Слово президент пришло в русский язык через немецкий язык от латинского praesidens (praesidentis) - сидящий впереди; стоящий во главе; председательствующий1.
Итак, президент Российской Федерации - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. По своему статусу в системе государственной власти глава государства не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти и фактически «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (п.1 ст. 80 Конституции Российской Федерации2).
Гипотезой нашего исследования является предположение, что президент обеспечивает приоритет прав и свобод человека, согласованное функционирование и взаимодействие системы органов государственной власти.
Есть немало исследователей, которые считают, что востребованность персонифицированной и авторитарной власти в России вызвано исключительно социокультурными причинами – особенностями национальной картины мира, доминирующими в обществе стереотипами, культурным архетипом, некоей «матрицей» или, как минимум, предшествующей траекторией развития и т.п.3
Л.Д. Воеводин полагал, что «по мере развития юридической науки... становится все более очевидным, что при рассмотрении вопроса о месте российских граждан в обществе и государстве недостаточно ограничиться лишь анализом основных прав и обязанностей,… необходимо вовлекать в этот анализ и другие, закрепленные конституцией и законодательством институты»4.
По мнению ученого, центральное место в правовом статусе отводится конституционным (основным) правам и свободам человека и гражданина. В понятие правового статуса также следует включать гарантии прав и свобод, гражданство, правосубъектность и принципы.
В структуру понятия правового статуса, согласно суждению Н.И. Матузова, входят следующие элементы:
а) правовые нормы, устанавливающие данный статус;
б) правосубъектность;
в) основные права и обязанности;
г) законные интересы;
д) гражданство;
е) юридическая ответственность;
ж) правовые принципы;
з) правоотношения общего (статусного) типа5.
При этом права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса.
А Е.А. Лукашева, наоборот, полагает, что любые дополнительные элементы следует считать либо «предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами, вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, выходящими за пределы правового статуса (система гарантий)»6.
Подход, предложенный Н.В. Витруком, в определенной степени снимает указанные противоречия. Ученый предлагает различать два самостоятельных понятия – правовое положение (статус) личности в широком смысле и правовое положение (статус) в узком смысле как отражающих явления, реальную связь между которыми моно определить как отношение целого и части. Условно-терминологически первое понятие ученым обозначается как «правовое положение», а второе – как «правовой статус» (несмотря на этимологическое тождество терминов «положение» и «статус»). Таким образом, правовое положение личности – широкая, обобщающая категория, не сводимая к комплексу юридических прав и обязанностей личности как субъекта права, которая «раскрывает все элементы закрепленного в праве состояния личности, находящиеся между собой в определенных связях, в социальном плане обусловленные тем местом, какое личность занимает в системе общественных отношений». К числу структурных элементов правового положения личности Н.В. Витруком отнесены: система признанных государством прав, свобод, законных интересов и обязанностей в их единстве как основа, ядро, стержневой элемент правового положения («правовой статус» личности); гражданство, правосубъектность как необходимые условия обладания правовым статусом личности; юридические гарантии правового статуса личности; принципы, закрепленные в законе либо вытекающие из правовой природы отношений личности, общества и государства, определяющие сущность и содержание правового положения личности и его структурных элементов7.
Конституционно-правовой статус Президента РФ как гаранта Конституции вытекает из его общего конституционно-правового статуса как главы Российского государства. По вопросу о содержании конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации в науке конституционного права нет единства мнений. Так, В.Н. Суворов полагает, что конституционный статус Президента Российской Федерации отражает, во-первых, традиционное понимание президента как главы государства; во-вторых, концепцию «арбитра», обеспечивающего взаимодействие, согласованную работу государственных органов, гаранта Конституции, государства; в-третьих, его определяющее положение по отношению к исполнительной власти, права по ее осуществлению, его роль как фактического главы исполнительной власти8.
Л.А. Окуньков упоминает два основных компонента статуса Президента: фактического главы государства и конституционного главы исполнительной власти9.
С.В. Березка под конституционно-правовым статусом главы государства понимает определенное нормами конституционного права его положение в системе высших государственных органов. К элементам статуса указанный автор относит только те его нормативно-правовые характеристики, которые непосредственно определяют его место и роль в государственном механизме, а это, главным образом, функции и компетенция. На правовое положение органа государства также оказывает влияние конституционная ответственность10.
Следует отметить, что конституционно-правовой статус главы Российского государства как гаранта Конституции практически не рассматривался в юридической литературе. Мы полагаем, что под этой категорией в общем и целом следует понимать юридическое положение главы государства в механизме гарантирования конституции. Социально-правовое гарантирование реальности и исполнимости Конституции в предельно широком, обобщенном смысле можно представить как деятельность многонационального народа России - источника и носителя как представительной, так и непосредственной власти – по созданию, совершенствованию и реализации условий и факторов, обеспечивающих эффективное действие Конституции современного демократического социального правового государства, принятой народом путем прямого волеизъявления в стремлении обеспечить благополучие и процветание России. Постоянная деятельность по обеспечению реальности Конституции ведется уполномоченными органами государственной власти во главе с Президентом Российской Федерации – гарантом Конституции – и состоит в создании, непрерывном совершенствовании и претворении в действительность факторов, обеспечивающих благоприятную среду (политические, социально-экономические, духовно-нравственные условия) и конкретные организационно-юридические (специальные) механизмы (средства, способы, методы и т.д.) эффективной реализации требований Конституции. Указанные элементы в совокупности представляют собой организационно-правовой механизм гарантирования реальности и исполнимости Конституции Российской Федерации. По нашему мнению, в юридическую конструкцию конституционно-правового статуса Президента РФ как гаранта Конституции следует включать такие основополагающие элементы, как функции и полномочия главы государства как гаранта Конституции, а также конституционно-правовую ответственность главы государства. При этом ответственность представляет собой элемент, который в определенной степени выходит за рамки непосредственно рассматриваемого статуса Президента как гаранта Конституции и обеспечивает надлежащее выполнение главой государства всех его функций и полномочий в целом. «Околостатусными» элементами следует считать правовые принципы и общие гарантии деятельности Президента РФ как главы государства и гаранта Конституции.
Действующая на данный момент в Российской Федерации система разделения властей сформирована без учета определения места главы государства в ней. Единства мнений по этому вопросу в научных кругах на данный момент нет. Преференциальным, на данный момент, является вектор развития отечественного института президентства. А именно совершенствования нормативной базы, где самым рациональным решением в современных реалиях является принятия Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации»11. Необходимость принятия такого акта назрела уже давно. Вероятнее всего, это серьезное упущение, где Конституция Российской Федерации не предусматривает комплексного акта, который мог бы расшифровать и интерпретировать все конституционные положения о Президенте Российской Федерации. А также такой акт должен регулировать базис правового статуса органов, которые обеспечивают осуществление главой государства своих полномочий. Развивая концепцию конституционной природы института Президентства, можно сделать вывод, что в современных условиях необходимо принятие специального федерального закона о статусе главы государства, для урегулирования деятельности данного института.
Нынешний президент Российской Федерации – В.В. Путин в 2000 году обозначил свою позицию по вопросу роли и места главы государства в формировании государственной политики в Послании Федеральному Собранию. Тогда он справедливо заметил: «Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение»12.
В нашей стране существует множество различных мнений и формулировок от известных политологов и заслуженных ученых относительно роли Президента по вышеупомянутому вопросу. Так, одна из самых популярных теорий заключается в следующем: «Значение культа Президента отрицательно сказывается как на сознание в обществе, так и на правовой оценке института в целом. Ведь в истории российского государства немало примеров, когда правитель (под разными ликами будь то царь, император или партийный вождь) оберегал многонациональный народ от преступлений чиновнического аппарата, иными словами заботился о благополучии своей Отчизны. Все это сыграло большую иллюзионную роль и отразилось в основном законе нашей страны, а конкретно определило статус Президента Российской Федерации»13.
За такую недолгую историю своего развития, Президент в РФ доказал способность ювелирно пользоваться теми полномочиями, которые предоставила ему Конституция, а также формировать фактическую конституцию в заданном им направлении, создавая не предусмотренные конституцией политические институты:
а) институт ежегодных прямых многочасовых обращений к народу (Прямых телевизионных линий с народом), что само по себе является уникальным политическим институтом для мировой политики в целом;
б) институт многочасовых пресс-конференций Президента РФ, на которые тысячи СМИ России и зарубежья аккредитуют своих представителей, что тоже является нововведением в мировой политике;
в) институт Общественной палаты РФ, созданный в 2004 году в качестве противовеса отмены прямых выборов глав субъектов РФ (равно как и отмены одномандатных округов на выборах в Госдуму) и смягчения недовольства оппозиции таким выстраиваем «вертикали власти»;
г) институт преемника президента как альтернатива изменению формы правления государства (грузинский вариант) или отмене ограничений по количеству президентских легислатур (белорусский вариант); к чести В.В. Путина, он отверг эти варианты, хотя и усилил полномочия президента полуторакратным увеличением его легислатуры;
д) институт рокировки должностей президента и премьер-министра, что не имеет аналогов в мировой политике;
е) институт фактического лидерства В.В. Путина в должности премьер-министра, т.е. вне зависимости от президентского статуса, что также не имеет аналогов в мировой истории;
ж) институт Общественного народного фронта как возможной резервной партии; и др. институты.
Действительно, профессионализма в исполнении своих полномочий, а также достижения своего авторитета как на уровне России, так и на международной арене, Президент Владимир Путин постигал немало лет. Следует отметить, что сегодня в обществе институт президентства характеризуется в основном деятельностью указанного выше лица. Категории полномочий Президента Российской Федерации сформулированными различными учеными-юристами содержат в себе универсальный характер. Такие классификации соответствуют всем областям жизни общества, а также относятся ко всем видам государственных органов. Несмотря на это особенное внимание ученых-юристов, акцентируется на полномочиях главы государства по отношению к органам исполнительной власти. Многие ученые на примере своих классификаций выделают такие отношения в обособленную группу. И этому есть рациональное объяснение. Подавляющее большинство задач, необходимых для проведения реформ и обеспечения согласованного и эффективного функционирования общества в целом, находится в предмете ведения исполнительной власти, а конкретно на государственные органы исполнительной власти. Требование по воплощению в жизнь таких важных и сложных задач содержит в себе зерно истины. Отсюда следует, что такой подход не останется без внимания Президента Российской Федерации, который в свою очередь неотрывно наблюдает, используя весь перечень полномочий, за деятельностью и согласованным взаимодействием всех органов государственной власти, включая исполнительную ветвь власти.
Исходя из этого, следует также заметить, что Президент РФ в первую очередь – это глава государства, его первое лицо, которое должно соответствовать предъявленным законом требованиям.
Итак, во-первых, институт президентства в России по сравнению с другими государствами довольно молодой, однако его историческое развитие показывает на сколько он укрепился в государственном аппарате России. В настоящее время Российская Федерации формируется, прежде всего, как президентская, а не парламентская республикам. В многочисленных исследованиях, проведенных правоведами и политологами за последние годы преимущественно отмечается склонность государственного аппарата Российской Федерации к президентской, а не парламентской форме правления; анализ общественных мнений дополнительно подтверждает указанное положение. Во-вторых, Президент РФ в первую очередь – это глава государства, его первое лицо, которое должно соответствовать предъявленным законом требованиям.
1Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. - Т. 3. - С. 1022.
2Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
3Кирдина С.Г. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация // Вопросы экономики. 2014. № 10. С. 105.
4Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2017. – С. 12-13.
5Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2020. – С. 263.
6Права человека: учебник / отв. ред. Е.А. Лукашева. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2019. - С. 99-100.
7Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности / Н.В. Витрук. – М.: Норма, 2018. – С. 23- 32.
8Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации. – Дис.… доктора юрид. наук. – М., 2020. – С. 160.
9Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М., 2016. – С. 13.
10Березка С.В. Конституционно-правовой статус главы государства в России и в Украине : Дис. … канд. юрид. наук / С.В. Березка. – М., 2013. – С. 39-46.
11Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
12Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: Норма, 1996. С. 60.
13Витрук Н.В. Развитие отечественной науки конституционного права // Рос. правосудие. 2010. № 6. С. 4-9.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
- Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
- Березка С.В. Конституционно-правовой статус главы государства в России и в Украине : Дис. … канд. юрид. наук / С.В. Березка. – М., 2013.
- Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности / Н.В. Витрук. – М.: Норма, 2018.
- Витрук Н.В. Развитие отечественной науки конституционного права // Рос. правосудие. 2010. № 6.
- Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2017.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994.
- Кирдина С.Г. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация // Вопросы экономики. 2014. № 10.
- Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М.: Норма, 2016.
- Права человека: учебник / отв. ред. Е.А. Лукашева. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2019.
- Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации. – Дис.… доктора юрид. наук. – М., 2020.
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2020.