ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ

ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика
0

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (52), февраль ‘22

Дата публикации 13.02.2022

Поделиться

Большая часть выпускников интернатных учреждений в процессе самостоятельной жизни испытывают трудности. Данные трудности связанны с проблемами социализации и индивидуализации. Данная статья рассматривает основные трудности, с которыми может столкнуться выпускник интернатного учреждения и систему подготовки, направленную на устранения данных трудностей.

На сегодняшний день во многих странах и городах функционируют интернатные учреждения, в которых помещаются детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Интернатные учреждение выполняет определенные социально-педагогические функции, такие как: замещения семьи, социализация, воспитание, оказание моральной и материальной поддержки, подготовка растущего человека к жизни в обществе, подготовка к самостоятельной жизни и организация физического развития детей с учетом возрастных и личностных особенностей т.д.

В силу особенностей коллективной жизни, оторванности от реальности, постоянного контроля извне, отсутствия специфических моделей поведения, характерных для детей, растущих в семье, у воспитанников интернатных учреждений формируются поведенческие и личностные особенности, затрудняющие процесс адаптации к самостоятельной жизни.

По данным Росстат за последние годы около 15% выпускников из подобных учреждений начинают самостоятельную жизнь без каких-либо психологических, социальных и других преград, а остальные 85% выпускников сталкиваются с проблемами в самостоятельной жизни. Серьезность проблемы требует постоянного совершенствования системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на государственном и региональном уровне, а так же на уровне интернатных учреждений. Именно поэтому актуальна работа над финансовыми, правовыми, психолого-педагогическими и кадровыми вопросами современных систем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Подавляющее большинство выпускников, которые только вышли из стен интернатного учреждения, практически сразу сталкиваются с различными проблемами. Стоит отметить, что те дети, которые воспитывались в условиях семьи, чаще копируют модель поведения родителей, поэтому у них возникает меньше трудностей.

Трудности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, связаны с такими моментами, как:

- сироты либо не имеют возможности усвоения социального опыта, подражая моделям поведения своих родителей и преодолевая жизненные трудности, либо этот опыт носит негативно-антисоциальный характер;

- строгие правила и ограниченность социальных контактов, присущие системе жизни интернатного учреждения, не позволяют воспитанникам интегрироваться в полный спектр общества и ролевых отношений;

- особенности психического и физического развития;

- отсутствие мотивации к трудовой деятельности;

- неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и принятию решений;

- детские переживания детей-сирот отмечены материнской депривацией и формируют одну из самых тяжелых форм сиротства – «утрату элементарного доверия к миру», проявляющуюся в агрессии, подозрительности, неспособности к самостоятельной жизни и т.д.

Стоит также отметить, что многие воспитанники обучаются в интернате, а не в общеобразовательных школах, что тем самым усложняет процесс социализации воспитанников. Такие дети знают друг друга с момента поступления в интернат, они контактируют друг с другом на постоянной основе и их круг общения ограничивается на этом, что является определённым минусом.

Одним из важнейших направлений для работы с воспитанниками организации является направление по формированию семейных ценностей. Педагоги и психологи рассматривают роль семьи в жизни каждого человека, анализируя, как устроена семья, что нужно семьям, чтобы считаться счастливыми. Какие качества необходимы для крепкой семьи (например, взаимная забота и уважение), каковы семейные традиции и праздники, каковы права и обязанности членов семьи. Особое внимание уделено взаимоотношениям полов, ответственности за выбор супруга, отношениям между выпускниками и их будущими детьми. Для этого направления характерен диалог и дискуссия, моделирование различных ситуаций, в которых подростки могут высказать свои взгляды, обсудить их.

Существуют специальные программы для совершенствования социально-правовой грамотности воспитанников, которая может помочь выпускникам в различных тяжелых жизненных ситуациях как во время периода нахождения в учреждении, так и в момент выпуска из учреждения.

Для подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни, психологам и социальным педагогам учреждения необходимо проводить работу по решению с подростками различных психологических и социальные кейсов, которые предполагают самостоятельную работу детей в различных жизненных ситуациях, которые могут произойти с ними вне рамок интернатно учреждения. Таким образом, система кейсов помогает каждому воспитаннику очутиться в ситуациях, которых он еще не был, и в которых он может испытать дискомфорт, волнение или даже страх. Заранее проигранная ситуация будет давать каждому ребёнку уверенность в своих действиях.

Для успешной социализации воспитанников интернатного учреждения необходимо уделять много внимания воспитательной работе, основными задачами которой являются — выработка положительных качеств личности, формирование адекватной оценки окружающих и самих себя, оказание содействия в успешной адаптации и самореализации в обществе, помощь в приобретении и усвоении социально-бытовых навыков.

Однако, несмотря на то, что во время пребывания ребенка в интернатном учреждении, педагоги стараются делать как можно больше для их развития, воспитания и достижения высокого уровня социализации, многие воспитанники после выпуска все равно какое-то время пребывают в отчуждении и не могут спокойно адаптироваться в новом обществе, так как им приходится заново знакомиться с людьми и выстраивать взаимоотношения.

Таким образом, вопрос совершенствования системы социализации воспитанников интернатных учреждений является актуальным и нуждается в постоянном совершенствовании. От направленных мероприятий и направлений подготовки выпускников к самостоятельной, взрослой жизни зависит их дальнейшая судьба после выпуска из интернатного учреждения. Поэтому задача каждого учреждения создание условий для успешной социализации личности каждого воспитанника.

Список литературы

  1. Дементьева И.Ф. Дети-сироты: проблема выживания / И.Ф. Дементьева. // СОЦИС. - 2008. - № 9 - С. 72 - 78.
  2. Кузнецова Т.Ю. Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов / Т.Ю. Кузнецова. - СПб.: Питер, 2005.- 186с.
  3. Малаева Д.А. Социальное сиротство в современной России / Д.А. Малаева // Социальная профилактика и здоровье. - 2010. - № 1 - С. 19 - 23.
  4. Назарова, И.Б. Возможности и условия адаптации сирот / И.Б. Назарова// Социологические исследования, №4, 2001.
  5. Прихожан А.М., Психология сиротства / Прихожан А.М, Толстых Н.Н. - СПб.: Питер, 2012. - 400 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее