Приемы градостроительного проектирования в исторически сложившейся среде

Приемы градостроительного проектирования в исторически сложившейся среде

В данной статье говорится о принципах и приемах проектирования высотных доминант в исторически сложившиеся структуре городов. Рассмотрен отечественный опыт работы с подобными территориями.

Авторы публикации

Рубрика

Архитектура, дизайн, строительство

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (15), май ‘21

Поделиться

Современная лицо современных городов России противоречиво. В последние десятилетия крупные российские города стали значительно меняться. В современных условиях архитектор часто вынужден проектировать доминирующие объекты там, где есть место для строительства, а не там, где это продиктовано рельефом или градостроительной композицией. Недостаточно жесткие высотные регламенты российских городов этому способствуют. В результате разрушается старая иерархия высотных ориентиров, уменьшается дальность восприятия панорам, раскрытие исторических памятников и природного ландшафта, теряется историческое своеобразие города. Высотные акценты офисных или же жилых комплексов сильно меняют облик городов. Строительство носит спонтанный характер. «Новая» высотная архитектура городов старается утвердить себя как доминантную архитектуру, привлекающую на себя внимание, что оказывает негативное влияние на центральную часть города.

Пагубным последствием такого строительства можно назвать «деградацию» территорий, так как они хаотично застраиваются высотными зданиями без учета истории развития городской ткани. Сохранившиеся памятники истории никак не связаны с новым застройками. В основном это единичные высотные здания в центре города, нарушающие целостность исторически сложившейся среды.

Необходима разработка регламентов размещения высотных доминант в структуре города. Они должны основываться на комплексном градостроительном и архитектурном анализе, натурных исследованиях, социологическом опросе жителей, и других научных методах, для того чтобы определить в каком конкретном случае взаимодействие высотных доминант с городским ландшафтом, или исторически сложившейся структурой города будет наиболее выигрышным.

Теоретической основой для изучения данной проблемы, связанной с подобными территориями послужили работы исследователей, которые можно условно разделить на 2 группы:

- посвященные проблемам градостроительной реконструкции и ансамблевости в планировочном развитии таких исследователей, как З.Я. Яргина, Я.В. Косицкого, В.В. Владиморова, А.Э. Гутнова, Е.М. Микулина, В.А. Сосновского;

- посвященные изучению преемственности и композиционному подходу в градостроительном проектировании таких исследователей, как Л.Н.Авдотьина, В. Л. Антонова,Н. В. Баранова, Н. Н. Баранова,М. Г. Бархина, Лаврова, И. Г. Лежавы, Ю. В. Ранинского, И.М. Смоляра, Л. И. Соколова, И. Р. Страутманиса, Л. М. Тверского, О. А. Швидковского, А. С. Щенкова, З. Н. Яргиной, В.Л. Глазычева и др.

Изучая труды первой группы исследователей, можно сказать, что на градостроительном уровне проектирование высотных доминант в исторические части города основывается на композиционных аспектах, а так же вопросах преемственности.[5]

Авторы говорили о двух вопросах преемственности применительно к художественной стороне градостроительной деятельности:

- об охране и восстановлении исторически и эстетически ценных элементов градостроительной среды;

- о преемственности в пространственной организации развивающихся градостроительных объектов.

На сегодняшний день осознана задача сопоставления социальной эффективности охраны памятников культуры с затратами, связанными с их современным использованием. В градостроительстве главной основой проектирования в исторических зонах является возможности сохранения старой сетки улиц, структуры исторически сложившихся центров в условиях стремительного современного развития их функций.

Охрана памятников градостроительной культуры связана с проведением ряда мероприятий на разных масштабных уровнях: градостроительная «расчистка» и реставрация отдельных памятников архитектуры, охрана памятников в совокупности с элементами окружающей среды, а та же создание новой планировочной структуры.

Вторая характеристика преемственности связана с учетом типа среды, «контекста» в архитектурно-градостроительном проектировании. Динамика социального развития несет в себе неизбежные трансформации в городской среде. В исследованиях, проведенных Н.Д. Кострикиным, выявлен ряд закономерностей, характеризующих обусловленность развития композиционной структуры исторически сложившейся планировки. К числу этих закономерностей относятся следующие принципы:

«принцип неизменяемости сложившейся структуры», определяющий включение исторического плана города в качестве ядра в новую композиционно-планировочную структуру;

«принцип сохранения ранее сложившегося центра композиции» и размещения новых территорий в удобной с ним связи;

«принцип топологического сходства, ранее сложившегося и новых планов», т.е. сохранение ряда композиционных признаков исторически сложившейся организации;

«принцип усложнения композиции» и качественного ее развития в процессе территориального роста города.

Одновременно с планировочной преемственностью существует и преемственность в формировании застройки. Так одним из аспектов анализа является определения соответствия застройки ее месту в градостроительной композиции отдельной территории или города в целом. В некоторых случаях возникает необходимость строительства в узлах, соответствующих по композиционной значимости сооружений, или «раскрытия», включения в восприятие городской застройки тех значительных сооружений, которые недостаточно активно учувствуют в композиции. Примером подобного удачного размещения доминантных сооружений могут служить Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, арка на площади «Звезды» в Париже и т.п.

Как писал Ю.Н. Кишик «Восприятие пространственной целостности города через систему высотных доминант – один из классических вариантов ансамблевого подхода к городу»[6]. Наиболее очевидным примером ансамблевого подхода к градостроительному проектированию, а также расположению системы высотных доминант послужит город Санкт-Петербург.

Очевидно, что средства художественного овладения пространством современных городов не могут сводиться только к подчинению архитектурных вертикалей, точно так же, как они не могут ограничиваться лишь определенными принципами и приемами построения планировочной сети, совокупности общественных центров, зеленых насаждений, цветового зонирования и т. п. Но верно и то, что градостроительная перспектива вовсе не связана с самоограничением, а предполагает неуклонное расширение всех известных средств, которые могут быть реально использованы для достижения целостности среды. «В современных условиях архитекторы городов, обладая богатейшим арсеналом художественных средств, могут и должны сознательно строить композицию города в целом, создавать его образ не по воле случая, а, опираясь на общую архитектурно-пространственную идею, на природные данные».[6, с. 9]

Одним из ведущих принципов градостроительной композиции продолжает оставаться «проверенное временем чередование эмоционально ярких, концентрирующих в себе высокие художественные качества опорных узлов с более спокойными фрагментами застройки», что часто описывается в книгах про основы градостроительства для подготовки будущих специалистов. Однако стоит понимать, что нет художественно оправданной необходимости в таком большом количестве объемных ориентиров в современных городах.  Наоборот, лишь при грамотном и минимальном использовании акцентов «срабатывает» способность вертикальных доминант служить центром притяжения визуальных связей, укрупнять первичную единицу структурной организации застройки. Комплексное размещение высотных доминант открывает возможность создания узлов, закрепляющих объемно-пространственную структуру города, способствующих целостности городской среды и в зрительном восприятии, а также в материальном воплощении.

Вывод о том, что высотная застройка сдерживают пространственное развитие города, создают дисгармоничную и немасштабную человеку городскую среду, отрицательно влияют на формирование ландшафта города, может быть и верным, однако это одна точка зрения, зачастую она возникает из-за неправильно подхода к размещению и проектированию подобной застройки. Строительство высотных доминант в крупных городах является отражением роста экономики города, а в большинстве случаев и экономики страны. Высотная застройка является ступенью для перехода к следующему типу застройки в строительной индустрии. Она выступает одним из важнейших требований, предъявляемых современным городским мегаполисам.

Список литературы

  1. Бондарь, В. В. Краснодар: судьба старого центра: к проблеме современного кризиса историко-архитектурного облика города / В. В. Бондарь ; Рос. акад. наук, Южный науч. центр, Инновационно-технол. центр "Кубань-Юг", Западно-Кавказский НИИ культурного и природного наследия. - Краснодар : [Изд. Игорь Платонов], 2007. - 79 с.
  2. Зайцев А. А. Принципы контекстуализма в архитектуре // Известия КазГАСУ. 2013. №2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-kontekstualizma-v-arhitekture (дата обращения: 07.04.2021).
  3. Багрова Н.В., Серикова Ж.С. Принципы и приемы архитектурной адаптации новых зданий в исторической среде // Творчество и современность. 2020. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-i-priemy-arhitekturnoy-adaptatsii-novyh-zdaniy-v-istoricheskoy-srede (дата обращения: 07.05.2021).
  4. Основы теории градостроительства : [Учеб. для архит. спец. вузов] / З. Н. Яргина, Я. В. Косицкий, В. В. Владимиров и др.; Под ред. З. Н. Яргиной. - Москва : Стройиздат, 1986. - 325 с.
  5. Силуэт города: развитие системы высотных доминант / Ю. Н. Кишик. - Минск : Беларуская наука, 2014. – 326 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary