Финансовое правоотношение: теоретико-правовая характеристика и проблемы реализации

Финансовое правоотношение: теоретико-правовая характеристика и проблемы реализации

в данной статье раскрывается понятие финансовых правоотношений, как неотъемлемого процесса государства по регулированию одной из основных сфер общества - экономической. Автором даётся теоретико-правовая характеристика финансовым и правовым отношениям, рассматриваются два понятия с учётом накопленного опыта научных работ именитых авторов. Даётся объяснение основным понятиям и терминам, для значимости изложенной темы. Сделан вывод, что одной из основных функций государства является регулирующая функция, в частности финансово-правовая. Государство не может конкурентно существовать, без грамотно проводимой финансовой политики (налоги, налоговые льготы, трансферты, гарантии, государственные кредиты и т. д.).

Авторы публикации

Рубрика

Финансы

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Поделиться

Под правовым регулированием принято понимать такое понятие, как "правовое воздействие". Некоторые ученые видят, что "правовое воздействие" - это когда закон влияет на граждан, их сознание и действия в обществе. Другая часть ученых исключает образование и идеологию из правового воздействия, они считают, что это такая форма воздействия права на общество, которая осуществляется специфическими средствами, правовыми. Так С.С. Алексеев пишет, что «от содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования»[1]. М.Ю. Осипов рассматривает "правовое регулирование" как "формирование определенной системы нормативно-правового воздействия на общезначимые, волевые, повторяющиеся, устойчивые общественные отношения, которые вводятся в предмет правового регулирования с целью их упорядочения, осуществляемого посредством определения основных элементов этих отношений". Следовательно, правовое регулирование имеет ряд особенностей. Прежде всего, предметом являются общественные отношения, которые регулируются законом, специальными способами, средствами и методами. Под средствами правового регулирования они видят правовые инструменты, которые обеспечат необходимые результаты. Под методами правового регулирования - методы правового воздействия или их сочетание. Элементы правовой системы, которые помогают достигать правовых целей и получать необходимый положительный результат в обществе, становятся способом влияния. Правовое воздействие тесно связано с правосознанием и правовой культурой, принципами права. По мнению ученых, правовое воздействие шире, чем правовое регулирование. Правовое воздействие - это целостная система воздействия норм права на общественные отношения. Должностное лицо осуществляет правовое воздействие в процессе реализации правовых норм в своей деятельности. Правовое воздействие - это также процесс реализации норм права должностным лицом. В результате реализации государство облекает финансовые отношения в правовую форму, и они становятся законными. Финансовая деятельность государства не может осуществляться вне правовых отношений. Процесс получения государственных доходов, их распределения и использования в соответствии с планами и программами возможен только при наличии законных прав и обязанностей, которые гарантируются принудительными мерами со стороны государства. Финансовые отношения определяются государством. Правовые нормы государства регулируют виды доходов бюджета, порядок уплаты налогов, формы использования валюты и многое другое. В процессе финансовой деятельности государство собирает финансовые ресурсы и распределяет их по программам и фондам с учетом потребностей гражданского общества. Для осуществления финансовых отношений государство наделяет свои органы особыми полномочиями: правом издавать акты, обязательные для участников финансовых правоотношений: организаций, учреждений, граждан. От имени государства действуют государственные органы, которые имеют не только право издавать властные нормативные акты, но и обязанности, определяющие права участников финансовых правоотношений. В этих отношениях также происходит взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления. Реализация прав финансово-правовых отношений осуществляется силовыми методами государства, носящими принудительный характер. В процессе финансовой деятельности государства, субъектов Федерации и местных органов власти могут возникать иные отношения, не носящие принудительного характера и не требующие правового регулирования (анализы, отчеты, прогнозы, подготовленные органами власти). Мы видим, что финансовые и правовые отношения тесно связаны с экономикой, поэтому используются экономические понятия. Можно сказать, что финансовые правоотношения определяются как финансовыми, так и экономическими отношениями, они придают им особую форму. Финансовые отношения в отличие от других, которые связаны с деньгами обладают функцией мобилизации, распределения или использования государственных денежных средств.

По мнению Карасева: «Финансовые правоотношения – это общественные отношения, которые имеют экономико-правовую природу, урегулированы нормами права для осуществления целей в области аккумулирования, распределения и использования публичных финансов. Так как финансовые правоотношения являются разновидностью правовых отношений, то они имеют общие признаки, которые характерны для любого правоотношения, но в тоже время имеют и индивидуальные признаки»[2]. К общим признакам этих правоотношений относятся:

 - появление и прекращение их определяется нормами права;

 - они имеют конкретных участников,

- через субъективные права и юридические обязанности выражается связь между участниками;

 - государство стоит за этими отношениями.

Финансовые отношения являются частью рыночных отношений и в то же время остаются важным инструментом в процессе государственного регулирования. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственные кредитные учреждения с отдельными полномочиями; обновляются методы финансовой деятельности; создаются новые виды финансовых отношений; увеличивается количество документов финансового законодательства.

