское влияние на формирование психологического и морального облика подростков мужского пола. По мнению психологов, мужчина может быть прекрасным воспитателем, так как у него уравновешенная нервная система, богатый запас информации. Мужское начало в воспитании - это справедливость, объективность, сдержанность. Благодаря мужскому влиянию у ребенка развивается ум, смекалка, трудовые умения, желание постоять за себя и за других. Мужчина для мальчика это пример, с которого он сознательно, или неосознанно копирует поведение, осваивает мужскую роль в обществе.

Исследования Л.Ф. Обуховой [4] и И.В. Шаповаленко [5] доказывают, что пластичность детской психики проявляется в подражании. Поэтому огромное значение для подростка суворовца имеет тот человек, который находится рядом и осуществляет воспитательную функцию, которому подражает подросток, осознанно или неосознанно берет пример.

Анализ данных анкетирования, проведенного среди суворовцев в 2019- 2020 г.г. показывает, что личность офицера-воспитателя играет значительную роль в их жизни. Они отмечают личные и деловые качества, с глубоким уважениям отмечают заслуги перед Отечеством, что также существенно влияет на военно-профессиональную ориентацию. Как никто другой воспитатели знают особенности и потребности суворовцев, обладают личностными качествами необходимыми во взаимодействии с подростками. При составлении профессиограммы с целью эффективного осуществления педагогической деятельности в условиях суворовского военного училища психологами училища определены профессионально значимые качества, необходимые педагогу-воспитателю:

 

Честность и справедливость- Современность, гуманность и педагогический оптимизм- умение оказать квалифицированную помощь, вера в каждого суворовца и его способности. Добросовестность в деятельности и способность действовать беспристрастно.

Обаяние- сочетание духовности, привлекательности, вкуса.

Целеустремленность-  желание и умение использовать свои качества для решения воспитательных задач.

Социальная активность - способность и готовность содействовать решению общественных проблем в воспитательно-педагогической деятельности.

Уравновешенность- умение контролировать свои поступки в любых профессиональных ситуациях. Способность и желание профессионального общения с суворовцами в ходе учебно- воспитательного процесса. Педагогический такт и толерантность- соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия, терпеливость в работе с детьми.

Поэтому перед воспитателями суворовского военного училища стоит цель воспитания и военно-профессиональной ориентации подрастающего поколения - будущих защитников Родины.

Но при всём этом нельзя забывать, что подсознательно суворовец учится, подражает, копирует особенности характера своего офицера-воспитателя его человеческие качества командирские черты поведения с первых до последнего дня нахождения в училище, и это останется с ним на всю его дальнейшую жизнь. И это обязывает каждого офицера, быть примером для подчинённых во всём и всегда, независимо от личных проблем и трудностей, для того, чтобы из мальчика вырос настоящий мужчина, перед ним должен быть достойный пример для подражания.  

Список литературы

  1. Коменский Я. А.. Избранные педагогические сочинения
  2. Локк Дж. Сочинения в трёх томах: Т. 3.- Москва: Мысль, 1988 3. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма.» Ярославль 2003 В двух томах - Москва: Педагогика, 1982 4. Обухова Л.Ф. «Психология развития» Москва, 2019 5. Шоповаленко И.В. Возрастная психология Москва, 2005

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary