К вопросу о трансформации банкротного законодательства в рф

К вопросу о трансформации банкротного законодательства в рф

Статья посвящена рассмотрению законодательства о несостоятельности (банкротстве) в РФ. Представлена ретроспектива развития банкротного законодательства, начиная с 1992 г. и вплоть до настоящего времени. Анализируются последние изменения, связанные с Пандемией вируса COVID-19.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Дата публицакии 09.12.2021

Поделиться

Разработка и появление Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий 1992 года было долгожданным событием, т.к. его принятие способствовало закрытию многих вопросов о несостоятельности организаций. Анализируя нормы Закона о банкротстве от 1992 года необходимо отметить то, что в нем несостоятельность признавалась в отношении как организаций, ведущих предпринимательскую деятельность, так и в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица. Однако следует отметить и такие  негативные стороны, что  использование Закона о банкротстве 1992 года на практике часто сопровождалось фактами преднамеренных банкротств. Помимо этого, Л.М.Алферова отмечает, и то, что в Гражданском Кодексе РФ 1994 года также не имелось сведений и возможности признания несостоятельными физических лиц, и механизм банкротства мог быть применен только к гражданам, имеющим статус индивидуального предпринимателя [1, с. 6].  Несмотря на то, что, авторы Закона о банкротстве 1992 года при разработке соответствующих правовых норм опирались как на зарубежный, так на российский опыт формирования законодательства о несостоятельности, этот закон носил в большей степени, так называемый продолжниковый характер. И с течением непродолжительного времени возникла необходимость принятия нового закона о несостоятельности, который был принят в январе 1998 года [2].  Он регламентировал отношения, связанные с банкротством организаций и устанавливал порядок банкротства индивидуальных предпринимателей и граждан. Однако, по мнению Н.Г. Набеевой, был направлен на защиту интересов кредиторов и не мог в полной мере защищать интересы банкротов [3, с. 31]. Отметим и то, что Закон о несостоятельности (банкротстве) 1998 г. выделял в отдельные процедуры банкротство граждан (т.е. физических лиц) и индивидуальных предпринимателей. При  этом положения данного Закона, регулирующие

порядок признания гражданина несостоятельным подлежали введению в действие с момента соответствующих изменений в ГК РФ, которые так и не

были приняты и вопрос о несостоятельности физических лиц так и остался

открытым вплоть до 2002 года.

Новый этап реформирования законодательства о несостоятельности в России начался  с принятием Федерального закона от 26 октября 2002г. «О несостоятельности (банкротстве) [4], в котором законодатель максимально попытался сбалансировать интересы как должника, так и кредитора [5, с. 93].  Этот закон в период с 2003 по 2016 год был изменен и дополнен 79 раз, появлялись положения, регулирующие банкротство финансовых организаций и застройщиков, процессы финансового оздоровления и т.д.

Период с 2006 года по сегодняшний день в юридической литературе

именуется новейшим этапом развития института несостоятельности (банкротства). Отметим, что к числу факторов, способствовавших реформированию законодательства о несостоятельности физических лиц в 2006-2015 году, можно отнести:

- рост потребительского кредитования;

- финансовый кризис 2008 года, охвативший все сферы российской экономики.

Данные события способствовали началу разработки  проекта федерального закона о процедурах реабилитации, применимых к гражданам – должникам, который  был утвержден в Плане действий по реализации программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год, рассмотрение законопроекта проходило с 2010 по 2014 год. В 2014 году был принят  Федеральный закон от 29 декабря 2014 г.  No 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Отметим, что данный закон ввел существенную инновацию в вопросах осуществления судебного процесса о несостоятельности физических лиц.

Долгие годы в РФ действовал Федеральный закон от  25 февраля 1999г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», регулировавший банкротство кредитных организаций.  Такая обособленность законодательного регулирования отношений с участием финансовых организаций объясняется особой значимостью финансовой системы общества и прежде всего его денежно-кредитной системы. Необходимо отметить, что в большинстве стран применяются специальные правила регулирования их деятельности.  Однако с 2016 года он утратил силу и в настоящее время несостоятельность кредитных организаций регулируется Федеральный законом от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротства).

Банкротство кредитных осуществляет Агентство по страхованию вкладов. Количество ликвидационных процедур банков, которые осуществляло Агентство с начала своей деятельности с ноября 2004 г., – 710.

В настоящее время АСВ осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 353 кредитных организациях. Из них зарегистрировано в Москве и Московской области – 207, в других регионах – 146. В данных кредитных организациях 480 169 (данные на 11 декабря 2020) кредиторов, объем требований которых составляет 3 245 207,60 млн руб. (данные на конец 2020г. ) [6].

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. №266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [7] в ныне действующем Законе о банкротстве появилась, глава  III.2.  Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве. Благодаря вышеуказанному закону детализировался процесс привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника, скорее детализировали этот процесс. Привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов [8, С.29]. За последние три годы резко возросло количество исков о привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности.

 Так, по статистическим данным Верховного Суда РФ за 2017 год в арбитражных судах было рассмотрено 2 251 заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, из которых по существу рассмотрено – 2 014. За 2018 год рассмотрено уже 4 295 заявлений, по существу – 3 733. За первое полугодие 2019 года таких заявлений было подано  – 2 830, рассмотрено – 2 500 [9]..

 Пандемия вируса COVID-19 стала серьезным вызовом для современной экономической ситуации во всем мире. В сложившихся условиях органы власти ряда государств, в целях преодоления экономического кризиса, приняли поправки в банкротное законодательство.

Российские меры в конкурсных правоотношениях в целом схожи с теми ограничительными мерами, которые были введены во многих странах мира и предоставляют отдельным хозяйствующим субъектам время, для того чтобы преодолеть последствия пандемии. С 6 апреля 2020г. по 7 января 2021 г. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020г. № 428 [10] и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. № 1587 [11]  К сожалению, мораторий распространяется не на все компании, а лишь в отношении некоторых,  а именно: системообразующих  и стратегических  организации.

В период действия моратория предусмотрен целый комплекс мер, направленных на ограничение прав кредиторов: кредиторы не могут инициировать банкротство должника; у должника приостанавливается обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве;  приостанавливается исполнительное производство; вводится запрет на обращение взыскания на заложенное имущество.

Таким образом,  фактически за два десятилетия существования Закона о несостоятельности (банкротстве) произошла серьезная трансформация банкротного законодательства с учетом объективной реальности и тех изменений, которые происходили в социально-экономических сферах деятельности государства.

Список литературы

  1. Алферова Л.М. Несостоятельность (банкротство) физических лиц: тенденции развития механизма банкротства граждан: учебное пособие / Л. М. Алферова. - Москва: Статут, 2018. - С.6.
  2. Набеева Н.Д. Исторический аспект и современная концепция развития института банкротства граждан // Проблемы учета и финансов.- 2016.- №3 (23). - С.31.
  3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ. 2002. №43. Ст.4190.
  4. Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В. Трансформации института несостоятельности в условиях пандемии COVID-19 в России и некоторых странах Европы // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - №30 (130). – С. 92-98.
  5. По данным АСВ // https://www.asv.org.ru/ (дата обращения: 24.10.2021
  6. СЗ РФ. - 2017. №31 (часть 1). Ст.4815.
  7. Файзрахманова Актуальные вопросы привлечения должника – налогоплательщика к субсидиарной ответственности при несостоятельности (банкротстве) // Налоги-журнал. 2018. №5. С.27-30.
  8. По данным Федресурса (https://fedresurs.ru/) и Судебного департамента при ВС РФ (http://www.cdep.ru/).(дата обращения: 24.08.2021).
  9. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020г. № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» // СЗ РФ. 2020. № 15 (часть IV). Ст. 2282.
  10. Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 г. № 1587 «О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» // СЗ РФ. 2020. № 41. Ст. 6429.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary