Экономическая эффективность подземной урбанистики

Экономическая эффективность подземной урбанистики

В области градостроительства в ходе решения социальных, транспортных и экологических проблем возник, так называемый барьер пространства и техники, использования земель различного назначения. Нехватка земли в городах, а особенно в мегаполисах, из-за плотной застройки, сооружений близь друг друга,  побуждает градостроителей всего мира искать дополнительные способы для развития территорий. Переходить от горизонтального к вертикальному зонированию городского пространства, что способствует комфортному и экономичному пребыванию людей под землей. С каждым годом возрастает спрос на строительство помещений, магистралей, метрополитена под землей. Актуальность данной проблемы растет, постепенно внедряя новейшие варианты использования подземного строительства.

Авторы публикации

Рубрика

Архитектура, дизайн, строительство

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21

Поделиться

В процессе естественного развития в нашей мире в различных сферах, существует так называемый барьер - технических, производственных и градостроительных систем, который преодолеть с помощью простого количественного накопления традиционных технологических приемов просто невозможно. Благодаря этому происходят инновации в мире.

По этому, на сегодняшний день в области градостроительства решения социальных, транспортных и экологических проблем возник, так называемый, «барьер пространства и техники». [5;89]

В настоящее время площадь всей земной поверхности, занятой под различные объекты (жилищного, хозяйственного, промышленного и социально-культурного назначения). А также транспортные, магистральные, энергетические, а также виды инженерных коммуникаций, составляет не более 6% от всей поверхности суши. В некоторых городах Европы площадь застройки уже достигает 15, а то и 25 процентов от их общей территoрии.

Улицы, площади, проспекты различных городов заполонили огромное количество автотранспорта, количество которых растет в геометрической прогрессии с каждым годом, при этом необходимо расширения проезжей части и числа парковочных мест для автолюбителей.

Нехватка земли в городах, в особенности в мегаполисах, подталкивает градостроителей всего мира искать дополнительные способы для развития территорий. [2;55]

Мировой опыт уже показал, что в градостроительстве необходим отказ от старой формы проектирования - плоскостной застройки, где строительство было дом к дому, с независимо выполненной от них инженерной инфраструктурой и транспортных магистралей.

Время и сложившиеся обстоятельства диктуют необходимость перехода от горизонтального к вертикальному зонированию городского пространства, которое способно обеспечить формирование комфортной жилой и производственной среды, В современном мире такой процесс именуется, как комплексный подход к использованию и освоению подземного городского пространства.

Подземное городское пространство - это пространство под дневной поверхностью, используемое для использования жителями города всех окружающих благ, реализации их приоритетов в современной жизни, экологического и экономического благополучия и стабильного развития, создания условий жизнедеятельности людей в различных, чаще экстремальных обстоятельствах. [4;23]

Цель этой статьи - познакомить читателей с актуальными проблемами  развития подземного пространства, а также с основами теории и компонентами подземной урбанистики, современным опытом решения проблем, встречающимся в отечественном и зарубежном опыте.

Эффективность подземной урбанизации складывается из социально-экономических, инженерно-экономических и градостроительных связей.

При выявлении эффективности объекты, размещаемые в подземном пространстве, можно подразделить на три группы.

1. Эффективность размещения под землей транспортных коммуникаций и сооружений определяется на основе: экономии городских территорий за счет их площадей для сооружения объектов жизнедеятельности, а также и защитных зон при них; увеличения магистралей, метрополитенов, тем самым росту транспортных средств; сокращения длительности поездок;различных доставок; сокращения остановок общественного транспорта, экономии энергетических ресурсов; сохранности природы, экологии, уже существующей наземной застройки; улучшения санитарно-гигиенического состояния наземной среды.

2. Эффективность размещения под землей различных сооружений, торговых предприятий различного назначения, торговых центров, а также ряда объектов коммунально-бытового обслуживания определяется на основе: экономии данной территории, а также сохранения наземной застройки (современной или исторической); экономии времени населения за счет расположения близь друг друга (попутное обслуживание); повышения размеров товарооборота и прибыли предприятий.

3. Эффективность размещения под землей объектов складов различного назначения, промышленных зданий и сооружений, коммунальных объектов, отдельных транспортных сооружений (метрополитен как вариант), определяется на основе: экономии городских территорий; сокращения протяженности инженерных коммуникаций города; улучшения санитарно-гигиенического состояния городской среды, экологии и экономических преимуществ.

Таким образом, использование подземного пространства города рассматривается в различных сферах жизни людей:

•социально-экономической — население экономит временя на дорогу, передвижение, улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий для населения, безопасность пешеходов;

•градостроительной — вертикальное зонирования территорий, решение транспортных проблем, увеличение площадей озелененных, расстроенных и водных пространств;

•инженерно-экономической — повышение скорости движения всех видов транспорта, экология воздуха благодаря меньшим выбросам горючего, снижение затрат на развитие инженерного оборудования, концентрация строительства, комплексная застройки, экономия эксплуатационных расходов, сокращение размеров отчуждения сельско-хозяйственных земель.

В то же время подземное строительство позволяет сократить затраты на фундаменты, кровлю, отделку внешнюю, отказаться от ряда конструктивных элементов наземных зданий и сооружений.

С учетом этих факторов можно считать, что в обычных геологических и гидрогеологических условиях удорожание сметной стоимости объектов в подземном исполнение увеличивается в 1,5—1,6 раза по сравнению с наземным. [1;45]

Для строительства подземных сооружений используются такие характеристики, как повышенная виброустойчивость, акустическая изоляция, глубина сооружений, подвижные грунты и другое. Преимуществом подземного решения ряда производств и цехов является способность оснований полов нести повышенные нагрузки от тяжелого инженерного оборудования.

Степень и размеры использования подземного пространства, количество техники, вариантность технологии ведения работ зависят от величины города, от характера и содержания исторически сложившейся застройки города, количество проходимости дневного населения в различных районах города, количества автомобилистов, природно-климатических других условий. [5;24]

Мировой опыт свидетельствует о том, что на современном этапе строительства сложных сооружений, ведется стратегия социально-экономических и градостроительных задач , за счет создания многоуровневых и многофункциональных городских образований с максимальным развитием по вертикали. [3;75]

Потребность в подземных сооружениях самого разного назначения и с различными задачами инновационного развития подземной инфраструктуры требуют эффективного сотрудничества ученых , специалистов, представляющих различные направления в геомеханике и геотехнике, градостроительстве, дизайна и архитектуре, что неизбежно способствуют сближению и взаимообогащению специалистов различных направлений.

Инновационное использование методов и установок подземной урбанистики оказалось единственным способом улучшить и приспособить систему транспортных связей к росту крупнейших городов без значительных изменений традиционной планировочной структуры и застройки.

Научно определены и сформулированы принципы вертикального зонирования городского пространства.

В последние годы, в особенности десятилетия, рост объемов и масштабов подземного строительства наблюдается и в наиболее значимых городах России. Строятся крупные подземные комплексы различного назначения, транспортные и коммуникационные тоннели для автомобилей, подземные стоянки, гаражи, производственные и складские помещения, растет протяженность линий метрополитена.

Все больше под землю стремятся проникнуть и освоить подземные пространства ученые, градостроители, архитекторы, инженеры. В современном мире, со временем, с приобретением новых знаний все эти барьеры будут пройдены!

Список литературы

  1. Покровский Н.М. Проектирование комплексов выработок подземных сооружений. - М.: Недра, 2018. - 320 с.
  2. Конюхов Д.С. Использование подземного пространства. Учеб. пособие для вузов. - М.: Архитектура-С, 2020. - 296., ил.
  3. Лысиков Б.А., Каплюхин А. А. Использование подземного пространства. Монография. - Донецк: "Норд-Компьютер", 2019. - 390 с.
  4. Папернов М.М., Зильбарборд А.Ф. Производственные и складские объекты в горных выработках. - М.: Стройиздат, 2019. - 140 с.
  5. Швецов П.Ф., Зильбарборд А.Ф. Под землю, чтобы сберечь землю. - М.: Наука, 2018. - 144 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary