ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИД (СТ. 357 УК РФ)

ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИД (СТ. 357 УК РФ)

Авторы публикации

Рубрика

Уголовное право

Просмотры

52

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (44), Декабрь ‘21

Дата публикации 16.12.2021

Поделиться

В данной статье раскрывается содержание объекта геноцида, а также классификация объекта преступления. Приводится аргументация к выводам, почему стоит признать непосредственным объектом геноцида только безопасность человечества, не затрагивая понятия «мир» в категории преступлений «мир и безопасность человечества». Анализируется социальная опасность геноцида, в результате совершения которого существует угроза исчезновения группы, отличающейся от других своей культурой. Для полного понимания содержания объекта геноцида приводится определение каждой группы, против которой может быть направлен геноцид. Результаты проведённой работы могут быть использованы в рамках дальнейших исследований социальных проблем, связанных с преступлением геноцида.

Каждое преступление, которое обладает свойством общественной опасности, причиняет или создает угрозу причинения вреда общественным отношениям.

Вводя определенный объект под защиту уголовного закона, законодатель хочет защитить его от посягательств, что является основанием для криминализации деяния [1, С. 97–98]. Объект преступления определятся как «то, на что посягает лицо, совершающее преступное деяние, и чему причинён, или может быть причинен вред в результате совершения преступления» [2, С. 178]. Самой распространённой точкой зрения в современной теории уголовного права, касаемо проблемы определения объекта преступления, содержанием которой общественные отношения являются объектом преступления [2, С. 178–179].

Наука уголовного права выделяет общий, родовой, видовой и непосредственный объект. При этом каждый последующий входит в вышестоящий и является его частью.

Общий объект преступлений — это полноценная система общественных отношений, которые в целом охраняются уголовным законом. Все элементы данного комплекса отношений юридически определены в части 1-й статьи 2- Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй, мир и безопасность человечества.

Родовой объект является частью общего объекта. Это группа близких по содержанию общественных отношений, которые защищены единым комплексом взаимосвязанных норм уголовного права [3, С. 63]. Выделение родового объекта позволяет провести систематизацию уголовно-правовых норм, которая положена в основу разбиения Особенной части уголовного кодекса на разделы.

Видовой объект, являясь частью родового объекта, объединяет более узкие группы отношений и лежит в основе группировки преступлений Особенной части уголовного кодекса Российской Федерации по главам. Видовой и родовой объект соотносятся как часть с целым, или как вид с родом [3, С. 63–64].

Одной из самой распространённой точкой зрения в литературе выступает определение родового объекта геноцида как мира и безопасности человечества [4, С. 36–37].

Родовой объект — основной объект, который лежит в основе деления уголовного кодекса Российской Федерации на разделы. Раздел 12 уголовного кодекса Российской Федерации, в котором находится статья 357, именуется как: «Преступления против мира и безопасности человечества», подтверждая заявленную позицию.

Главная проблема заключена в определении видового объекта преступления.

В данном исследовании уже упоминалось, что деление уголовного кодекса на главы, в основе имеет видовые объекты. Однако раздел 12 содержит только одну главу, повторяющее его название. Эта ситуация вынудила в одних случаях обойти тему определения конкретного объекта [5, С. 214], в других же, она привела исследователей к выводу, в котором родовые и видовые объекты геноцида совпадают [6, С. 90]. Но эти объекты связаны как целое и часть, а значит, совпадать в принципе не могут. Согласно определению, видовой объект является у́же родового. К тому же видовой объект лежит в основе классификации норм и разделения уголовного кодекса на главы.

Современные исследования в уголовном праве показывают, что в рамках статьи 12 уголовного кодекса Российской Федерации различные группы преступлений причиняют вред или создают угрозу причинения вреда различным общественным отношениям. Исходя из этого, исследователи предлагают провести классификацию преступлений, которые включены в данный раздел уголовного кодекса. Так, например, Кибальник А.Г. предлагает подразделять преступления, указанные в разделе 12 уголовного кодекса Российский Федерации, на преступления против мира и безопасности человечества на преступления против мира, в которые будут входить статьи 353–355, 360; преступления против правил и обычаев ведения войны, включив статьи 356, 359 и преступления против безопасности человечества, указав статьи 357, 358 [7, С. 14-17].

Геноцид, как он юридически определен в статье 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, не имеет ничего общего с военной ситуацией или вооруженным конфликтом. Их появление тоже не результат совершения геноцида. Следовательно, мир, как общественное отношение, которое охраняется уголовным правом, характеризующееся отсутствием вооруженных конфликтов между государствами, не подвергается геноциду. С другой стороны, геноцид представляет собой угрозу безопасности человечества. Опыт, накопленный человечеством на протяжении всего своего существования, хранится в двух независимых формах: в генетическом коде человека и в человеческой культуре.

Всем известно, что расовые группы имеют различия в своем генетическом коде. Именно он содержит признаки, которые характеризуют человека в биологическом смысле как представителя определённой этнической группы, нации или расы. Ряд генов отвечает за устойчивость организма к определенным заболеваниям и другим патогенам внешней среды [8, С. 15]. Уничтожив эти группы, можно прийти к уменьшению диверсификации генетического кода человечества. В этом также выражается влияние совершения геноцида против безопасности человечества.

Если рассматривать культуру как накопленный за всё время существования человечества всю совокупность знаний и опыта, направленных на самосохранение, воспроизводство, самосовершенствование [9, С. 456], то можно сказать, что культура является социальной стороной человеческого опыта. Не стоит забывать, что культура отличных друг от друга этносов, наций, религиозных групп, которая является частью всеобщей человеческой культуры, содержит достижения, характерные в основном для определенного этноса, нации, религии.

Значит, частичная потеря как генетической, так и культурной составляющих человеческого опыта формирует угрозу безопасности всего человечества. Поэтому, среди потерпевших в диспозиции статьи 357 уголовного кодекса Российской Федерации указана и религиозная группа, которая не имеет собственной генетической идентификации, и раса, не имеющая единой культуры, по причине внушительного количества своих представителей. Исходя из этого, геноцид представляет угрозу безопасности человечества в общем смысле, а не каждого человека в отдельности.

Преступление геноцид представляет угрозу безопасности человечества, чем было доказано доводами, приведёнными выше. Категория «безопасность человечества» у́же по своему охвату, чем категория «мир и безопасность человечества» из-за того, что в её содержании отсутствует понятие «мира». Если учитывать, что преступления, указанные в статьях 355–360, которые предусмотрены главой 34 уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе и преступление геноцид, не затрагивают понятие «мир», тогда безопасность человечества следует признать видовым объектом касаемо преступления, указанного в статье 357 уголовного кодекса РФ.

Рассмотренный механизм воздействия геноцида на безопасность человечества согласуется с концепцией этого преступления, изложенной в главе 1 данного исследования, выдвинутой Лемкиным Р. Идея культурного геноцида не была принята Конвенцией 1948 года, однако понимание сокращения культурного разнообразия и негативного воздействия совершения геноцида на безопасность человечества позволяет проследить концептуальную связь действующей нормы с доктринальными разработками автора.

Социальная опасность геноцида заключается в том, что в результате совершения действий, входящих в содержание его объективной стороны, определенная группа людей может полностью исчезнуть, прекратить свое существование, которая отличается от других групп своей культурой (язык, обычаи, традиции, религия) или физиологические характеристики, определяющие его оригинальность [10].

Согласно статье 357 уголовного кодекса Российской Федерации, это национальные, этнические, расовые и религиозные группы, так как геноцид напрямую направлен на их уничтожение. В результате совершения геноцида эти группы могут быть частично уничтожены, но в этом случае нанесенный ущерб может быть непоправимым. Следовательно, геноцид создает реальную опасность для существования групп, указанных в диспозиции статьи 357 уголовного кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что безопасность человечества и безопасность национальных, этнических, расовых и религиозных групп взаимосвязаны как часть и целое, именно безопасность этих групп должна быть признанным прямым объектом геноцида. Это означает, что норма о геноциде защищает безопасность национальных, этнических, расовых и религиозных групп как компонент безопасности человечества.

Для более полного понимания содержания объекта геноцида, который предусмотрен статьёй 357 уголовного кодекса Российской Федерации, следует дать определение каждой группы, против которой может быть направлен геноцид.

Религиозная группа — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры вне зависимости от ее распространенности [11, С. 471].

Этнос — группа людей, существующая между разными человеческими поколениями, которая объединена продолжительным совместным проживанием на определенной местности, общим языком, культурой и самосознанием [12]. Общая духовная и материальная культура, которая складывалась в процессе эволюции, внутри этноса, психологические черты и общее самосознание («этнический менталитет») [13, С. 13].

Нация — это историческое сообщество людей, которое формируется в процессе формирования общности по своей территории, экономическим связям, языку, культурным характеристикам и характеру [14, С. 26]. Являясь разновидностью этноса (или их совокупностью), национальная группа сохраняет свои характеристики. Также отмечается, что национальная группа определяется независимо от территории проживания, носит скорее официальный характер [15, С. 153], поскольку отражает взаимоотношения человека с государством.

Раса — одна из групп, на которые условно делится человечество в зависимости от наличия определенного набора исторически сложившихся физиологических характеристик (цвет кожи, особенности линии роста волос, форма головы, пропорции тела и т. Д.), Которые не имеют неизменности и чистота за счет смешения племен и народов в процессе их экономического и культурного развития [14, С. 27].

Таким образом, геноцид напрямую посягает на безопасность групп, которые указаны в диспозиции ст. 357 уголовного кодекса Российской Федерации, а именно на общественные отношения, обеспечивающие объективное отсутствие угрозы социального характера для существования этих общностей. Следовательно, безопасность национальных, этнических, расовых и религиозных групп, будучи независимым общественным отношением, охраняемым уголовным законодательством, должна быть признана прямым объектом геноцида.

Список литературы

  1. Питецкий В.В. // Уголовное право России. Часть общая: учебник / А. Ф. Мицкевич [и др.]; под ред. А. Н. Тарбагаева. С.97–98
  2. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Комиссарова, Н.Е. Крыловой, И.М. Тяжковой. — М.: Статут, 2012 – С. 178–179.
  3. Журавлев М.П., Наумов А.В., Никулин С.И., Понятовская Т.Г., Рарог А.И., Янеленко Б.В. Уголовное право России. Части Общая и Особенная (учебник; под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., проф. А.И. Рарога; издание 10-е, перераб. и доп.). - "Проспект", 2018 – С. 63–64.
  4. Иногамова-Хегай Л.В. // Полный курс уголовного права. В 5 томах. Т. V: Преступления против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Международное уголовное право / Т. Б. Басова [и др.]; под ред. А.И. Коробеева. – СПб, 2008. С.622; Кибальник А. Г., Соломоненко И. Г. Уголовная ответственность за геноцид // Российская юстиция – 2003 – № 2 – С. 36–37.
  5. Панкратова Е.Д. К вопросу об определении объекта геноцида // Пробелы в российском законодательстве – 2010 – № 2 – С. 214.
  6. Кибальник А.Г., Соломоненко И.Г. Уголовная ответственность за геноцид. С. 36; Бриллинтов А.В., Косевич Н.В.// Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А. В. Бриллиантов [и др.]; под ред. А. В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2010. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»; Панкратова Е.Д. Уголовно-правовая характеристика геноцида: дисс. … канд. юрид. наук. С. 92; Аванесян В.В. Геноцид: криминологическое исследование: дисс. ... канд. юрид. наук — С. 90.
  7. Грубова Е.И., Маршакова Н.Н. Классификация преступлений против мира и безопасности человечества: критический анализ доктринальных воззрений // Российский следователь – 2012 – № 6 – С. 14–17 // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Генетика. Взаимодействие генов. Лекция №4 ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России. С. – 15.
  9. Балашов Л.Е. Философия: Учебник – М., 2005 – С. 456.
  10. Данной позиции придерживаются: Батырь В.А. Международно-правовые проблемы квалификации преступления геноцида и «Катынское» дело; Толкаченко А.А. Уголовно-правовой аспект геноцида// Российский военно-правовой сборник – 2006 – № 8 [Электронный ресурс] URL: http://www.voenprav.ru/doc-4308-5.htm.
  11. Большой юридический словарь В. Н. Додонов, В. Д. Ермаков, М. А. Крылова; под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 2003 – С. 471.
  12. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Минск: Книжный Дом, 2003. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.11.2021)
  13. Вартанян В.М. Уголовная ответственность за геноцид: автореф. дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Вартанян Вартан Мартиросович. – Ставрополь, 2000 – С. 13.
  14. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.
  15. Трикоз Е.Н. Преступления против мира и безопасности человечества: сравнительный и международно-правовой аспекты. – С. 153
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее