Правовое обеспечение p2p-кредитования

Правовое обеспечение p2p-кредитования

В статье рассматриваются основные вопросы, касающиеся правового обеспечения института Р2Р-кредитования, на основании ключевых положений доктрины анализируется определение Р2Р-кредитования, исследуется вопрос правового статуса института Р2Р-кредитования, а также основные источники правового регулирования института, рассматриваются положения ключевых нормативно-правовых актов, предлагаются возможные пути развития правового регулирования института Р2Р-кредитования.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (49), январь ‘22

Поделиться

В течение последних нескольких лет правоотношения, возникающие в сфере финансовых и цифровых технологий, в Российской Федерации стали предметом пристального внимания как на доктринальном, так и на законодательном уровнях.

Так, 01 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который впервые легально закрепил такие понятия как «цифровые финансовые активы», «цифровая валюта», «распределенный реестр» и т.д. [9].

Направления для развития в рассматриваемой сфере правоотношений были заданы и разрабатываемыми в указанной области подзаконными актами, такими как Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [7], «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов» (разработаны Банком России) [4], «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018 - 2020 годов» (разработаны Банком России) [3].

В рамках указанных документов отдельное внимание уделяется изменяющейся роли кредитных организаций как ключевых участников на финансовом рынке, в частности, в Основных направлениях развития финансовых технологий на период 2018 - 2020 годов в качестве основного тренда, способствующего формированию предпосылок для поэтапного развития финансовых технологий, рассматривается утрата банками монопольного права на  оказание традиционных (в первую очередь, платежных) услуг, а также перераспределение долей на рынке в пользу нефинансовых организаций.

Деятельность, оказываемая участниками в рамках института Р2Р-кредитования представляется возможной частичной альтернативой деятельности кредитных организаций, что обуславливает его дальнейшее распространение. В то же время, в данный момент в Российской Федерации правовое регулирование правоотношений, возникающих в рассматриваемой области, находится в стадии формирования, в связи с чем представляется обоснованным исследование правовой природы института P2P-кредитования в рамках настоящей статьи.

Вопросы комплексного правового регулирования института P2P-кредитования на сегодняшний день являются недостаточно изученными в отечественной доктрине: существует ограниченный круг работ, выполненных в рамках указанной проблематики (например, работы О.П. Казаченок, А.И. Савельева). Комплексный правовой анализ правового регулирования данной группы отношений, также не проводился, а имеющиеся работы, посвященные исследуемому институту, рассматривают P2P-кредитование с экономической, а не с правовой точки зрения.

P2P-кредитование (англ.: «peer-to-peer», «person-to-person», т.е. «от человека человеку») – финансовое явление, возникшее сравнительно недавно в качестве альтернативы традиционным способам привлечения и размещения денежных средств.

Существует несколько доктринальных определений понятия P2P-кредитование: так, например, М.С. Ахмадиева характеризует институт P2P-кредитования как одноранговое или взаимное онлайн-кредитование, при котором участниками со стороны заемщика являются физические или юридические лица, как правило, с низким уровнем кредитоспособности, а со стороны кредитора - физические или юридические лица, желающие кредитовать указанную категорию заемщиков [1]. О.П. Казаченок рассматривает P2P-кредитование как современный инструмент альтернативного финансирования, объемы и темпы роста рынка которого привлекают пристальное внимание Банка России, который с 2015 года осуществляет добровольный сбор информации (анкетирования) организаторов P2P-кредитования [5].

Таким образом, под P2P-кредитованием следует понимать форму взаимодействия между физическими лицами (или между физическими и юридическими лицами, где юридическое лицо выступает в качестве кредитора), целью которой является предоставление кредитором заемщику финансирования на условиях, определяемых соглашением между сторонами. Взаимодействие между кредитором и заемщиком, как правило, осуществляется на специальной платформе P2P-кредитования, которая выступает посредником между указанными лицами.

При этом, не вполне корректным представляется использование термина «кредитование» применительно к исследуемым правоотношениям. На основании п. 1 ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита [2].

Таким образом, на основании приведенной нормы, на стороне кредитора в кредитном договоре в силу прямого указания закона могут выступать только банки и иные кредитные организации. В силу абз. 1 ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом [8].

Исходя из самой сути института P2P-кредитования, подразумевающего привлечение денежных средств на альтернативных условиях по сравнению с классическим кредитным договором, на стороне кредитора не может выступать кредитная организация.

Представляется, что более подходящей правовой конструкцией применительно к P2P-кредитованию является договор займа. Так, согласно п. 1 ст. 807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

Таким образом, суть рассматриваемого явления наиболее полно отражает конструкция займа, в связи с чем наиболее корректным термином применительно к исследуемому институту видится «P2P-заём».

Первая площадка по P2P-кредитованию Zopa (Zone of Possible Agreement), созданная в Великобритании в 2005 году, по состоянию на 2021 год являлась крупнейшей в стране, с объемом выданных кредитов на сумму более чем 200 млн фунтов и совокупным количеством клиентов в размере 500 тыс. человек. В 2021 году компания объявила о закрытии направления, связанного с P2P-кредитованием, в связи с необходимостью концентрации на непосредственно банковской деятельности (Zopa Bank) [11]. Среди других зарубежных и действующих на сегодняшний день P2P-площадок - Funding Circle, Trustbuddy и Thincats.

В России на рынке P2P-кредитования на сегодняшний день осуществляют свою деятельность проект «Вдолг.ру», «Поток», «Penenza», «Город денег» и т.д. При этом, указанные P2P-площадки использую разные модели взаимодействия между пользователями и платформой. Так, например, в системе «Поток» правоотношения между кредитором и заемщиком имеют характер договора займа. После направления заемщиком оферты, кредитор осуществляет акцепт, который оформляется с помощью специального внутреннего сервиса. Денежные средства поступают на счета заемщиков через номинальный счет, после поступления сумма, представленная кредитором, распределяется между несколькими заемщиками.

Другой способ взаимодействия между участниками платформы используется на P2P-площадке «Город денег», где у каждого пользователя (как стороны заемщика, так и со стороны кредитора) есть возможность размещения на сайте площадки объявления о намерении получить или предоставить заём. Договор заключается между конкретными кредитором и заёмщиком в личном кабинете участника на сайте указанной платформы и подписывается с использованием электронной подписи. Перечисление денежных средств может производиться как на специальный номинальный счет заемщика, так и с помощью специальных сервисов для переводов денежных средств.

При этом на пользователей всех платформ при регистрации возлагается обязанность по присоединению к общим правилам, установленным P2P-площадками, которые могут быть выражены в пользовательском или лицензионном соглашении и т. п. На основании этих правил P2P-площадки предоставляют участникам право использования своих онлайн-сервисов для заключения и исполнения договоров займа, правилами также устанавливается порядок размещения, поиска и обработки заявок на предоставление или получение денежных средств в исполнение договора займа. В качестве приложений к общим правилам также могут использоваться типовые формы договоров цессии для целей взыскания задолженности (инкассо-цессия), соглашений об использовании номинального счета, а также заключаемых пользователями договоров займа (как в виде единого документа, так и в виде направляемых пользователями оферт).

Отмечается, что характеру организации существующая в России модель P2P-кредитования по существу является посреднической, в общих чертах схожей с моделями, применяющимися в Великобритании и Китае. При этом основное отличие заключается в том, что российские платформы пока могут быть как информационными, так и финансовыми посредниками для своих клиентов [6].

Исходя из вышеизложенного, на сегодняшний день P2P-кредитование, по существу, соответствует модели займа, в связи с чем подпадает под прямое правовое регулирование ГК РФ в части общих положений об обязательствах и договорах, а также специальных норм (глава 42).

При этом правовое регулирование деятельности P2P-площадок до недавнего времени фактически не осуществлялось: отсутствовали требования, предъявляемые к созданию и поддержанию деятельности организаций, занимающихся P2P-кредитованием, а также требования к участникам P2P-площадок.

Ситуация кардинальным образом изменилась после вступления в силу с 1 января 2020 года Федерального закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10].

Указанным Федеральным законом были установлены ключевые понятия, используемые в сфере привлечения инвестиций, в том числе в части, связанной с P2P-кредитованием: так, например, инвестиционной платформой в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона признается информационная система в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемая для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором инвестиционной платформы. Оператором такой платформы, в свою очередь, признается хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее деятельность по организации привлечения инвестиций и включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ.

Настоящим нормативно-правовым актом установлены и ключевые требования к участникам P2P-кредитования: в частности, согласно ч. 3 ст. 10 Закона, размер собственных средств оператора инвестиционной платформы, должен составлять не менее 5 миллионов рублей; предельный размер инвестиций, осуществляемых кредитором-физическим лицом в условиях отсутствия у такого лица статуса индивидуального предпринимателя и (или) статуса квалифицированного инвестора ограничен размером в 600 тысяч рублей в течение одного календарного года.

Федеральным законом также установлены порядок и условия инвестирования с использованием инвестиционных платформ, в том числе специальные требования к лицам, привлекающим инвестиции, а также информации, которая подлежит раскрытию оператором инвестиционной платформы.

Между тем, даже с учетом принятия указанного Федерального закона, на сегодняшний день правовое регулирование правоотношений в рассматриваемой части является не вполне совершенным. В частности, под действующее правовое регулирование не подпадают заемные отношения, возникающие между физическими лицами в случаях, когда денежные средства привлекаются заёмщиком для последующего использования в целях, не связанных осуществлением предпринимательской деятельности.

Более того, в юридической доктрине выражается мнение, в соответствии с которым вызывает сомнения необходимость введенного Законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрета на использование публичной оферты при привлечении займов через P2P-платформы. Так, А.А. Прошин указывает, что данный запрет по существу повторяет норму п. 6 ст. 807 ГК РФ, в соответствии с которой заемщик - юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, если законом такому юридическому лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан, однако в данном виде не может быть применен к правоотношениям, возникающим при P2P-кредитовании [6].

Таким образом, на сегодняшний день законодательство содержит необходимые правовые механизмы, необходимые для осуществления правового регулирования института P2P-кредитования: правоотношения непосредственно между заёмщиком и кредитором регулируются положениями ГК РФ, в том числе нормами и договоре займа; правовое регулирование деятельности P2P-площадок и сервисов содержится в специальном Федеральном законе «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В то же время, уже сложившееся правовое регулирование рассматриваемого института может быть в определенной степени усовершенствовано, в первую очередь, за счет отказа от использования некорректного названия «P2P-кредитование» и его замены на «P2P-заём» с учетом специфики правоотношений, а также за счет внесения изменений в специальное законодательство в части определения содержания правоотношений, возникающих между физическими лицами при осуществлении ими взаимного кредитования, в случаях, когда денежные средства привлекаются в целях, не связанных с их использованием в предпринимательской деятельности, и в части отказа от запрета на использование публичной оферты при привлечении займов через P2P-платформы.

Список литературы

  1. Ахмадиева М.С. Краудфинансы, состояние и перспективы на современном этапе / М.С. Ахмадиева // Символ науки. – 2017. – № 04/1-2017. – С. 36–44.
  2. https://www.zopa.com (дата обращения: 05.01.2022 г.).
  3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 20. – Ст. 290.
  4. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 30.12.2021) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 6. – Ст. 492.
  5. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31 (часть I). – Ст. 5018.
  6. Казаченок О.П. Взаимное (P2P) кредитование как современный инструмент альтернативного финансирования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2018. – № 10. – С. 147–155.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  8. Документ Банка России 2018 г. «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов». – URL: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/41186/ON_FinTex_2017.pdf (дата обращения: 02.01.2022).
  9. Документ Банка России 2019 г. «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов». – URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/71220/main_directions.pdf (дата обращения: 02.01.2022).
  10. Прошин А.А. Равноправное кредитование: анализ правовой конструкции // Закон. – 2019. – № 10. – С. 148–160.
  11. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 31. – Ст. 4418.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary