Культурно-зрелищные здания – важный элемент формирования пространственной городской среды. Исходя из всей классификации общест-венных зданий и сооружений именно культурно-зрелищные учреждения являются важным градообразующим компонентом, занимающим существен-ную роль в композиционной структуре города.
Культурные центры в зависимости от назначения и масштаба служат ориентиром в пространстве города, его визитной карточкой, формируют застройку площадей, улиц (проспектов), кварталов или районов, являются главными элементами ландшафтной композиции рекреационных пространств.
Сложившаяся практика проектирования и строительства в разные исторические периоды и современные тенденции показывают, что существуют различные условия размещения объектов культурно-зрелищного назначения, разнообразие их функциональных и объемно-планировочных характеристик.
Размещение культурно-зрелищных центров, как зданий общегородского значения, определяется планировочной и транспортной структурами города, историко-культурной освоенностью среды, характером существующей окружающей застройки и градостроительным требованием к ее ансамблевости, а также назначением проектируемого зрелищного комплекса. Отечественный и зарубежный опыт строительства показывает, что наиболее выгодным является размещение здания в центральной части города в традиционных местах проведения досуга с удобной транспортной доступностью.
Примером формирования культурно-зрелищного комплекса в архитектурном ансамбле – в составе российского культурного центра, является Московский международный Дом музыки (рис. 1). Здание расположено на Космодамианской набережной Москвы-реки на стрелке Кремлевского острова и является ключевым элементом масштабного архитектурно-культурного ансамбля «Красные холмы», в который также входят бизнес-центр «Риверсайд Тауэрс», пятизвездочный отель «Свиссотель Красные Холмы», конференц-центр «Свиссотель», арт-галерея и центр цифрового лидерства SAP.
Московский международный Дом музыки был удостоен высшей профессиональной награды на XI Международном фестивале «Зодчество-2003» – Хрустального Дедала. Здание украсило Космодамианскую набережную и стало основным акцентом пространственной композиции культурного центра.
1 - центр цифрового лидерства SAP, 2 - Московский международный дом музыки, 3 - площадь искусств, 4 - арт-галерея, конференц-центр «Свиссотель», 5 - отель «Свиссотель Красные Холмы», 6 - бизнес-центр «Риверсайд Тауэрс»
Рисунок 1. Формирование архитектурно-культурного ансамбля
(на примере Московского международного дома музыки)
Уникальным примером формирования культурно-зрелищного здания в сочетании с новым общественным рекреационным пространством, входящими в состав современного городского культурно-просветительского центра, является московский многофункциональный концертный зал «Зарядье», расположившийся в одноименном природно-ландшафтном парке между Китайгородским проездом, улицей Варваркой и Москворецкой набережной (рис.2).
Здание комплекса размещено в восточной части парковой зоны и является важным элементом ландшафтной композиции парка, который гармонично вписывается в структуру его искусственного рельефа. Озелененная кровля сооружения плавно переходит в прогулочную зону парка, примыкающую с западной стороны.
В 2019 году по результатам Московского городского конкурса концертный зал «Зарядье» был признан «Проектом года» и лауреатом номинации «Лучший реализованный проект строительства объектов культурно-просветительского назначения». В этом же году парк «Зарядье» с концертным залом победил в номинации «Лучший проект восстановления городской среды» на международной премии MIPIM Awards в Каннах (Франция). Финалистами этой номинации также стали Национальный Гаосюнский центр искусств и культуры (Тайвань), экопарк Чанчуня (Китай) и проект исторической реконструкции городского центра Франкфурта-на Майне (Германия).
Рисунок 2. Формирование рекреационного пространства
(на примере многофункционального концертного зала «Зарядье»)
Оригинальным и нестандартным способом формирования культурно-зрелищного комплекса в границах прибрежной территории выступает удивительное здание, напоминающее не то космический корабль из будущего, не то огромный драгоценный камень – многофункциональный концертный зал и конгресс-холл «Харпа» (рис. 3). Здание расположено в гавани Рейкьявика у самой кромки воды.
В ночное время здание комплекса освещается мириадами светодиодов, вмонтирован-ных в стальное обрамление сот, которые заливают пространство над городом и над гаванью многоцветным сиянием.
В 2013 году культурный центр «Харпа» получил престижную награду в современной европейской архитектуре - премию Мис ван дер Роэ, как лучшее творение, созданное европейским архитектором, не только за свои архитектурные достоинства, но и как символ надежды и возрождения страны.
Рисунок 3. Формирование пространства прибрежной территории
(на примере концертного зала и конгресс-холла «Харпа»)
Одним из ярчайших решений формирования культурно-зрелищного комплекса в пространственной городской среде - улицы (проспекта) является культурный центр Гейдара Алиева в городе Баку (рис. 4). Здание расположено вблизи проспекта Гейдара Алиева, составляет его основной пространственный акцент и считается одним из символов современного Баку.
Проект, представляющий архитектурную и историко-культурную ценность объекта, был разработан всемирно-признанным архитектором Захой Хадид, уникальные и необычные проекты которой сегодня включены в список архитектурных шедевров мира.
При проектировании важно было связать прилегающую территорию с ландшафтной зоной центра, что было решено с большим профессионализмом. Здание культурного центра, меняющееся под разными ракурсами и раскрывающееся с неожиданной стороны за каждым поворотом, доминируя над окружающим ландшафтом, является основным центральным арт-объектом, завершающим элементом архитектурной композиции.
Культурный центр Гейдара Алиева, являющийся самым смелым инженерным проектом современности, в 2014 году был признан самым лучшим в мире зданием и удостоен ежегодной премии Лондонского Музея Дизайна в номинации «Design of the Year» - «Дизайн года».
Рисунок 4. Формирование застройки улицы (проспекта)
(на примере Центра Гейдара Алиева)
Современным образцом формировании культурно-зрелищного здания на площади в окружающей архитектурно-исторической среде можно признать дворец мексиканской музыки в Мериде (рис.5). Здание расположено на исторической площади, обращенной к католическому храму XVII века.
Главная задача архитекторов заключалась в оживлении и возрождении исторического центра города, поэтому было важно создать современный облик здания и внедрить его в историческую застройку. Центральный внутренний двор запланировали использовать для публичных выступлений вместимостью до 400 человек. Большое внимание было уделено пешеходному движению на площади благодаря коридорам и обширным открытым пространствам под зданием.
Дворец мексиканской музыки стал для жителей города общественно-культурным центром притяжения, подчеркнувшим окружающий контекст архитектурного наследия.
Рисунок 5. Формирование площади в архитектурно-
исторической среде (на примере дворца мексиканской музыки)
Анализ примеров формирования культурно-зрелищных комплексов в пространственной городской среде показал, что социальная значимость учреждений такого типа и уникальный характер этих зданий допускают их применение в градостроительной композиции как в качестве отдельного самостоятельного акцента в общей застройке города, так и в качестве элемента для формирования комплекса общественного и культурного центра города. На основании этого также можно сделать вывод, что размещение культурно-зрелищных центров в пространственной городской среде предпочтительно в местах наибольшего сосредоточения людских потоков, что увеличивает посещаемость зрелищных зданий и их рентабельность.
Список литературы
- Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 368 с.
- Гонсалес, Е. Московский международный Дом музыки Текст. / Е. Гонсалес // Проект Россия, 2003, № 2, С. 22-24.
- Масталерж, Н. А. Формирование концепции общественного пространства как структурного элемента городской среды / Н. А. Масталерж // Архитектон: известия вузов. – 2013. – № 43 (сент.).
- Dispenza Kristin. Zaha Hadid’s Heydar Aliyev Cultural centre: Turning a Vision into Reality. 2011. buildipedia.com.
- Mark Fletcher. Islands. Contemporary architecture on water. Ullmann. 2015.