Продажа предприятием произведенной продукции не будет входить в сферу финансов, эти отношения носят гражданско-правовой характер, деньги тоже присутствуют. Однако уплата налогов, объекты которых возникают в результате сделки купли-продажи предприятием, включается в финансовые отношения. Таким образом, финансовые отношения отличаются от денежных на основе эквивалентности. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера компенсации. Наконец, динамика финансовых отношений, их движение происходит в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды. Сущность государственных и муниципальных финансов, закономерности их развития, охватываемый ими объем товарно-денежных отношений и их роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономической структурой общества, характером и функциями государства и местного самоуправления.

Основные средства государства и местного самоуправления сосредоточены в соответствующих бюджетах. Причина, порождающая появление финансов, заключается в потребностях государства или муниципалитета в ресурсах, поддерживающих их деятельность. Удовлетворить эту потребность в ресурсах невозможно без финансирования ни в экономической сфере, ни в сфере государственного или муниципального управления, ни в сфере выполнения делегированных государственных полномочий. Современное государство является результатом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. В экономике рыночного типа государство играет очень важную роль, поскольку рынок, как и любая экономическая система, не является совершенным механизмом. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны, что делает необходимым для государства разработать собственный механизм управления, который позволил бы предотвратить разрушительные последствия в финансовой сфере. Период становления рыночных отношений характеризуется значительной децентрализацией финансовых ресурсов. В связи с наличием управленческой функции государства в обществе формируется особая группа денежных отношений, возникающих вне производственной сферы – государственные фонды, необходимые для функционирования государства в целом и его отдельных органов. Экономика не может функционировать без государственных (общественных) финансов, поскольку на любом этапе исторического развития общества всегда существуют такие потребности, которые только государство обязано финансировать. Это инфраструктура общего назначения (например, почта, транспорт, телеграф), атомная энергетика, освоение космоса, инвестиции в наиболее приоритетные отрасли экономики и т.д. В области управления доступность финансов обеспечивает удовлетворение постоянно растущих и меняющихся репродуктивных потребностей. В силу экономической сущности финансы дают первоначальный импульс распределению прибыли, доходов, а в некоторых случаях и основного капитала в пользу государства или в соответствии с его интересами. Посредством финансов государство накапливает свое богатство (например, в виде финансовых резервов, золотовалютных резервов и т.д.), которое служит не только важным стабилизатором экономических отношений и гарантом экономического суверенитета государства, но и регулятором производства, а также инфляционных процессов. Таким образом, финансовые отношения основаны на потребностях государства или местного сообщества, а не порождаются деятельностью государственных или муниципальных органов. В связи с этим государственные (муниципальные) органы власти должны учитывать объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывая наиболее приемлемые формы их использования (формировать бюджет, вводить или отменять любые виды обязательных платежей, изменять формы использования финансовых отношений и т.д.). При отсутствии учета объективных закономерностей финансовое движение приведет к негативным процессам (например, инфляция, безработица, финансовые и правовые конфликты и т.д.). Федеративный характер нашего государства определяет наличие определенных функций, целей и задач как для всего государства в целом, так и для субъектов Российской Федерации. Реализация компетенции каждого субъекта Российской Федерации предполагает наличие у него соответствующих региональных финансов. Таким образом, финансы субъекта Российской Федерации - это экономические отношения, связанные с накоплением, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств субъекта Российской Федерации в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий для расширенного воспроизводства, в ходе которого происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей в границах соответствующего региона. Признание местного самоуправления в России и гарантия независимости его финансовой деятельности позволяют выделить особую категорию в системе государственных финансов – муниципальные финансы, которые представляют собой экономические отношения, связанные с накоплением, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов средств в целях выполнения функций и задач местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий для расширенного воспроизводства, в ходе которого происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества в границах муниципального образования. Однако, несмотря на относительную независимость финансов субъектов Российской Федерации и финансов муниципальных образований, государственные финансы представляют собой единую категорию в границах всего государства, что подтверждается федеративным устройством России в сочетании с независимостью местного самоуправления; единством денежной системы, экономической, финансовой и таможенной политики.  

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что регулирование финансовых отношений состоит из 2 частей - финансовых правоотношений и правового регулирования. Финансово-правовые отношения являются общественными отношениями, относятся к типу экономических и правовых, регулируются нормами права для реализации целей в области сбора, распределения и использования финансов. Правовое регулирование - это совокупность правовых норм, систематизирующих отношения людей в определенной отрасли права с помощью конкретных правовых средств и методов.

 

Список литературы

  1. Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. М., 1981. С.82
  2. Карасева М. В. Финансовое правоотношение: дис. докт. юрид. наук. Воронеж, 1998. С. 205-224.
  3. Курдюк П. М. , Чуева А. С. , Иваненко И. Н. , Финансовое право (общая часть), Краснодар, 2017 - 141 с.
  4. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. Учебно-методический комплекс –М.: Норма, 2019. -464с.
  5. Федеральный закон "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" от 13.07.2015 N 223-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ, 2015, N 29, ст. 4349
  6. Осипов М.Ю., Правовое регулирование как динамическая система: понятие, структура, функции., АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени - Москва, 2008.- 203 с
  7. Федеральный закон "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" от 13.07.2015 N 223-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ, 2015, N 29, ст. 4349

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary