Особенности физической подготовки для военнослужащих с ограниченными возможностями

Особенности физической подготовки для военнослужащих с ограниченными возможностями

в данной статье представлены особенности физической подготовки для военнослужащих с ограниченными возможностями. Поставлены проблемы физической развитости молодежи, прибывшей на военную службу. Определен способ категоризации для выбора физических упражнений, позволяющий выбирать подходящие упражнения.

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (40), ноябрь ‘21

Поделиться

Физические нагрузки выполняют ключевую роль в становлении, формировании и реабилитации организма. Значимость физической подготовки подтверждается работой Кудря А. Д., который утверждает, что во всестороннем развитии личности также необходимо учитывать занятия спортом[7]. Кудря обращает внимание, что регулярные занятия физической подготовкой развивают определенные черты характера и улучшает состояние здоровья. Руководствуясь Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации выделим положительные эффекты занятий по физической подготовке, следующим способом:

  • Развитие физических качеств (выносливость, сила, ловкость и быстрота);
  • Психологическая разгрузка;
  • Повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды;
  • Развитие способностей, навыков и умений;
  • Воспитание психической устойчивости и морально-волевых качеств.

Организм обладает естественной потребностью в движении как раздражителя, обеспечивающего постоянство внутренних систем организма (гомеостаза). Отсутствие его или недостаток приводит к нарушению обмена веществ, ухудшение иммунной системы, а также понижают психический тонус, особенно когнитивные функции и эмоциональную сферу. Психика наиболее подвержена влиянию недостатка физической нагрузки, обусловленной психосоматическими принципами.

Ограниченные возможности, как временные или стойкие нарушение функций организма, затрудняет выполнений задач повседневной деятельности военнослужащих, в том числе затрагивая сферу физической подготовки. К данной категории относятся военнослужащие со статусом «годен к военной службе» (А) и «годен с ограничениями» (Б). Наиболее эффективным методом по стабилизации и реабилитации состояния здоровья военнослужащих является адаптивная физическая культура, в которой физические нагрузки определяются как способ регрессии соматических дефектов организма, благотворно влияющий и обеспечивающий его жизнедеятельность. Данное направление позволяет реабилитировать состояние прибывших на военную службу молодых людей уже имеющих отклонения.

Современная молодежь ведет малоподвижный образ жизни, приводящий к последствиям приведенным автором ранее. Причиной такой обстановки являются социально-экономические условия, в масштабах страны[9]. Таким образом на военную службу призываются физически и психологически «слабые» люди, которых необходимо подготовить к достаточному уровню исполнения своих обязанностей и привить желание к физическому самовоспитанию, тем самым подготовить к дальнейшей самостоятельной жизни.

В условиях военной службы предлагается определить ряд требований к физическим упражнениям целью которых является улучшения общего состояния здоровья личности. Причина подобного действия, являются особенности организации жизнедеятельности военнослужащего определенной нормативно-правовой базой, так физической подготовке отведены конкретные часы, что делает процесс занятий системным. Физические упражнения должны обладать следующими свойствами:

  • Эффективность выполнения;
  • Простота выполнения;
  • Отсутствие или минимальное наличие спортивного оборудования для выполнения;
  • Способность выполнять упражнения при слабой физической развитости;
  • Малый шанс травмоопасности;
  • Универсальность упражнения с задействованием значительной группы мышц.

«Адаптивная физическая культура» (АФК) представляет собой комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, предназначенный для интеграции людей с ограниченными возможностями и инвалидностью в социальную среду, позволяя преодолеть психологические барьеры, ограничивающих ощущение полноценной жизни [8].  В АФК решает широкий спектр задач, направленных на развитие положительных качеств личности, реабилитирующей и профилактирующей деятельности. В ВС РФ военнослужащий находится под постоянным наблюдением и подвергается определенной систематической подготовке, что позволяет контролировать и направлять процесс занятий. Обобщая полученные знания определим, что в процессе такой системы подготовки людей с ограниченными возможностями можно добиться следующих результатов:

  • Удовлетворения потребности личности в самоактуализации;
  • Воспитание психических качеств и способностей;
  • Изменения самооценки и преодоление чувства неполноценности;
  • Интеграцию личности в социум, воспитывая демократичные нормы и принципы;
  • Развитие сознательности и определенности, способности постановки цели и задач, для их достижения[4].

Таким образом, физическая подготовка, как необходимая составляющая повседневной деятельности военнослужащих, оказывающая положительное влияние на жизнь. Вооруженным Силам РФ нужно обеспечивать достаточный уровень функционирования, независимо от демографического состояния граждан, использование АФК позволяет улучшить сложившуюся ситуацию, количества людей с инвалидностью и физическими отклонениями. Для военнослужащих с ограниченными возможностями необходимо проводить мероприятия АФК, позволяющий выполнять свои должностные обязанности, а также улучшить процесс социализации и вести полноценную жизнь в будущем.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 01.06.2020) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе"
  2. Приказ Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. N 200 "Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
  3. Аношенкова Р.Н., Дидковский А.П., Татарченко Р.И. Роль медицины в спорте, физической реабилитации и адаптивной физической культуре // Проблемы научной мысли. 2016. Т. 12. № 8. С. 54-58.
  4. Евсеев С.П., Евсеева О.Э. Адаптивная физическая культура: сущность, история и современное состояние // Теория и практика физической культуры. 2016. № 10. С. 20-23.
  5. Ермакова Е.Г. Инклюзивное физическое воспитание студентов-инвалидов: проблемы и пути их решения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 2-1 (41). С. 78-82.
  6. Корепанова Ю.А., Морозов А.П., Паначев В.Д. Социализация личности студентов с ограниченными жизненными возможностями средствами физической культуры и спорта // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2016. № 2 (10). С. 45-49.
  7. Кудря А.Д., Айрапетова Е.Ю. Физическая культура в военно-патриотической подготовке офицеров запаса в системе высшего профессионального образования в вузах // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 2 (41). С. 221-224.
  8. Лифинская А.А. Сущность адаптивной физической культуры // В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых- 2019. Сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции. В 6-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2019. С. 215-219.
  9. Струганов С.М. Основные причины снижения физического развития и физической подготовленности молодого поколения // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2015. № 2 (73). С. 95-101.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary