Обеспечение конфиденциальности сведений потерпевшего и свидетеля, находящихся под государственной защитой, путем регистрации в единой биометрической системе

Обеспечение конфиденциальности сведений потерпевшего и свидетеля, находящихся под государственной защитой, путем регистрации в единой биометрической системе

В статье рассматривается реализация конфиденциальности сведений потерпевшего и свидетеля путем регистрации в единой биометрической системе с момента попадания их под государственную защиту. Также анализируется опыт применения идентификации и аутентификации личности посредством биометрии в уголовном судопроизводстве. В работе формулируется вывод о том, что использование биометрических данных в единой системе исключит несанкционированный доступ третьих лиц к сведениям о потерпевшем и свидетеле, на современном этапе такая практика находится на стадии разработки и апробации.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 10 (12), май ‘21

Поделиться

Ежегодно в ходе расследования уголовных дел не менее 10 млн человек приобретают статус потерпевших и свидетелей [7]. Однако лица, выступающие в качестве жертв и свидетелей, не только не всегда могут надлежащим образом использовать свои права, но и подвергаются преступным посягательствам со стороны криминальных элементов. По данным ВНИИ МВД России, более половины жертв преступлений не обращаются в правоохранительные органы, поскольку опасаются мести преступников. В каждом пятом случае свидетели и их родственники находятся под угрозой расправы в процессе расследования, и один из четырех меняет свои показания в суде [10]. Чтобы этого не произошло, в отношении свидетелей, потерпевших и других участников уголовных дел применяются меры государственной защиты.

Одной из таких мер является обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, что закреплено в п. 3 ч. 1 ст. 6 и ст. 21 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее – Закон № 119-ФЗ) [5].

Сведения о лицах, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, а также сведения о самих мерах отнесены к перечню конфиденциального характера Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 [8]. Если только законодательством РФ такие сведения не составляют государственную тайну. Согласно Закону РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» перечень сведений, составляющих государственную тайну, составляют сведения в области оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД): о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах ОРД, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Ознакомление с данными сведениями возможно только с санкцией полномочного должностного лица [6].

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 119-ФЗ по решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу персональных данных о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов.

При этом запрет на выдачу персональных данных из документов предварительного расследования не гарантирует их конфиденциальность, например свидетель, вынужден являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд. Сам факт явки изобличает личность свидетеля, так как он вынужден предъявлять свои документы для удостоверения личности. Даже если произведена смена документов свидетеля, организованные преступные формирования имеют возможность установить новое имя свидетеля, его новое место жительства путем слежки за местом появления свидетеля, либо путем сговора с персоналом, осуществляющим проверку документов и контроль доступа свидетеля к должностным лицам.

Решением указанной проблемы автор видит в регистрации участников уголовного судопроизводства, таких как потерпевший и свидетель в единой биометрической системе (далее – ЕБС) с момента вынесения постановления (определения) уполномоченными должностными лицами о предоставлении им государственной защиты.

ЕБС представляет собой сервис, через который возможно получить услуги с помощью одновременного использования таких параметров как фотоизображения лица человека и его голоса, из-за чего данная система обладает высокой степенью защищенности и надежности идентификации. Биометрическая информация хранится в виде зашифрованного числового кода, который даже в случае утечки невозможно преобразовать обратно в биометрические данные человека [4].

Работа над созданием ЕБС была начата в 2017 г. российским провайдером цифровых услуг и сервисов «Ростелеком» по инициативе Минкомсвязи и Центробанка РФ [2].

2020 год стал началом повсеместного использования установления личности путем биометрии при предоставлении государственных услуг, в том числе при участии лица в судебном заседании [1].

Особенно актуальным данный вопрос стал в период пандемии коронавируса. Чтобы снизить риски распространения COVID-19 в апреле 2020 г. был реализован проект по идентификации граждан для дистанционного участия в судебных заседаниях по видеосвязи.

С 2019 г. Верховный Суд России занялся вопросом проведения заседаний с помощью веб-видеоконференцсвязи. Она обеспечивает доступ к заседанию из любой точки, а не только из здания другого суда. Основная проблема – передача данных по негарантированным каналам связи. Ее планируется решить с помощью биометрического распознавания личности.

Сам Верховный Суд уже имеет такую возможность благодаря отечественному производителю видеоконференцсвязи «Vinteo». Для этих целей участник процесса через личный кабинет до назначенного судебного заседания направляет в суд соответствующее заявление и документы, подтверждающие его статус, а так же проходит процедуру распознавания личности и проверку подлинности данных через единый портал государственных услуг (далее – ЕПГУ). В случае удовлетворения судом такого заявления, участнику судебного заседания направляется в личный кабинет и на электронную почту гиперссылка на подключение к виртуальному залу судебного заседания Верховного Суда.

В назначенную дату судебного заседания участники процесса подключаются к системе видеоконференцсвязи с помощью личных средств связи, в целях подтверждения своей личности осуществляют вход на ЕПГУ, их личность и полномочия проверяются судом, после чего они могут быть допущены к участию в судебном заседании [3]. Проверяющий не знает сведений о конкретном участнике процесса и его биометрических данных, он может только убедиться в соответствии коду доступа в системе.

Стоит отметить, что еще в 2015 г. группа ученых Ю.К. Язов, А.И. Иванов, И.Г. Назаров, В.А. Фунтиков, О.В. Ефимов и М.В. Секретов запатентовали изобретение относящиеся к средствам биометрической защиты анонимности свидетелей при судебном делопроизводстве. Способ защиты заключается в том, что создаются множество электронных одноразовых удостоверений личности свидетеля без указания его имени, получаемых генерированием случайного кода. Одноразовое электронное удостоверение формируют путем размещения в нем уникального номера удостоверения, пользуясь которым, свидетель предъявляет свой биометрический образ и тем самым анонимно подтверждает свою личность [9].

Таким образом, биометрическая регистрация лиц в статусе потерпевшего и свидетеля, находящегося под государственной защитой, исключит человеческий фактор. Такая мера направлена на недопущение несанкционированного доступа к данным участника уголовного судопроизводства, что позволит усилить уровень защищенности от противоправных воздействий третьих лиц.

Список литературы

  1. «Ростелеком» подвел итоги работы Единой биометрической системы в 2020 году [Электронный ресурс] // CNews. – 2020. – URL: https://www.cnews.ru/link/n521641 (дата обращения: 06.05.2021).
  2. В РФ с 1 июля запустят систему биометрической идентификации: Биометрия будет использоваться банками для удаленной идентификации клиентов при открытии счетов [Электронный ресурс] // Интерфакс. – 2018. – URL: https://www.interfax.ru/russia/619131 (дата обращения: 06.05.2021).
  3. Информация Верховного Суда РФ от 20 апреля 2020 г. «Верховный Суд России внедряет новый вид судебного производства» [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/73920796/ (дата обращения: 06.05.2021).
  4. Ильина Н. На самоизоляции граждане привыкнут к дистанционным услугам, что повысит популярность идентификации через ЕБС: Облачный анфас: создан новый сервис для защиты биометрии россиян / Н. Ильина // Известия. – 2020. – № 36 (30515). – С. 4.
  5. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрании законодательства РФ. – 2004. – № 34. – Ст. 3534.
  6. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне» // Российская газета. – 1993. – № 182.
  7. Постановление Правительства РФ от 25.10.2018 № 1272 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 - 2023 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 44. – Ст. 6764.
  8. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 10. – Ст. 1127.
  9. Способ биометрической защиты анонимности свидетелей при судебном делопроизводстве: пат. 2543956 Рос. Федерация № 2012124456/08 / Язов Ю.К. [и др.]; заявл. 20.12.13; опубл. 10.03.15, Бюл. № 7. 11 с.
  10. Фалалеев М. Нужный закон принят, очередь – за созданием механизма его реализации: Рассекреченный свидетель [Электронный ресурс] / М. Фалалеев // Российская газета. – 2006. – № 0 (4120). – URL: https://rg.ru/2006/07/18/law-witness.html. (дата обращения: 06.05.2021).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary