Финансовое правоотношение: теоретико-правовая характеристика и проблемы реализации

Финансовое правоотношение: теоретико-правовая характеристика и проблемы реализации

в данной статье рассматриваются вопросы финансовых правоотношений. Автором даётся теоретико-правовая характеристика финансовым правоотношениям и особенностям их реализации. Описывается важность изучения данной тематики. Даётся объяснение основным понятиям и терминам, для раскрытия темы. Проанализированы особенности финансово-правового института, как неотъемлемой части общества, общественных правоотношений. Сделан вывод, что для успешного функционирования государства, улучшения благосостояния граждан, необходимо обратить внимание на международную практику, а именно на каких принципах происходит организация осуществления государственного и муниципального контроля, а также надзора за общественными отношениями, в частности финансовой сферы.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Дата публицакии 07.12.2021

Поделиться

Финансовые отношения, включающие различные виды экономических отношений между различными субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств в целях удовлетворения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан, нуждаются в постоянном правовом регулировании и государственном контроле. В процессе регулирования и контроля определяются финансовые правоотношения и финансово-правовые отношения. Различия в этих двух понятиях, на мой взгляд, можно провести следующим образом: финансовые правоотношения - это вся совокупность возникающих отношений, имеющих экономический характер, которые могут повлечь за собой определенные правовые последствия. Финансово-правовые отношения формируются между субъектами финансового права по поводу формирования, распределения и накопления денежных средств, предполагают их подверженность установленной правовой форме и регулируются финансовым правом. Финансовые правоотношения регулируются налоговым, бюджетным, страховым и банковским законодательством. На сегодняшний день среди различных научных работ нет единого мнения о подходе к определению понятия финансовых правоотношений, разные исследователи права определяют это понятие по-разному, определяя разные границы в огромном множестве экономических отношений. В науке нет единого понятия "финансовые правоотношения". Более того, во многих учебниках финансового права зарубежных стран ученые не выделяют и не акцентируют внимание на определении данной правовой категории. Вся научная деятельность ограничивается общими теоретическими положениями и общепринятыми характеристиками. Изучению вопросов, связанных с признаками и сущностью финансовых правоотношений, классификацией финансовых правоотношений, содержанием, проблемами правосубъектности субъектов финансового права не уделяется достаточного внимания. Полное и всестороннее исследование категории "финансовые правоотношения" было проведено М.В. Карасевой только один раз, что свидетельствует об отсутствии современных комплексных исследований по данной теме.

Среди них следует отметить:

- органы государственной власти, среди которых можно выделить три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции и органы, не обладающие такими полномочиями в сфере финансовой деятельности государства;

- Центральный банк, осуществляющий свою деятельность на основе определенных принципов, которые подразделяются на общеправовые и специальные правовые. К общим правовым принципам относятся: верховенство закона; признание и уважение прав и свобод человека; равенство; гуманизм; конституционность и законность.

Специальные правовые принципы, используемые Центральным банком Российской Федерации для регулирования финансового рынка, включают:

1) эффективность (заключается в достижении результатов за счет минимизации используемых государственных ресурсов);

2) последовательность в передаче передового опыта регулирования и надзора, а также осуществление, с одной стороны, консолидированного надзора, с другой - межотраслевого надзора);

3) пропорциональность (необходимость учитывать специфику). Специфическая область финансового рынка и субъекты, работающие на нем;

5) независимость органа денежно-кредитной политики и надзора на финансовом рынке (заключается в проведении независимой политики в области регулирования и надзора, независимой от органов исполнительной власти);

6) юридические лица, их представительства и филиалы. Среди них следующие имеют специфику финансовой правосубъектности: политические партии, включенные в реестр, государственные и муниципальные предприятия, государственные учреждения.

К отдельным субъектам финансового права относятся:

- физические лица, в число которых входят граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

- индивидуальные предприниматели.

Финансовая дееспособность принадлежит всем физическим лицам в равной степени, в то время как на ее содержание могут влиять различные обстоятельства (родство, имущество и т.д.), и объем реализованной дееспособности не может быть равным, поскольку он зависит от различных жизненных обстоятельств в определенный момент. Финансовая дееспособность физических лиц возникает в возрасте 16 лет и в полном объеме. До 16 лет финансовая неспособность несовершеннолетних компенсируется институтом юридического представительства.

Объекты финансовых правоотношений следует разделить на:

а) отделимые от материального содержания, среди которых налоги, сборы, бюджетные ассигнования, субсидии, гранты, субвенции, бюджетные кредиты, штрафы, недоимки, штрафы, свободный остаток прибыли государственных предприятий, проекты бюджетов различных уровней, а также законы о бюджете и другие акты финансового планирования;

б) неотделимый от материального содержания.

Содержанием правоотношения в целом и финансового правоотношения в частности является его юридическое и материальное содержание. Жесткие границы регулирующих правоотношений, которые устанавливаются "позитивной и негативной привязкой", в первую очередь обусловлены спецификой сферы государственных финансов, в которой возникают финансовые правоотношения, и эти границы проявляются в следующем: во-первых, права государственных органов по сути являются их ответственностью, во-вторых, обязанности субъектов устанавливаются в нормативном правовом акте, в-третьих, такой метод регулирования, как разрешение, очень редок и связан с суверенными правами социально-территориального образования, или она реализуется в строго ограниченных границах.

В защитных финансовых и правовых отношениях право государственного органа привлекать к ответственности соответствует обязанности применять принуждение. В то же время право на привлечение к ответственности является в то же время обязательством, поэтому необходимо обеспечить финансовую и правовую защиту. Международные стандарты регулирования и надзора в финансово-правовых отношениях содержат общие элементы, которые заключаются в том, что надзорный орган должен: быть эффективным; уделять особое внимание рискам, характерным для конкретной области финансового рынка; быть независимыми и обладать необходимыми ресурсами для достижения целей своей деятельности, обладать необходимыми полномочиями для применения превентивных, превентивных и карательных мер к финансовым организациям для предотвращения риска недобросовестного поведения в финансовых и правовых отношениях; также обладать необходимыми полномочиями в области международного сотрудничества надзорных органов, в первую очередь для обмена надзорной и иной информацией. Таким мегарегулятором выступает Центральный банк Российской Федерации. В международной практике появление мегарегулятора имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным эффектом создания мегарегулятора в различных странах (Сингапур, Ирландия, Казахстан, Армения, Россия и др.) является возможность осуществлять межотраслевой, комплексный надзор во всех сферах финансового рынка, создавать и применять единые стандарты и технологии регулирования и надзора к различным типам финансовых организаций. Преимуществом мегарегулятора, созданного на базе центрального банка, является возможность обеспечить финансовый рынок недостающей ликвидностью во время кризиса. Негативной стороной создания мегарегулятора является опасность монополизации функции регулирования и надзора.

Анализируя существующие финансовые правоотношения, мы видим ряд проблем, которые могут стать препятствием на пути построения правового государства в Российской Федерации.

Среди таких проблем, которые были выявлены в ходе работы над этой темой, можно выделить следующие:

- государство, имеющее статус суверенного и казначейского, имеет возможность устанавливать различные привилегии, не дает точного определения пределов своего участия в финансовой деятельности;

- местное самоуправление получает только часть собранных бюджетных средств, не имея определенной финансовой поддержки, становится полностью заложником различных бюджетов, не обладает самостоятельностью в принятии решений при распределении бюджетных средств бюджетной системы;

- рост доходов бюджета за счет налогов не учитывает интересы населения, конкретных физических лиц.

Для успешного функционирования государства необходимо обращать внимание на следующие принципы организации и осуществления государственного и муниципального контроля и надзора, прежде всего законность; открытость и осведомленность об организации и осуществлении контроля и надзора; профилактика; учет социальной значимости этой деятельности, обоснованности; поощрение добросовестности; стремление к достижению максимальной производительности при использовании финансовых ресурсов.

Список литературы

  1. Гузнов А.Г. Актуальные проблемы финансового права: коллективная монография / Н.М. Артемов, Л.Д. Арзуманова, О.В. Болтинова, А.Г. Гузнов и др. Отв.ред. Е.Ю.Грачева. – Москва, Норма: ИНФРА-М, 2016 (13/1 п.л.)
  2. Международное и зарубежное финансовое регулирование: институты, сделки,инфраструктура : монография / под ред. А. В. Шамраева: в 2 ч. Часть вторая. М. :КНОРУС : ЦИПСиР, 2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.cfin.ru/fmmarket/foreign.shtml.
  3. Некрасов А. Политика в области финансовых услуг: опыт Евросоюза и российскиереалии. [Электронный ресурс] URL: http://www.law-n-life.ru/arch/159/159-22.doc.
  4. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434
  5. Федеральный закон "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" от 13.07.2015 N 223-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ, 2015, N 29, ст. 4349
  6. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ) // СЗ РФ, N 30, 29.07.2013, ст. 4084
  7. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева–М.: Юристъ, 2019. –574с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary