Возможность применения адвокатом специальных знаний, в особенности психологических, при ведении дел в отношении несовершеннолетних, как субъектов или объектов преступлений, является закономерным результатом развития юриспруденции, юридической психологии как элемент практической деятельности и область теоретических знаний. Это закономерно порождает нравственно зрелое и правовое государство, создающее систему «здоровой» ювенальной юстиции, то есть адаптированную под Россию и осуществляющую борьбу с преступностью несовершеннолетних.
Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника содержит развернутые сведения о несовершеннолетнем, отношение к совершенному им деянию, наличие взрослых подстрекателей и других соучастников уголовного преступления, негативные склонности, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, наличие причинно-следственных связей между мотивами, действиями и последствиями совершенного противоправного акта. Это способствует изменением в части инициации адвокатом психологической экспертизы несовершеннолетнего и его семьи в ареоле влияния на развития личности и оценки экспертизы со стороны изучаемого предмета. Обоснование целесообразности использования по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних специальных педагогических знаний в форме судебной экспертизы для установления способности лица осознавать общественную опасность своих действий; уровня его духовного развития; его осведомленности о социальных нормах и правилах поведения; наличия и сформированности навыков социально-приемлемого поведения; особенностей влияния на него семьи и ближайшего окружения; соответствия его кругозора, знаний и успеваемости требованиям, предъявляемым к лицам данной возрастной категории, и др. С помощью этой экспертизы могут быть также определены типы, виды, модели воспитания и образования и педагогические технологии, в рамках которых происходило воспитание и обучение несовершеннолетнего. Кроме того, такая экспертиза может проводиться для прогнозирования дальнейшего развития несовершеннолетнего, возможностей и путей его исправления, что имеет значение при решении вопроса о применении в отношении него принудительных мер воспитательного воздействия.
Наряду с другими формами применения специальных педагогических знаний в уголовном судопроизводстве рекомендуется использовать как источники специальных знаний характеристики, предоставляемые по месту обучения несовершеннолетних. У практических работников в отношении таких характеристик сложилось мнение как о формальных документах с невысоким уровнем информативности. В ходе исследования выделены критерии, при наличии которых характеристику можно считать положительной или отрицательной; алгоритм оценки противоречивого характеризующего материала на несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.
Необходимость совершенствования использования специальных знаний из областей психиатрии, психологии и педагогики при ведении дел о преступлениях несовершеннолетних на основе учета специфики предметов данных научных областей. В связи с этим целесообразным является разработка рекомендаций, регламентирующих ведение адвокатом дел в отношении несовершеннолетних.
Один из возможных способов поиска адвоката имеющего, специальные компетенции для ведения дел с участием несовершеннолетних, а также иных особых категорий дел- модернизация существующих электронных ресурсов. Для упрощения, цифровизации и перехода на удобную модель пользования интернет ресурсами и взаимодействием между адвокатом и доверителем, а также адвокатом и всей структурой адвокатуры предлагается разработка мобильного приложения «Мой адвокат». Стабилизация системы Адвокатуры в интернет- пространстве поможет усовершенствовать и улучшить систему взаимодействия между адвокатом и клиентом, оптимизировать процессы поиска, оплаты, проверки адвокатов и т.д.
В современных реалиях порой складывается так, что адвокат- единственная опора и защита для человека, попавшего в неконтролируемую собственными силами ситуацию. Для прохождения всех этапов производства необходим «проводник», иногда ведущий за руку, иногда прикрывающий спину, иногда прикрывающий собственной грудью, спасающий словом и делом. А несовершеннолетнему и его родителям это необходимо в двойном размере. Не только спасать, но и провести через сложный путь с наименьшими потерями в виде психологических, психических и иных травм.
Список литературы
- Бараковских A.C. Проблемные вопросы правоприменительной практики в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних // Законность и правопорядок: взаимодействие науки и практики / A.C. Бараковских, Т.М. Зайко. Екатеринбург: Уральский ин-т коммерции и права, 2014. C. 117-126.
- Белкин Р.С. Криминалистика: учебник / под ред. Р. С. Белкина. – М.: Норма, 2000. – - 687–688 с.
- Выготсктй Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии,1972, N2, - .114-123 с.
- Вдовенков B.A. Неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего: криминологический анализ и пределы уголовной ответственности // Рос. юстиция. 2013. № 12. C. 43—51.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года)
- Конвенция о правах ребенка, одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.
- Зайко Т.М. Личность несовершеннолетнего преступника: психолого-криминологический аспект // Правоотношения и юридическая ответственность: Новое в законодательстве / Т.М. Зайко, Г.А. Пантюхина. Екатеринбург: Уральский ин-т коммерции и права, 2015. С. 57—69.
- Скабелина Л.А. Психологическая экспертиза детско-родительских отношений с применением цифровых инструментов в адвокатской практике // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) 2020. С.174-177.