В процессе естественного развития в нашей мире в различных сферах, существует так называемый барьер - технических, производственных и градостроительных систем, который преодолеть с помощью простого количественного накопления традиционных технологических приемов просто невозможно. Благодаря этому происходят инновации в мире.
По этому, на сегодняшний день в области градостроительства решения социальных, транспортных и экологических проблем возник, так называемый, «барьер пространства и техники». [5;89]
В настоящее время площадь всей земной поверхности, занятой под различные объекты (жилищного, хозяйственного, промышленного и социально-культурного назначения). А также транспортные, магистральные, энергетические, а также виды инженерных коммуникаций, составляет не более 6% от всей поверхности суши. В некоторых городах Европы площадь застройки уже достигает 15, а то и 25 процентов от их общей территoрии.
Улицы, площади, проспекты различных городов заполонили огромное количество автотранспорта, количество которых растет в геометрической прогрессии с каждым годом, при этом необходимо расширения проезжей части и числа парковочных мест для автолюбителей.
Нехватка земли в городах, в особенности в мегаполисах, подталкивает градостроителей всего мира искать дополнительные способы для развития территорий. [2;55]
Мировой опыт уже показал, что в градостроительстве необходим отказ от старой формы проектирования - плоскостной застройки, где строительство было дом к дому, с независимо выполненной от них инженерной инфраструктурой и транспортных магистралей.
Время и сложившиеся обстоятельства диктуют необходимость перехода от горизонтального к вертикальному зонированию городского пространства, которое способно обеспечить формирование комфортной жилой и производственной среды, В современном мире такой процесс именуется, как комплексный подход к использованию и освоению подземного городского пространства.
Подземное городское пространство - это пространство под дневной поверхностью, используемое для использования жителями города всех окружающих благ, реализации их приоритетов в современной жизни, экологического и экономического благополучия и стабильного развития, создания условий жизнедеятельности людей в различных, чаще экстремальных обстоятельствах. [4;23]
Цель этой статьи - познакомить читателей с актуальными проблемами развития подземного пространства, а также с основами теории и компонентами подземной урбанистики, современным опытом решения проблем, встречающимся в отечественном и зарубежном опыте.
Эффективность подземной урбанизации складывается из социально-экономических, инженерно-экономических и градостроительных связей.
При выявлении эффективности объекты, размещаемые в подземном пространстве, можно подразделить на три группы.
1. Эффективность размещения под землей транспортных коммуникаций и сооружений определяется на основе: экономии городских территорий за счет их площадей для сооружения объектов жизнедеятельности, а также и защитных зон при них; увеличения магистралей, метрополитенов, тем самым росту транспортных средств; сокращения длительности поездок;различных доставок; сокращения остановок общественного транспорта, экономии энергетических ресурсов; сохранности природы, экологии, уже существующей наземной застройки; улучшения санитарно-гигиенического состояния наземной среды.
2. Эффективность размещения под землей различных сооружений, торговых предприятий различного назначения, торговых центров, а также ряда объектов коммунально-бытового обслуживания определяется на основе: экономии данной территории, а также сохранения наземной застройки (современной или исторической); экономии времени населения за счет расположения близь друг друга (попутное обслуживание); повышения размеров товарооборота и прибыли предприятий.
3. Эффективность размещения под землей объектов складов различного назначения, промышленных зданий и сооружений, коммунальных объектов, отдельных транспортных сооружений (метрополитен как вариант), определяется на основе: экономии городских территорий; сокращения протяженности инженерных коммуникаций города; улучшения санитарно-гигиенического состояния городской среды, экологии и экономических преимуществ.
Таким образом, использование подземного пространства города рассматривается в различных сферах жизни людей:
•социально-экономической — население экономит временя на дорогу, передвижение, улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий для населения, безопасность пешеходов;
•градостроительной — вертикальное зонирования территорий, решение транспортных проблем, увеличение площадей озелененных, расстроенных и водных пространств;
•инженерно-экономической — повышение скорости движения всех видов транспорта, экология воздуха благодаря меньшим выбросам горючего, снижение затрат на развитие инженерного оборудования, концентрация строительства, комплексная застройки, экономия эксплуатационных расходов, сокращение размеров отчуждения сельско-хозяйственных земель.
В то же время подземное строительство позволяет сократить затраты на фундаменты, кровлю, отделку внешнюю, отказаться от ряда конструктивных элементов наземных зданий и сооружений.
С учетом этих факторов можно считать, что в обычных геологических и гидрогеологических условиях удорожание сметной стоимости объектов в подземном исполнение увеличивается в 1,5—1,6 раза по сравнению с наземным. [1;45]
Для строительства подземных сооружений используются такие характеристики, как повышенная виброустойчивость, акустическая изоляция, глубина сооружений, подвижные грунты и другое. Преимуществом подземного решения ряда производств и цехов является способность оснований полов нести повышенные нагрузки от тяжелого инженерного оборудования.
Степень и размеры использования подземного пространства, количество техники, вариантность технологии ведения работ зависят от величины города, от характера и содержания исторически сложившейся застройки города, количество проходимости дневного населения в различных районах города, количества автомобилистов, природно-климатических других условий. [5;24]
Мировой опыт свидетельствует о том, что на современном этапе строительства сложных сооружений, ведется стратегия социально-экономических и градостроительных задач , за счет создания многоуровневых и многофункциональных городских образований с максимальным развитием по вертикали. [3;75]
Потребность в подземных сооружениях самого разного назначения и с различными задачами инновационного развития подземной инфраструктуры требуют эффективного сотрудничества ученых , специалистов, представляющих различные направления в геомеханике и геотехнике, градостроительстве, дизайна и архитектуре, что неизбежно способствуют сближению и взаимообогащению специалистов различных направлений.
Инновационное использование методов и установок подземной урбанистики оказалось единственным способом улучшить и приспособить систему транспортных связей к росту крупнейших городов без значительных изменений традиционной планировочной структуры и застройки.
Научно определены и сформулированы принципы вертикального зонирования городского пространства.
В последние годы, в особенности десятилетия, рост объемов и масштабов подземного строительства наблюдается и в наиболее значимых городах России. Строятся крупные подземные комплексы различного назначения, транспортные и коммуникационные тоннели для автомобилей, подземные стоянки, гаражи, производственные и складские помещения, растет протяженность линий метрополитена.
Все больше под землю стремятся проникнуть и освоить подземные пространства ученые, градостроители, архитекторы, инженеры. В современном мире, со временем, с приобретением новых знаний все эти барьеры будут пройдены!
Список литературы
- Конюхов Д.С. Использование подземного пространства. Учеб. пособие для вузов. - М.: Архитектура-С, 2020. - 296., ил.
- Лысиков Б.А., Каплюхин А. А. Использование подземного пространства. Монография. - Донецк: "Норд-Компьютер", 2019. - 390 с.
- Папернов М.М., Зильбарборд А.Ф. Производственные и складские объекты в горных выработках. - М.: Стройиздат, 2019. - 140 с.
- Покровский Н.М. Проектирование комплексов выработок подземных сооружений. - М.: Недра, 2018. - 320 с.
- Швецов П.Ф., Зильбарборд А.Ф. Под землю, чтобы сберечь землю. - М.: Наука, 2018. - 144 с.