Взаимодействие территориальных органов внутренних них дел с региональными органами государственной власти в сфере обеспечения правопорядка

Взаимодействие территориальных органов внутренних них дел с региональными органами государственной власти в сфере обеспечения правопорядка

В статье обращено внимание на содержание и формы взаимодействия полиции с органами государственной власти субъектов Российский Федерации, муниципалитетами, избирательными комиссиями, что имеет важное значение для эффективного и качественного обеспечения правопорядка при организации подготовки и проведения выборов и референдумов, публичных манифестаций, предупреждении правонарушений.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (19), июнь ‘21

Поделиться

Текст статьи. Важнейшим условием эффективного обеспечения правопорядка является слаженная и скоординированная работа правоохранительных органов с органами публичной власти и общественностью. Поэтому деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка осуществляется не только ими самостоятельно и в слаженном взаимодействии их подразделений между собой, но и в конструктивном сотрудничестве с другими органами публичной власти, включая иные правоохранительные структуры, органы местного самоуправления, избирательные комиссии.

Так, согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся «…защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности…». Это положение в качестве основополагающего принципа деятельности всех государственных органов закреплено и в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где говорится, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Учитывая вышеизложенное, деятельность названных органов по достижению общих правоохранительных целей требует четкой организации их взаимодействия. Эти взаимоотношения представляют собой совместную деятельность данных органов, которая, особенно в условиях все более усложняющейся оперативной обстановки, должна выводиться на новый, более качественный уровень, способствующий результативной реализации ст. 72 Конституции Российской Федерации по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на соответствующей территории субъекта Российской Федерации.

К основным организационным формам взаимодействия относятся: проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; обмен информацией и проведение совместных целевых мероприятий в целях выявления и пресечения преступлений и нарушений правопорядка, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению; проведение совместных семинаров, конференций, курсов повышения квалификации; издание совместных приказов, инструкций, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов; разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности; направление совместных информационных писем, справок, обзоров, сборников и других изданий; формирование статистических данных и их эффективное использование, что в комплексе повышает качество работы полиции.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года «О полиции», развивая положения Конституции РФ, содержит правовые нормы, регламентирующие вопросы взаимодействия полиции с государственными и муниципальными органами власти. Во-первых, среди принципов деятельности полиции законодатель закрепляет принцип взаимодействия и сотрудничества (ст. 10 Закона), согласно которому полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдении законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка (ч. 3 ст. 10 Закона). В свою очередь, органы публичной власти, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей (ч. 4 ст. 10 Закона). Во-вторых, на полицию возлагаются обязанности (ст. 12 Закона), которые ее ориентируют на сотрудничество с другими органами публичной власти, а также институтами общественности. В их числе: содействие органам публичной власти, депутатам, кандидатам на выборные должности, должностным лицам, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность; принятие мер по пресечению в ходе избирательных кампаний противоречащей закону предвыборной агитации, информирование избирательных комиссий о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставление по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведений о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на выборные должности; охрана помещений, где хранятся бюллетени для голосования; участие в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и др. В-третьих, органы государственной власти субъектов РФ и муниципальные органы в соответствии с Конституцией РФ и законодательством вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Расходы региональных и местных бюджетов на указанные цели осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ст. 47 ФЗ о полиции).

Исходя из конституционного предназначения органов местного самоуправления в охране правопорядка (ст. 132 Конституции РФ), особое внимание необходимо обратить на взаимодействие полиции с муниципальными органами, являющимися самыми приближенными органами публичной власти к населению. Между тем пока не имеется четко нормативно установленных критериев оценки эффективности взаимодействия полиции и муниципальных органов. Основными критериями оценки эффективности рассматриваемой деятельности в настоящее время являются качественные и количественные показатели, отражающие реализацию отдельных форм и направлений их взаимодействия, которые складываются в определенных сферах. Среди таких сфер взаимодействия муниципальных органов и полиции можно выделить организационно-правовую, правоохранительную и консультативно-информационную сферы. Одной из сфер взаимодействия являются отчеты участковых уполномоченных полиции перед населением и представляемые лично ежегодные доклады руководителя МВД, ГУ МВД, УМВД по субъекту РФ – соответствующему парламенту субъекта РФ, а руководителя органа внутренних дел на районном уровне - представительному органу муниципального образования [1, с. 10].

Вместе с тем так же значимы такие формы сотрудничества, как участие представителей муниципальных органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов; совместная подготовка и согласование проектов нормативных правовых актов; взаимное участие в заседаниях и совещаниях, проводимых в муниципальных органах и органах внутренних дел; участие представителей соответствующих органов в работе межведомственных комиссий и совещаний; проведение совместных мероприятий по повышению квалификации, профилактической работы, заслушивание отчетов должностных лиц по вопросам обеспечения правопорядка. Однако в любом случае в современных условиях нельзя говорить о подчиненности органов внутренних дел, функционирующих на районном уровне, главам муниципальных образований и муниципальным органам, можно вести речь об их конструктивном сотрудничестве. Взаимодействие между полицией и органами местного самоуправления в пределах муниципального образования позволяет достичь их согласованных действий и решений, консолидировать усилия и продуктивно использовать ресурсы в обеспечении правопорядка, привлечь общественность посредством органов местного самоуправления к обеспечению правопорядка и безопасности. Должным образом организованное взаимодействие полиции и муниципальных органов с привлечением общественности поспособствует информированию населения о состоянии правопорядка и системе мер, комплексно принимаемых органами местного самоуправления и полицией по его обеспечению, степени участия институтов гражданского общества в таких процессах, что качественно отразится на профилактике и поспособствует минимизации противоправных проявлений в целом. Практической реализацией такого взаимодействия является разработка и принятие муниципальных программ в сфере обеспечения безопасности и правопорядка. Их цель - участие в формировании действенной системы профилактики преступлений и правонарушений на территории муниципального образования, в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципалитета; обеспечение безопасности и правопорядка на территории муниципалитета.

Особо значима организация слаженного взаимодействия полиции и муниципальных органов в ходе проведения выборов и референдумов. В период избирательной кампании расширяются угрозы нарушения правопорядка, которые необходимо своевременно предупреждать и минимизировать. Одним словом, согласованная деятельность и конструктивное сотрудничество полиции с органами местного самоуправления являются объективной потребностью государственно-правового развития России, способствуют укреплению правопорядка в России и эффективному обеспечению конституционных прав и свобод граждан.

Так же, особую значимость приобретает значение слаженного взаимодействия полиции с исполнительными органами власти, избирательными комиссиями при обеспечении правопорядка в период проведения массовых публичных мероприятий и избирательных кампаний. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период подготовки и проведения крупных массовых мероприятий должна носить организационно-слаженный характер, сконцентрированный на достижении единой цели во взаимодействии с другими государственными и иными структурами. Для чего необходимо формирование полноценной группировки сил и средств органов внутренних дел (координационных центров, оперативных штабов), способной эффективно выполнить поставленные задачи при любом (в том числе и негативном) развитии событий [10, с. 27-36]. Сущность конструктивного взаимодействия при проведении таких мероприятий сводится к четкой организации сотрудничества, выраженного в их согласованных действиях и взаимопомощи при достижении общих целей.

Эффективность деятельности органов внутренних дел также во многом обусловлена качественно организованным сотрудничеством с избирательными комиссиями, включая муниципальные избирательные комиссии, при проведении выборов. Так, в период избирательных кампаний особую значимость приобретает эффективно выстроенный механизм взаимодействия органов внутренних дел и избирательных комиссий [11, с. 13-14; 7, с. 161-162; 12, с. 34-36]. Особенно возрастает значение подобного сотрудничества на таких стадиях избирательного процесса, как предвыборная агитация и голосование. В период проведения предвыборной компании многие проводимые публичные мероприятия носят агитационный характер, они являются одним из способов выражения политической платформы кандидатов и избирательных объединений. Порядок организации и проведения таких мероприятий регламентирован ФЗ от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», где предусмотрены права, обязанности, запреты и ограничения для организаторов и участников публичного мероприятия. Справедливо отмечается исследователями, что такие правовые установления направлены не только на реализацию прав граждан, но и на обеспечение правопорядка и безопасности во время проведения публичных мероприятий [2, с. 72-75]. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (п. 6 ст. 12) возлагает обязанность на сотрудников полиции обеспечивать совместно с представителями исполнительных органов власти субъектов РФ, муниципальных органов и организаторами публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок. Реализация этой обязанности осуществляется территориальным органом внутренних дел, на территории обслуживания которого проводится публичное мероприятие. Приказом (распоряжением) начальника этого органа назначается уполномоченный представитель органа внутренних дел, который вправе требовать от организаторов и участников соблюдения правопорядка и законности, а случае нарушений законодательства – устранения таких нарушений, в противном случае - требовать прекращения (приостановления) мероприятия.

Резюмируя, заметим, что в целом значение рассматриваемого сотрудничества нельзя принижать, деятельность органов внутренних дел в механизме обеспечения правопорядка становится более продуктивной при их взаимодействии с другими органами публичной власти, а также общественностью. Таким образом, эффективное взаимодействие органов внутренних дел с другими органами публичной власти способствует укреплению правопорядка. Результативность деятельности и слаженность такого взаимодействия предопределяют качественное состояние правопорядка и эффективность его обеспечения, что особо значимо при организации и проведении публичных манифестаций, избирательных кампаний, профилактике правонарушений, чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации.

Список литературы

  1. Баликоева Л.М. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2013.
  2. Елагин А.Г., Чистобородов И.Г. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и безопасности в период подготовки и проведения избирательных кампаний: научно-практическое пособие. - М., 2015.
  3. Красинский В.В. Правовое обеспечение защиты конституционного строя России в избирательном процессе: монография. - М., 2010.
  4. Чистобородов И.Г. Административно-правовое обеспечение органами внутренних дел правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения избирательных кампаний: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2013.
  5. Федотова Ю.Г. Контрольные полномочия избирательных комиссий в механизме обеспечения безопасности Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 2.
  6. Волков В.П., Дамаскин О.В., Шапиев С.М. Некоторые проблемы и пути их решения для законности избирательного процесса в Российской Федерации. - М., 2009.
  7. Зеленский П.А. Формы гражданского участия в управлении обществом и возможности их воздействия на правовую систему России // Правовая культура. 2010. № 1.
  8. Нудненко Л.А. Проблемы правового регулирования конституционного права гражданина на публичные мероприятия // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.
  9. Организация служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник / под ред. В.В. Гордиенко. - М., 2012.
  10. Переверзев Е.А. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2001.
  11. Пожидаев С.Г. Управление органами внутренних дел при проведении крупномасштабных мероприятий в современных условиях: монография. - М., 2015.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary