Особенности ответственности за нарушение требований правил пожарной безопасности

Особенности ответственности за нарушение требований правил пожарной безопасности

Нарушения требований пожарной безопасности приводят к увеличению количества пожаров в России. Основополагающим фактором в нарушении правовых норм и требований является халатное отношение со стороны общества. Игнорирование установленных законом норм создает неблагоприятную среду, приводящую к возгоранию и причинение вреда общественному благу. Во избежание негативных последствий за нарушение требований пожарной безопасности предусматривается ответственность в сфере обеспечения пожарной безопасности, за нарушение которой может последовать определенное наказание на основании причиненного ущерба.

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 37 (39), ноябрь ‘21

Поделиться

Современное общество, развиваясь в условиях глобализации, технологического и социального процесса, сталкивается с возрастанием уровня чрезвычайных ситуаций, которые несут в себе угрозу безопасности жизни и здоровья, как общества, так и отдельной личности. Ввиду данной проблемы с каждым днем возрастает роль обеспечения безопасности жизни граждан отдельной страны и мирового сообщества в целом. Обеспечение безопасности давно стало неотъемлемым условием того, чтобы общество могло развиваться и жить в комфортных условиях.

Пожарная безопасность входит в один из видов общественной безопасности [1]. В настоящее время важным условием устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации является обеспечение должного уровня пожарной безопасности, минимизирование возможных условий возгорания и сокращение потерь вследствие пожаров. Следовательно, соблюдение правил пожарной безопасности по сей день остаются приоритетной задачей должностных лиц, обеспечивающих защиту и охрану предприятий, населения и города.

Должностное лицо несет ответственность за соблюдением правил пожарной безопасности и следит за отлаженной работой системы пожарной безопасности.

С целью соблюдения требований пожарной безопасности должностные лица устраивают периодические проверки на предприятиях, в жилых домах, после которых выявляют недочеты в пожарно-техническом оснащении.

Но какая ответственность лежит за несоблюдение требований пожарной безопасности? В случае обнаружения нарушений может последовать как административная ответственность, так и уголовная.

Уголовная ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности регламентируется ст. 219 УК РФ и наступает в том случае, если по вине юридического и физического лица происходит несчастный случай, который повлек за собой гибель одного или более человек, а также нанесен серьезный урон здоровью [3]. Наказание за содеянное может последовать в виде исправительных работ на срок до 5 лет, получение срока в колонии общего режима от 3 до 7 лет, штраф до 80 тысяч рублей.

В остальных случаях, где не был нанесен вред здоровью и жизни людей, наступает административная ответственность. Административная ответственность в области обеспечения пожарной безопасности регулируется ст. 20.4 КоАп РФ. В соответствии с требованиями пожарной безопасности, закрепленными в КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности для должностных лиц влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа [2]. Также наказанием может быть приостановление экономической деятельности юридического лица.

Как показывает практика предупреждение как один из видов применения административного наказания не является эффективным в работе при производстве по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, поскольку не имеет должного воздействия на устранение и недопущение нарушений [6, c. 133—136]. Данное обстоятельство, вероятнее всего, связано с тем, что данная мера пресечения носит мягкий характер наказания и больше является предупредительной мерой, за которой не стоят жесткие действия. Следовательно, в связи с возрастающем уровнем количества административных правонарушений в области пожарной безопасности данная мера наказания не является результативной по сравнению со штрафными санкциями. Однако целиком отходить от данного вида наказания не имеет смысла, потому что иногда характер совершенного правонарушения не требует более сурового наказания.

С каждым годом увеличивается как количество постановлений о наложении административного наказания по части пожарной безопасности в виде штрафа, так и неисполнение наказания данного административного правонарушения [5].  Сложившиеся ситуация говорит о том, что сегодня проблема исполнения постановлений о назначении наказания в виде административного штрафа остается актуальной. Данная проблема возникла посредством того, что происходит активное уклонение от исполнений постановлений по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности и неохотное взаимодействие правонарушителей с должностными лицами контрольно-надзорного органа, а также отсутствия заинтересованности при решении данного вопроса.

Для того, чтобы быстро исправить данную проблему инспектора государственного пожарного надзора приобщают к делам территориальные подразделения Федеральной службы судебных приставов. На основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для принудительного взыскания штрафа предусмотрена ответственность за неуплату штрафа в ч. 1 ст. 20.25 (Неуплата штрафа).

Вместе с тем современные реалии таковы, что довольно часто задействуются необоснованное количество времени и ресурсов на взыскания штрафа и соблюдения наказания. Одной из причин тут играет определенные бюрократические трудности, которые связаны с исполнением постановлений по делам об административном правонарушении и составлении административного протокола по признакам правонарушения, регулируемые ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ [2]. Дополнительную трудность в процессе взыскания штрафа создает ситуация поиска и оповещения лица, уклоняющегося от исполнения наказания в виде административного штрафа.

 Сумма наказания в виде штрафа может варьироваться от 1 тысячи до 200 тыс. рублей в зависимости от характера правонарушения и уровню тяжести возможных последствий. Нельзя не согласиться, с тем, что наказания за несоблюдение требований пожарной безопасности достаточны серьезны. Это связано, в первую очередь с тем, чтобы не было халатного отношения к нормам и правилам пожарной безопасности и наблюдалась мотивация к соблюдению всех мер предосторожности и обеспечения должного уровня защиты от возгорания.

Должностные лица, несущие ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности, имеют в своем арсенале несколько вариантов воздействия для предупреждения возникновения случаев пожара. Соблюдая предписания правил и норм пожарной безопасности, имея в запасе необходимое противопожарное оборудование, может помочь как предотвратить наступление пожаров, так и сократить потери при возгорании, спасти жизнь людей и имущество в целом.

Таким образом, закономерно, что растет значимость административной ответственности в борьбе с правонарушениями в области соблюдения требований пожарной безопасности, которая постоянно проходит ступени модернизации и совершенствования.

Однако, с каждым годом инспектора пожарного надзора сталкиваются с проблемами применения на практике действующих нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности [4, c. 102—104 ]. Связано это с тем, что для разных объектов защиты возможен разный нормативно-правовой характер применения законов и мер пресечения.

Вместе с тем, несмотря на активное изменения и дополнения существующего правового поля по части регулирования пожарной безопасности, узаконивание нормативных актов, связанных с надзорной деятельностью органов государственной противопожарной службы МЧС России, до сих пор остаются нерешенными ряд вопросов, которые требуют пристального рассмотрения.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/ (дата обращения 20.08.2021)
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/9a42a7dcbc6d4d4b091d2e491b723161b4912163/ (дата обращения 20.08.2021)
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 21.08.2021)
  4. Ковшевацкий В.И. К вопросу о сущности и правовой природе административного принуждения. // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 7. - С. 102—104.
  5. МЧС России. [Электронный ресурс] URL: https://www.mchs.gov.ru/search?text=пожарная+безопасность&operator=and&date_from=&date_to= (дата обращения 16.08.2021)
  6. Шубина Е.В. К вопросу об основах системы профилактики преступлений и административных правонарушений в Российской Федерации. // Вестник экономической безопасности. - 2019. - № 2. - С. 133—136.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary