Дистанционная купля-продажа товаров в Российской Федерации: новеллы законодательства и судебная практика

Дистанционная купля-продажа товаров в Российской Федерации: новеллы законодательства и судебная практика

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

8

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (44), Декабрь ‘21

Дата публикации 18.12.2021

Поделиться

В данной статье анализируются новеллы законодательства относительно дистанционной купли-продажи товаров в связи с утверждением Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463. Кроме того, авторами рассмотрены некоторые ключевые особенности купли-продажи товаров через Интернет, а также изучена судебная практика, касающаяся данного вопроса.

Стремительное развитие современных информационных технологий, произошедшее в Российской Федерации за последние 20 лет, коренным образом изменило нашу жизнь и привело к видоизменению рынка товаров за счет увеличения онлайн-продаж. По данным исследования, проведенного Ассоциацией электронных коммуникаций, только за 2020 год объем российского рынка Интернет торговли вырос почти на 58,5% по сравнению с аналогичным показателем 2019 года, и составил 3,221 трлн рублей, на что оказала значительное влияние пандемия  COVID-19 [1].

Законодателем объединены в ст. 497 ГК РФ продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара. Приобретая товары по образцам, покупатель не имеет возможности проверить перед покупкой ее качество и соответствие заявленным свойствам. Если информация о товаре доступна только в каталогах, проспектах, буклетах, фотоснимках, ценовых листах продавца, без фактического ознакомления потребителя с товаром или его образцом, в таком случае идет речь о дистанционном способе продажи [2].

К основным особенностям купли-продажи товаров дистанционным способом, по нашему мнению,  относится то, что у потребителя нет возможности воочию ознакомиться с товаром, а также образцом этого товара. Специфична и оплата товара – она совершается наличными деньгами и «электронными деньгами». Отличительной особенностью является также механизм возврата товара надлежащего качества продавцу.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими продажу товаров дистанционным способом, выступают Гражданский кодекс РФ, а также положения Закона РФ «О защите прав потребителей». До 2021 года онлайн-продажа регулировалась Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612, но с 1 января 2021 года Правительством РФ были утверждены новые «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи…» [3].

Говоря об изменениях в дистанционной купле-продаже товаров, необходимо уточнить, что основные права потребителей, а также обязанности продавцов по представлению информации о товаре и выдаче чека сохранились и в новой версии документа, однако помимо них появились и дополнения, которые нацелены, в первую очередь, на сокращение количества жалоб покупателей и упрощение некоторых процессов с учетом интересов обеих сторон. Можно говорить о том, что для продавцов товаров дистанционным способом в соответствии с Постановлением № 2463 появились как новые преференции, так и новые обязанности.

До 2021 года на практике возникало множество проблем, касающихся дистанционной купли-продажи товаров. К примеру, Архипов В. В., Килинкарова Е. В. и Мелащенко Н. В. заостряли свое внимание на проблеме идентификации пользователя, которая непосредственно связана с особенностями заключения договора в электронной форме [4, с. 120]. Кроме того, Бельская А. А. в своей работе указывает на недостаточную урегулированность вопроса о моменте заключения договора купли-продажи дистанционным способом [5, с. 106]. По мнению авторов, возникала необходимость в законодательном усовершенствовании некоторых норм в отношении купли-продажи товаров дистанционным способом.

В настоящей статье обратим внимание на ряд новелл, касающихся дистанционной купли-продажи товаров в РФ.

Во-первых, новшества коснулись дополнительных сведений о продавце: если ранее продавец, являющийся юридическим лицом, должен был указывать только полное фирменное наименование, адрес и место нахождения, то теперь при дистанционной торговле продавец обязан раскрыть также свой ОГРН и адрес электронной почты и/или номер телефона. То же правило касается и индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, до 2021 г. законодательно был очень неоднозначно и размыто урегулирован вопрос, кому курьер вправе отдать доставленный товар [6]. Теперь же при доставке товара, приобретенного дистанционно, его передают потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии там потребителя – любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа либо иное (в т. ч. электронное) подтверждение заключения договора или оформление заказа.

Таким образом, с 2021 года родственникам или совместно проживающим с потребителем лицам не нужно предъявлять доверенности, паспорта или иные документы. Однако договором могут быть предусмотрены более строгие правила (например, при доставке дорогостоящих товаров). По-нашему мнению, это вполне оправданная норма, и вполне применимая в рамках любой политики лояльности.

В-третьих, с 2021 года покупатель вправе вернуть следующие товары надлежащего качества, купленные дистанционным способом: технически сложные товары; ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и другие виды товаров. Необходимо заметить, что до 2021 года в судебной практике встречалась противоположная позиция – что такое право у покупателя отсутствует, на что особенно часто ссылались продавцы в суде.

Так, например, в решении Московского районного суда ответчик ООО «МВМ» в обоснование своей позиции ссылался на то, что смартфоны входят в число технически сложных товаров, надлежащего качества, и не подлежат возврату, в том числе, при дистанционном способе его покупки. Однако суд нашел этот довод противоречащем позиции Конституционного суда РФ изложенной в определении от 19 ноября 2015 г. № 2724-О, и, как следствие, удовлетворил требования истца В.Е.В. и взыскал с ООО «МВМ» в пользу В.Е.В. уплаченные по договору купли-продажи денежные средства в размере 79980 рублей [7].

Таким образом, новеллы, появившиеся вследствие утверждения Правил по договору розничной купли-продажи, значительно усовершенствовали действующее законодательство, поскольку до 2021 года возникало множество коллизий по поводу дистанционной купли-продажи товаров. По-нашему мнению, данные новшества улучшили правовое положение покупателей и защитили их от недобросовестного поведения со стороны продавца.

Список литературы

  1. В 2020 году российский рынок e-commerce рос быстрее, чем во всем мире — рост составил 58% [Электронный ресурс]. – URL: https://performance360.ru/e-commerce-russia-2020-data-insight-2020/ (дата обращения: 28.11.2021).
  2. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 26.01.1996 г. №14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. Об утверждении Правил по договору розничной купли-продажи: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463 // СЗ РФ. 2021. № 3. Ст. 593.
  4. Архипов В. В., Килинкарова Е.В., Мелащенко Н.В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности // М.: Закон. 2014. С. 120-144.
  5. Бельская А. А. Специфика правовой природы дистанционного способа купли-продажи // Вестник гражданского права. 2018. № 2 (32). С. 103-106.
  6. Барабачкова М. Н. Дистанционная купля - продажа товаров: Актуальные проблемы практики // E-Scio. 2019. № 10 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnaya-kup.. (дата обращения: 28.11.2021).
  7. Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга № 2-2082/2020 от 29 июля 2020 г. по делу № 2-2082/2020. URL: //sudact.ru/regular/doc/yqkf1BYiCTV4/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее