Анализ государственного долга российской федерации

Анализ государственного долга российской федерации

В данной статье приводится анализ современного состояния государственного долга Российской Федерации. Автором отмечает, что практически все государства имеют долг, который обусловлен различными причинами и факторами. Кроме этого, проанализирована тенденция изменения внутреннего и внешнего долга России.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (42), декабрь ‘21

Дата публицакии 05.12.2021

Поделиться

Сегодня практически любое государство и экономика в мире имеет свой долг, который может быть установлен в определённом размере. Ни одно государство не может обойтись без использования системы внешних займов, которые эффективно применяются для того чтобы преодолевать налоговую реализацию и получение налогов от населения. Именно данные вложения и являются эффективным методом проведения монетарной политики в стране.

Так же важно сказать, что государственный долг в стране может формироваться под воздействием вывоза капитала их одной страны в другую. Капитал будет стремиться двигаться туда, где существует устойчивая среда в экономике и финансовой системе. Суть в том, что важно выпускать оптимальное количество ценных бумаг для нерезидентов. Что касается внутренней политики, то социально – экономические реформы так же стоят дорого. Для того чтобы их реализовать, государство использует механизм заимствования. Что касается нашей страны, то для её долговой политики характерно сочетание внешнего и внутреннего долга страны.

Таким образом, государственный долг – это обязательства субъектов Российской Федерации, возникающие из государственных займов, принятых на себя Российской Федерацией, гарантии по обязательствам возвратить в той же сумме с уплатой дополнительно процентов за пользование займом. Вопрос государственного и муниципального долга и вызванная этим необходимость региональных и муниципальных заимствований особенно актуальны для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, так как действующий налогово-бюджетный механизм не обеспечивает на деле принцип самостоятельности и сбалансированности бюджетов, согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. По мнению авторов, недостаток средств вызван не только дефицитом бюджетов, но в большей степени – недостатками существующего налогово-бюджетного механизма. Взаимосвязь бюджетного дефицита и госдолга проявляется в последующем нарастании долговых обязательств в связи с необходимостью погашения долга и процентов за пользование им.

На сегодня государственный долг Российской Федерации  представляет собой систему финансовых обязательств о стороны государства, которые формируются в связи с использованием для реализации всех государственных программ и заказов средств от негосударственных организаций и населения. В него входят долговые обязательства Правительства РФ, который выражаются в национальной валюте, перед физическими и юридическими лицами так же.

На основе анализа данных, представленных Министерством финансов, внутренний государственный долг России за период с 2010 по 2021 год увеличился в 5 раз, что в процентах от ВВП составляет 2,2. Раза. При этом увеличение внутреннего государственного долга охарактеризовано увеличение собственных доходов в меньшем размере (в 2,1 раза), чем доходы федерального бюджета (в 2,25 раза), привело к увеличению внутреннего долга в процентах от собственных доходов бюджета в большем размере (в 2,37 раза) (в 2010 г. – 35,4 %, в 2020 г. – 84,1 %) [1].

Максимальное значение внутреннего долга к объему ВВП Россия имеет в 2020 г. (13,9%). Совокупный государственный долг (внутренний и внешний) в 2020 г. составил 19% от ВВП (в бюджете на 2021 г. – 20,3% от ВВП).

Согласно данным государственного внешнего долга РФ за 2010–2020 гг. России в 2020 г. по сравнению с 2010 г. уменьшился на 3,8%, его доля в ВВП уменьшилась с 32 % в 2010 г. до 30 % в 2020 г. или на 6,3 %. Наиболее резкий рост средств ФНБ произошел в 2020 г. (рост против 2019 г. на 74,2 %), увеличился и внутренний долг (на 45,4 %). Величина Фонда национального благосостояния увеличилась в 5 раз, по отношению к ВВП – в 2,2 раза. Золотовалютные резервы России достигли исторического максимума в августе 2020 г. – 600,7 млрд долл. США, превысив показатель достаточности.

В 2020 г. падение цен на нефть составило 34,9 % против цен 2010 г. Максимальная цена на нефть была в 2012 г. (111,4 долл. США за баррель), минимальная – в 2016 г. (44,0 долл. США за баррель). Цены на нефть марки Brent резко снизились в 2008 г. (на 54,5 %), в 2014 г. (на 43,8 %), на нефть марки Urals – в 2015 г. (на 47,5%), то есть в кризисные периоды. После заключения Соглашения с ОПЕК+ цены на нефть повысились [1].

Таким образом, в последние несколько лет мы может наблюдать достаточно сложную ситуацию в сфере государственного долго, что обусловлено сложной социально-экономической и политической ситуацией.

Список литературы

  1. Внутренний и внутренний государственный долг России: 1993–2021 // Мировые финансы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://global-finances.ru/vnutrenniy-dolg-rossii/ (дата обращения: 04.12.2021).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary