ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФИЦЕРОМ ВНГ МЕТОДОВ УСТНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФИЦЕРОМ ВНГ МЕТОДОВ УСТНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

75

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Дата публикации 13.12.2021

Поделиться

Целью статьи является всесторонне рассмотреть сущность метода устного изложения учебного материала для обучения военнослужащего.

Введение:

Благодаря тому, что армейская техника, а также методы боевых действий совершенствуются – приемы и способы обучения также развиваются, становятся шире и разнообразнее.

Упражнения – это основа, которая применялась для развития определенных способностей, физических свойств и навыков. Использовалось до появления и применения  огнестрельного орудия. Зачастую применялся показ, так как этот способ был направлен на подражание, а также применялись элементы объяснения.

Для того чтобы овладеть трудной боевой техникой, требуется внедрять различные способы обучения в современных военных учреждениях. Все методы обучения взаимосвязаны, что их даже можно применять в определенных сочетаниях. Так, скажем метод устного изложения материала можно объединять с методом обсуждения и показом.

Метод устного изложения материала является главным способом обучения в системе образования. В некоторые времена этот метод являлся единственным методом передачи знаний другим. Прогрессивные преподаватели Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и иные утверждали, что данный метод нужно дополнять наглядным методом, а также практическим. Устаревшим – так называют в настоящее время этот метод, но несмотря на время, этот способ позволяет передать огромный объем информации, а также поставить проблемы перед обучающимися, где преподаватель сможет продемонстрировать различные способы решения. Устная речь, а в частности слова – позволяют развить воображение, представить различные образы любого времени, разить память, чувства [1, с.17].

Методы устного материала имеют виды:

• Рассказ;

• Беседа;

• Объяснение;

• Дискуссия;

• Лекция;

• Работа с книгой.

Основываясь на опыте, который накопился приподготовки курсантов сложилась система методов обучения:

Устное изложение. Данный способ очень любим сержантами в их работе. Они часто пользуются им, когда проводят инструктаж, дают объявление или просто рассказывают.

Если говорить о всех возможностях устной речи, Герцен А.И. отмечал, что коллективное мышление и сопереживание – это особая магнетическая связь, которая может образоваться между опытными лекторами и слушателями.

Возможность воспитывающего обучения способна открыться только благодаря устному изложению материала, а также способность передавать необходимую для этого информацию, которая может углубляться в ходе беседы или самостоятельной работе.

Рассуждая об улучшении данного способа – это проблематичное изложение информации из учебной программы. Данная ситуация позволяет перейти от однообразного монолога к разговору в процессе какого-либо рассказала, а может и на лекции. Нонесмотря на все, нужно уметь создавать проблемные ситуации. Ведь только правильно создав проблему, обучающиеся начнут высказывать свое собственное мнение по вопросу. Также прибегать к нужным паузам, чтобы дать возможность поразмыслить. Не стоит пренебрегать поддержкой познавательной активности обучаемых, ставя сложные вопросы. Короткие реплики дадут понять, что преподаватель все слышит.

Следующий способ – это рассказ. Данный способ доступен как образно, так и эмоционально для курсантов. Изложение учебного материала (события, цифры, факты) – в повествовательной форме очень хорошо воспринимается обучающимися, ведь при этом преподаватель опирается на личный опыт службы подчиненных [2, с.36].

Особенность рассказа в том, что его можно использовать в любом этапе обучения. Соответственно меняется только его объем, продолжительность, а также характер (зависит от ситуации).

Выделяют условия для эффективности рассказа:

1. Идейно-нравственная направленность преподавания;

2. Рассказ должен содержать достоверную информацию, подключенную научно доказанными фактами;

3. Убедительные примеры – залог хорошего рассказа;

4. Чёткая логика изложения;

5. Язык рассказала должен быть простым, доступным, эмоциональным;

6. Отражать элементы личной оценки и отношения офицера к излагаемым фактам, событиям

Приёмы рассказа, которые используются :

Повествование – один из основных приемов, который отражает в себе логически связанное изложение материала;

Описание – прием, который во всех красках передает внешний вид технического устройства, а также в подробностях описывает ход событий;

Рассуждение – прием, благодаря которому используется обобщение, умозаключение.

Время рассказа на занятии в среднем занимает 10-40 минут.

Отличный от рассказа – метод объяснения. Этот метод дает возмоность разобраться в более сложных учебных вопросах, внимание подчиненных фиксируется, указывает на наличие причинно – следственных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами.

Важные условия эффективности метода объяснения:

1. Задача формулируется точно, четко, суть проблемы ясна;

2. Причинно-следственные связи раскрываются последовательно;

3. Аргументация и доказательства;

4. Часто используется сопоставление, в особенности сравнение, аналогии;

5. Примеры достаточно яркие и запоминающиеся;

6. Логика изложения безукоризненна.

Лекция – развернутое теоретическое сообщение, изложение ряда связанных между собой вопросов по определенной теме с их научным анализом, обобщением, доказательствами, заключением и выводами.

В этом способе акцент на углубленном изложении теоретического материала.

Лекция не теряет своей актуальности и в наше время, что подкрепляется фактами[3, с.57]:

• Учебный материал изучается по блокам (темам, разделам);

• Самостоятельный поиск информации активизирует познавательную деятельность курсантов в решении проблематичных задач;

• Эксперименты, тематические задания увлекают и вынуждают повторять материал, тем самым позволяет запомнить его.

Лекция – форма обучения личного состава, созданная для систематизированного представления военным определенногодидактического блока учебного материала, нужного для военного профессионального становления. В осуществлении этой формы открывается решение военно-профессиональных ситуаций, дается глубокий анализ истории, а также демонстрируется роль данного учебного материала на практике, то есть в подготовке военного специалиста в подразделении[4, с.79].

Обычно на лекции преподаватель успевает раскрыть 2-3 вопроса в течение 2 часов.

Существует несколько типов лекций:

1) Вводная лекция. Данная лекция обращена на структуры изучаемого предмета, раскрытию его задач и основных проблем; в ходе лекции проводится небольшой исторический экскурс, ставятся задачи на период обучения по овладению необходимым объемом знаний;

2) Лекция по теме содержит в себе основную информацию по материалам какой-либо определенной темы с соответствующими заключениями, выводами, рекомендациями;

3) Заключительная лекция – эта лекция сводит в одну систему информацию по разделу, которая выдавалась на предыдущих занятиях. При этом делаются заключения и выводы, даются рекомендации;

4) Проблемная лекция обращена на решение вопроса, проблемы, которая характерна  для учебной дисциплины;

5) Обзорная лекция содержит в себе материалы по ряду основных наиболее сложных вопросов нескольких тем, по разделу, с рекомендациями об изучении остальных вопросов.

ИнструктированиеЭтот метод используется младшими командирами при постановке учебных задач и предполагает краткое, лаконичное указание на цели учебного занятия, порядок его проведения, обязанности подчиненных при выполнении задания, порядок докладов, подведения итогов решения задачи ( выполнения задания ).

В ходе устного изложения сержанту целесообразно чаще интересоваться, привлекать обучаемых к совместному разрешению учебной проблемы. Эффективность устного изложения определяется тем, как обучающему удается опираться на личный опыт подчиненных.

Обсуждение изучаемого материалаприменяется в беседах и классно-групповых занятиях.

Беседа используется для проверки учебного материала у курсантов – хорошо ли усвоилась информация, есть ли какие-то недопонимания, которые стоит разъяснить еще раз.  Сержант ставит курсантам заранее подготовленные вопросы, чтобы выяснить для себя нужную информацию.Желательно, чтобы они не повторяли тех учебных вопросов, которые рассматривались в ходе рассказа, а были направлены на выявление понимания обучаемыми сути проблемы, ее значимости для практической деятельности подчиненного. Чаще всего диалог в такой беседе раскрывает понимание для сержанта.  Стоит постараться создать атмосферу свободного обмена мнениями, что говорит о хорошейподготовки сержанта и курсантов к диалогу. Важно достигать цели, чтобы курсанты не чувствовали себя зажато, высказывали свое личное мнение, рассказывали об отношении к обсуждаемым фактам, вопросам, процессам, явлениям[5, с.117].

Чтобы качественно изложить и обсудить учебную информацию, доказать, что материал знаком военнослужащим, близок к их жизненной практике – беседа – лучший способ этого добиться. Другими словами – это семинар в упрощенной форме. Он применяется главным образом в обучении военнослужащих с низким и средним уровнем теоретической подготовки.

Закрепить новые понятия, углубить ранее полученные знания – это цель беседы. Также у курсантов способствует развитию навык устного изложения, приводит к повышению уверенности в своих способностях и знаниях.

Беседу можно подразделить на виды:

Развернутая. Суть данного вида беседы – свободный обмен мнениями, высказывание различных точек зрения, другими словами – жива полемика. Благодаря этому виду у курсантов формируется навык отстаивания своей точки зрения, дискутировать, общаться. А в завершении всего преподаватель подводит итоги обсуждения.

Контрольно-проверочная. Проверка, усвоен ли пройденный материал.

Сообщающая (эвристическая). Самостоятельная работа для курсантов. То есть ставится вопрос, который заставляет прийти к правильному выводу.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы как одному обучаемому (индивидуальная беседа), так и всем слушателям группы (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группой в целом, так и с отдельнымиобучающимися. Его успех во многом зависит от формулировки вопросов. Вопросы задаются офицером всей учебной группе. Для того чтобы все обучающиеся готовились к ответам, вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, активизирующими мышление обучающегося. Не следует использовать двойные, подсказывающие вопросы, а также альтернативные, подразумевающие ответы «да» или «нет».

Достоинства метода собеседования таковы:

• оно активизирует обучающихся, развивает их память и речь;

• имеет высокий воспитательный потенциал;

• является хорошим диагностическим средством.

Существуют и недостатки применения метода собеседования: оно требует много времени; содержит элемент риска (обучающийся может дать на вопрос неправильный ответ, который воспринимается другими и фиксируется в их памяти); требует большого запаса знаний.

Полемика должна вестись по узловым аспектам, чтобы не уходить в сторону от основной темы беседы. Обсуждению подлежит материал, с которым аудитория в достаточной мере ознакомлена. Нецелесообразно полемизировать по тем вопросам, по которым нет фактических знаний и собственных мнений. В таких случаях обсуждение может превратиться в поверхностную словесную перепалку.

Вопросы в беседе нужно ставить в соответствующей логической связи, чтобы они были как звенья в единой цепи освоения изучаемого.

На основе внутренней логики учебного материала в процессе беседы весьма целесообразно опираться на живые примеры из жизни подразделений, из общественной жизни, внутри – и внешнеполитические события. Задача руководителя занятия состоит также в том, чтобы не допустить развития беседы по такому направлению, когда все сводится к простому изложению фактов без обобщений и без элементов полемики. Многое здесь зависит от правильной постановки вопросов, своевременных наводящих уточнений, реплик.

Для обеспечения успешности беседы основные ее вопросы должны подготавливаться заблаговременно. Целесообразно написание воином краткого конспекта выступления с отражением основных положений, чтобы поддержать логическую нить изложения, с приведением соответствующих цитат, положений. В то же время нельзя допускать превращение выступления в зачитывание конспектов. Необходимо добиваться от выступающих грамотной ясной речи. Важно, чтобы в процессе беседы ее участники не только систематизировали старые знания, но и получали новые в виде обобщений того фактического материала, который накопили ранее [6, с.88].

Применение педагогических приемов должно быть направлено на активизацию обучаемых, на организацию живой полемики.

При использовании метода беседы особо важную роль играет подведение итогов обсуждения, разбор выступлений, общее заключение. Необходимо не только дать объективную оценку ответам, но и проанализировать основные ошибки, вскрыть их причины, сделать обобщения, краткие выводы и поставить задачи к следующему занятию.

Таким образом, условиями успешности проведения беседы следует признать:

• направленность на конкретную тему, на узловые вопросы;

• обсуждение материала, который в определенной мере уже усвоен;

• свободный обмен мнениями, полемику, но направляемую в нужное русло (при необходимости преподаватель полемическими примерами, умелыми вопросами подводит к правильным выводам);

• обсуждение основной темы без отклонения в сторону;

• организацию именно обсуждения (а не простого пересказа рассматриваемых фактов) с аргументацией, обобщениями, выводами, обоснованными ответами;

• постановку проблемы, создание проблемных ситуаций;

• связь обсуждаемого материала с практикой, хорошо знакомой аудитории, с живыми примерами, практические выводы;

• чередование легких вопросов с трудными;

• предоставление возможности выступить всем желающим, но в границах меры (чтобы не увели полемику в другое русло);

• рассмотрение обсуждаемого материала с разных точек зрения, непременный выход на более высокий уровень знаний, привлечение к обсуждению материала максимума аудитории, в том числе лиц, пытающихся отмолчаться;

• грамотную речь при учете возможных языковых барьеров;

• наличие обобщений, заключения по вопросам и темам.

Семинар – форма организации обучения, предусматривающая самостоятельную предварительную работу и обсуждение учащимися вопросов, призванных обеспечить углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирование опыта творческой деятельности, представляющая собой научный (доказательный) анализ военно-профессиональных проблем, коллективный поиск путей их разрешения.

Эта форма используется в обучении военнослужащих, имеющих определенную подготовку, опыт работы по самостоятельному решению учебных проблем.

В войсковой практике широко используется метод обсуждения изучаемого материала. Он реализуется в обучении, боевой и общественно-государственной подготовке военнослужащих в виде бесед, семинарских и групповых занятий.

Успешность применения метода устного изложения материала зависит от соблюдения ряда условий и требованийсвязанных с принципами обучения:

• системность изложения, активизация внимания на узловых вопросах, связь с последующей информацией, наличие заключения, выводов;

• научность представляемых сведений, оперирование материалом, основанным на научных данных и фактах, новых исследованиях;

• убедительность, аргументированность сообщаемой информации, доказательства, а не декларирование, обсуждение фактов и выводов;

• наличие новых сведений, ранее не известных обучаемым;

• проблемность, воссоздание проблемных вопросов, требующих поиска ответа как с опорой на ранее усвоенные знания, так и на здравый смысл и общие принципы логики, закономерности познания;

• акцентирование внимания на воспитательной стороне обучения;

• эмоциональность, занимательность изложения, особенно при изучении узловых вопросов;

• простота и ясность речи, достижение взаимопонимания с аудиторией, не следует злоупотреблять сложной терминологией;

• хорошая техника речи, темп умеренный (70-80 слов в минуту), интонирование при изложении узловых вопросов, паузы между словами, предложениями, особенно при акцентировании внимания на важной информации.

Успешность применения метода устного изложения материала в большой мере зависит от того, насколько глубоко знает его преподаватель, каковы его опыт, методическое мастерство, умение заинтересовать материалом, стимулировать познавательную деятельность. Важную роль играет знание аудитории, ее запросов и возможностей в познавательной деятельности, а также заинтересованность обучаемых в получении соответствующих знаний, их активность.

Заключение:

Основы педагогического мастерства закладываются в военном учебном заведении. Со дня поступления на учебу до выпуска каждый курсант проходит большой путь разносторонней подготовки к работе с подчиненными.

Использовать разновидности метода устного изложения учебного материала приходится всем без исключения преподавателям. Успех их применения в значительной степени зависит от умения преподавателя излагать учебный материал. Убедительность изложения учебного материала достигается за счет глубокого знания его преподавателем, умения излагать логически последовательно, пользоваться аргументами, фактами, примерами. Глубокое знание учебного материала обеспечивает свободу его изложения.

Именно при устном изложении материала открываются возможности воспитывающего обучения, передачи необходимой для этого информации, систематизируемой и углубляемой затем в ходе бесед, самостоятельной работы.

Список литературы

  1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И.Я. Лернер – М.: Педагогика, 1981. – 227 с.
  2. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинсковская – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
  3. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия/ Е.С. Рапацевич – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.
  4. Военная педагогика. – М.: ВПА, 1986. – 367 с.
  5. Образцов П. И. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие/ П.И. Образцов, В.М. Косухин – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 . – 317 с.
  6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе (контекстный подход)/ А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1990. – 282 c.
  7. Бабанский Ю.К. Педагогика/ Под редакцией Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 197 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее