Административно-правовой статус представительных органов местного самоуправления

Административно-правовой статус представительных органов местного самоуправления

автор статьи провел исследование административно-правового статуса представительных органов местного самоуправления. Описаны главные вопроса административно-правового статуса. Предложена конструкция признаков административно-правового статуса представительных органов местного самоуправления.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 35 (37), Октябрь ‘21

Поделиться

Представительным органом местного самоуправления принято называть такой орган местного самоуправления, который вправе принимать от имени народа решения, которые будут действовать на соответствующей территории и представлять интересы последнего. В число вопросов, которые решает вышеупомянутый представительный орган, входят не нуждающиеся в опросах, публичных слушаниях и референдумах. Помимо прочего представительный орган для муниципального образования является необходимым органом местного самоуправления.

Рядом ученых, в число которых входят М.Н. Бродский, П.А. Астафичев и В.И. Емешов, были предложены характеризующие правовой статус представительных органов признаки. Среди самых часто встречающихся признаков обнаруживаются выборность, коллегиальность, учредительный характер, механизм прекращения полномочий представительных органов и нормотворческий процесс. Одной из ключевых функций представительного органа местного самоуправления является нормотворчество, которое осуществляет контроль каждой из областей жизнедеятельности в отдельно взятом муниципальном образовании, опираясь на такие фундаментальные принципы, как равноправие и гласность депутатов, законность, а также самостоятельное принятие решений и свободное обсуждения вопросов.

Правовой статус органов местного самоуправления отражен в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1].  Тем не менее, определение общепринятых элементов правового статуса, при изучении органа публичной власти, в число которых входят гарантии, права, ответственность и обязанности, вызывает некоторые трудности. По этой причине кажется рациональным изучение правового статуса, опираясь на самые ключевые признаки представительного органа местного самоуправления, так как:

1. Избираемость. Депутаты, которые были избраны на муниципальных выборах, должны быть заинтересованы в выражении "воли народа при решении возложенных задач" [4, с.143], а также  "чувствовать нужды народа" [2, с.12].

Невзирая на обязательность представительного органа в системе местного самоуправления, в муниципальных образованиях, численность жителей, имеющих активное избирательное право, которых менее ста человек, не формируется представительный орган.   Тем временем, в муниципальных образованиях, численность жителей которых более ста и менее трехсот человек, представительный орган может не формироваться, в случаях, когда такое предусмотрено уставом данного поселения. При подобном течении организации местного самоуправления сход граждан заменяет представительный орган.

2. Косвенное, непрямое представительство жителей муниципального образования возможно исключительно для двух типов муниципальных образований - городского округа с внутригородским делением и муниципального района, и лишь на добровольных началах. Опираясь на законы субъекта и часть 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ [1], вышеупомянутые представительные органы образуются двумя путями:

- На муниципальных выборах, опираясь на всеобщее прямое и равное избирательное право;

- Из глав муниципальных образований, которые входят в структуру муниципального района, а также из депутатов представительных органов соответствующих муниципальных образований.

3. Законодателем закреплена нормотворческая функция, которая определяет правотворчество представительных органов местного самоуправления.

4. Решение вопросов исключительной компетенции, которые называют полномочиями, представительным органом. Данные полномочия отражены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть из может быть реализовано в условиях плотной совместной с иными органами власти работы.

5. Сроки в которые представительный орган должен быть избран. Так. согласно статье 40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" максимальным сроком избрания депутатов регламентируется срок в пять лет, минимальным же срок в два года.

6. Коллегиальный характер принятия решения представительным органом и его состава. В части 6 статьи 35 ФЗ от 6 октября 2003 года регламентирован состав представительного органа, а именно его минимальная численность. В отдельно взятом муниципальном образовании, численный состав депутатов представительного органа может быть регламентирован уставом соответствующего муниципального образования, в соразмерном соотношении, с учетом эффективного выполнения публичной власти [3, с.23]. Порядок осуществления принятия решений, наряду с численным составом представительного органа является элементом коллегиальности данного органа. Например, согласно закону, правомочным можно назвать заседание, на котором присутствует минимум пятьдесят процентов из избранных депутатов [1].

7. Ответственность перед населением и государством. Для того, чтобы гарантировать законность функционирования представительного органа муниципального образования в области предупреждения потенциальных злоупотреблений законодателем утверждена ответственность выбранных в муниципальном образовании должностных лиц и органов.

В случае, если представительный орган не предпринимает меры по исполнению решения суда об отмене нормативного акта, который идет вразрез с текущим законодательством, или в случае, когда соответствующий орган бездействует, если на протяжении 3 месяцев не было правомочного заседания, то на основании статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть осуществлен роспуск вышеупомянутого органа.

Вместе с роспуском назначаются очередные выборы. Однако, подобное практически не происходит. Подобные суровые меры нужны для гарантирования законности деятельности представительных органов власти и гарантии первоклассной работы последних [5, с.20-21].

Выборные должностные лица и депутаты, имеют некоторые правомочия, которые установлены ФЗ № 131-ФЗ, для реализации воли избирателе, таким образом, определить правовой статус вышеописанных лиц не составляет труда.  Тем не менее, необходимо не забывать, что обязанности и права депутата соответствующего органа берут свою основу в ключевых конституционных правах гражданина в сфере политической жизни общества. Депутат, который работает на постоянной основе в некоторой степени ограничен законодательством. Например, депутат не имеет права заниматься предпринимательской и любой другой деятельностью, которая оплачивается. Данные ограничения не затрагивают творческую, преподавательскую и научную деятельности. Депутат вправе изложить свое мнение на публику во время голосования и не понести за это административное или уголовное наказание, если последний своим высказыванием не нарушил законодательство. Заступив на должность, которой соответствуют некоторые властные полномочия, депутат должен подчиняться запретам и ограничения, которые определил законодатель.

В законодательстве Российской Федерации установлены также определенные условия и гарантии, благодаря которым депутаты могут реализовывать свои полномочия беспрепятственно. То есть нормы действующего законодательства Российской Федерации не связаны исключительно с запретами и ограничениями. При этом отдельные положения о гарантиях, которые предоставляются депутатам с помощью средств муниципального бюджета, могут быть предусмотрены в Уставах и законах таких образований. Такие Уставы и законы издаются специально для урегулирования их правового статуса. Речь идет, например, о положениях, регулирующих компенсацию расходов, которые возникают в связи с реализацией должностных полномочий.

Исходя из вышеизложенного приходим к выводу, что предложенная нами конструкция признаков административно-правового статуса представительного органа местного самоуправления выступает наиболее верной, а также свидетельствует о том, что современное законодательство, которое регламентирует деятельность органов местного самоуправления, имеет в своем распоряжении демократические принципы функционирования представительного органа, основное предназначение которого заключается в выражении воли жителей муниципального образования, и дает возможность сформулировать определение представительного органа местного самоуправления. Представительным органом местного самоуправления принято называть такой обязательный коллегиальный орган местного самоуправления, который вправе принимать от имени народа решения, которые будут действовать на соответствующей территории и представлять интересы последнего.

Список литературы

  1. Кузнецова С.П. Представительный орган как субъект органов местного самоуправления // Территория науки. 2016. № 3. С. 143
  2. Малявкина Н.В. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2017. № 1. С. 20 - 23
  3. Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Представительный орган в системе муниципальной представительной демократии: некоторые вопросы правового статуса // Вестник ЧелГУ. 2010. № 33. С. 23
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021) // СПС Консультант Плюс, 2021 (дата обращения: 25.10.2021)
  5. Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления / Т.М. Бялкина // Журнал российского права, 2002, № 4

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary