Особенности формирования культурно-зрелищного комплекса в пространственной городской среде

Особенности формирования культурно-зрелищного комплекса в пространственной городской среде

В статье раскрываются особенности формирования культурно-зрелищного комплекса в пространственной городской среде. На современном этапе развития общества все большее значение приобретают новые современные многофункциональные центры искусств, которые служат не только для удовлетворения возрастающих духовных потребностей, формирования полноценной творческой личности, но и для создания  архитектурно-художественной выразительности общественной среды. Необходимость грамотной интеграции современной архитектуры культурных центров в сложившуюся пространственную среду города является одной из важнейших задач при проектировании зданий подобного типа.  Проведен анализ формирования культурно-зрелищных комплексов в пространственной городской среде на основе зарубежной и отечественной практики проектирования и строительства.

Авторы публикации

Рубрика

Архитектура, дизайн, строительство

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (51), февраль ‘22

Дата публицакии 07.02.2022

Поделиться

Культурно-зрелищные здания – важный элемент формирования пространственной городской среды.  Исходя из всей классификации общест-венных зданий и сооружений именно культурно-зрелищные учреждения являются важным градообразующим компонентом, занимающим существен-ную роль в композиционной структуре города.

Культурные центры в зависимости от назначения и масштаба служат ориентиром в пространстве города, его визитной карточкой, формируют застройку площадей, улиц (проспектов), кварталов или районов, являются главными элементами ландшафтной композиции рекреационных пространств.

Сложившаяся практика проектирования и строительства в разные исторические периоды и современные тенденции показывают, что существуют различные условия размещения объектов культурно-зрелищного назначения, разнообразие их функциональных и объемно-планировочных характеристик.

Размещение культурно-зрелищных центров, как зданий общегородского значения, определяется планировочной и транспортной структурами города, историко-культурной освоенностью среды, характером существующей окружающей застройки и градостроительным требованием к ее ансамблевости, а также назначением проектируемого зрелищного комплекса. Отечественный и зарубежный опыт строительства показывает, что наиболее выгодным является размещение здания в центральной части города в традиционных местах проведения досуга с удобной транспортной доступностью.

Примером формирования культурно-зрелищного комплекса в архитектурном ансамбле – в составе российского культурного центра, является Московский международный Дом музыки (рис. 1). Здание расположено на Космодамианской набережной Москвы-реки на стрелке Кремлевского острова и является ключевым элементом масштабного архитектурно-культурного ансамбля «Красные холмы», в который также входят бизнес-центр «Риверсайд Тауэрс», пятизвездочный отель «Свиссотель Красные Холмы», конференц-центр «Свиссотель», арт-галерея и центр цифрового лидерства SAP.

Московский международный Дом музыки был удостоен высшей профессиональной награды на XI Международном фестивале «Зодчество-2003» – Хрустального Дедала. Здание  украсило Космодамианскую набережную и стало основным акцентом пространственной композиции культурного центра.

              

1 - центр цифрового лидерства SAP, 2 - Московский международный дом музыки, 3 - площадь искусств, 4 - арт-галерея, конференц-центр «Свиссотель», 5 - отель «Свиссотель Красные Холмы», 6 - бизнес-центр «Риверсайд Тауэрс»

Рисунок 1. Формирование архитектурно-культурного ансамбля

(на примере Московского международного дома музыки)

            Уникальным примером формирования культурно-зрелищного здания в сочетании с новым общественным рекреационным пространством, входящими в состав современного городского культурно-просветительского центра, является московский многофункциональный концертный зал «Зарядье», расположившийся в одноименном природно-ландшафтном парке между Китайгородским проездом, улицей Варваркой и Москворецкой набережной (рис.2).

Здание комплекса размещено в восточной части парковой зоны и является важным элементом ландшафтной композиции парка, который гармонично вписывается в структуру его искусственного рельефа. Озелененная кровля сооружения плавно переходит в прогулочную зону парка, примыкающую с западной стороны.

В 2019 году по результатам Московского городского конкурса концертный зал «Зарядье» был признан «Проектом года» и лауреатом номинации «Лучший реализованный проект строительства объектов культурно-просветительского назначения». В этом же году парк «Зарядье» с концертным залом победил в номинации «Лучший проект восстановления городской среды» на международной премии MIPIM Awards в Каннах (Франция). Финалистами этой номинации также стали Национальный Гаосюнский центр искусств и культуры (Тайвань), экопарк Чанчуня (Китай) и проект исторической реконструкции городского центра Франкфурта-на Майне (Германия).

              

Рисунок 2. Формирование рекреационного пространства

(на примере многофункционального концертного зала «Зарядье»)

Оригинальным и нестандартным способом формирования культурно-зрелищного комплекса в границах прибрежной территории выступает удивительное здание, напоминающее не то космический корабль из будущего, не то огромный драгоценный камень – многофункциональный концертный зал и конгресс-холл «Харпа» (рис. 3). Здание расположено в гавани Рейкьявика у самой кромки воды.

В ночное время здание комплекса освещается мириадами светодиодов, вмонтирован-ных в стальное обрамление сот, которые заливают пространство над городом и над гаванью многоцветным сиянием.

В 2013 году культурный центр «Харпа» получил престижную награду в современной европейской архитектуре - премию Мис ван дер Роэ, как лучшее творение, созданное европейским архитектором, не только за свои архитектурные достоинства, но и как символ надежды и возрождения страны.

               

Рисунок 3. Формирование пространства прибрежной территории

(на примере концертного зала и конгресс-холла «Харпа»)

Одним из ярчайших решений формирования культурно-зрелищного комплекса в пространственной городской среде - улицы (проспекта) является культурный центр Гейдара Алиева в городе Баку (рис. 4). Здание расположено вблизи проспекта Гейдара Алиева, составляет его основной пространственный акцент и считается одним из символов современного Баку.

Проект, представляющий архитектурную и историко-культурную ценность объекта, был разработан всемирно-признанным архитектором Захой Хадид, уникальные и необычные проекты которой сегодня включены в список архитектурных шедевров мира.

При проектировании важно было связать прилегающую территорию с ландшафтной зоной центра, что было решено с большим профессионализмом. Здание культурного центра, меняющееся под разными ракурсами и раскрывающееся с неожиданной стороны за каждым поворотом, доминируя над окружающим ландшафтом, является основным центральным арт-объектом, завершающим элементом архитектурной композиции.

Культурный центр Гейдара Алиева, являющийся самым смелым инженерным проектом современности, в 2014 году был признан самым лучшим в мире зданием и удостоен ежегодной премии Лондонского Музея Дизайна в номинации «Design of the Year» - «Дизайн года».

Рисунок 4. Формирование застройки улицы (проспекта)

(на примере Центра Гейдара Алиева)

Современным образцом формировании культурно-зрелищного здания на площади в окружающей архитектурно-исторической среде можно признать дворец мексиканской музыки в Мериде (рис.5). Здание расположено на исторической площади, обращенной к католическому храму XVII века.

Главная задача архитекторов заключалась в оживлении и возрождении исторического центра города, поэтому было важно создать современный облик здания и внедрить его в историческую застройку. Центральный внутренний двор запланировали использовать для публичных выступлений вместимостью до 400 человек. Большое внимание было уделено пешеходному движению на площади благодаря коридорам и обширным открытым пространствам под зданием.

Дворец мексиканской музыки стал для жителей города общественно-культурным центром притяжения, подчеркнувшим окружающий контекст архитектурного наследия.

           

          Рисунок 5. Формирование площади в архитектурно-

исторической среде (на примере дворца мексиканской музыки)

 

Анализ примеров формирования культурно-зрелищных комплексов в пространственной городской среде показал, что социальная значимость учреждений такого типа и уникальный характер этих зданий допускают их применение в градостроительной композиции как в качестве отдельного самостоятельного акцента в общей застройке города, так и в качестве элемента для формирования комплекса общественного и культурного центра города. На основании этого также можно сделать вывод, что размещение культурно-зрелищных центров в пространственной городской среде предпочтительно в местах наибольшего сосредоточения людских потоков, что увеличивает посещаемость зрелищных зданий и их рентабельность.

Список литературы

  1. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 368 с.
  2. Гонсалес, Е. Московский международный Дом музыки Текст. / Е. Гонсалес // Проект Россия, 2003, № 2, С. 22-24.
  3. Масталерж, Н. А. Формирование концепции общественного пространства как структурного элемента городской среды / Н. А. Масталерж // Архитектон: известия вузов. – 2013. – № 43 (сент.).
  4. Dispenza Kristin. Zaha Hadid’s Heydar Aliyev Cultural centre: Turning a Vision into Reality. 2011. buildipedia.com.
  5. Mark Fletcher. Islands. Contemporary architecture on water. Ullmann. 2015.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary