ПРИНЦИПЫ SOLID В РАЗРАБОТКЕ ПРИЛОЖЕНИЙ: ОСНОВА ПОДДЕРЖИВАЕМОГО КОДА

ПРИНЦИПЫ SOLID В РАЗРАБОТКЕ ПРИЛОЖЕНИЙ: ОСНОВА ПОДДЕРЖИВАЕМОГО КОДА

Авторы публикации

Рубрика

Информационные технологии

Просмотры

38

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 27 (228), Июль ‘25

Поделиться

Статья посвящена роли принципов SOLID в проектировании архитектуры программ. Даётся краткое описание каждого принципа, а также объясняется, почему их соблюдение критически важно для устойчивости, читаемости и масштабируемости приложений.

Создание приложений — это не просто написание кода, а проектирование системы, которая будет развиваться, расширяться и поддерживаться. На раннем этапе важно заложить фундамент архитектуры. Один из самых надёжных подходов — следование принципам SOLID. Это пять базовых правил объектно-ориентированного проектирования, которые помогают создавать надёжный и масштабируемый код.

S — Single Responsibility Principle: каждый класс должен иметь только одну зону ответственности. Это значит, что, если компонент отвечает, к примеру, за отображение данных — он не должен заниматься их загрузкой или хранением. Такое разделение делает код модульным и облегчает его поддержку.

O — Open/Closed Principle: код должен быть открыт для расширения, но закрыт для изменения. Другими словами, при добавлении нового поведения не нужно ломать существующее — достаточно расширить текущую функциональность через наследование, протоколы или композицию.

L — Liskov Substitution Principle: если один тип наследует другой, он должен сохранять поведение базового. Это гарантирует, что подклассы можно безопасно использовать везде, где ожидается базовый тип, без неожиданного поведения.

I — Interface Segregation Principle: лучше иметь много узкоспециализированных интерфейсов, чем один универсальный. Классы не должны зависеть от методов, которые они не используют.

D — Dependency Inversion Principle: высокоуровневые модули не должны зависеть от низкоуровневых. Оба должны зависеть от абстракций. Это позволяет легко подменять реализации (например, реальные и мок-сервисы), облегчает тестирование и расширяемость.

Игнорирование этих принципов ведёт к хаосу: классы разрастаются, становятся зависимыми друг от друга, любое изменение ломает старую логику, а повторное использование становится невозможным. Такой проект быстро превращается в непредсказуемую и трудноподдерживаемую систему.

Программист, халатно относящийся к архитектуре, сталкивается с тем, что его проект со временем становится невозможным для развития. Добавление новых функций вызывает каскад ошибок, а работа над кодом требует всё больше времени. Напротив, использование SOLID позволяет сохранить код чистым, понятным и предсказуемым, даже когда над проектом работает команда или он активно развивается.

Таким образом, принципы SOLID — это не абстрактная теория, а реальный подход, без которого невозможно построить зрелое и надёжное приложение. Это первый шаг к профессиональной архитектуре и устойчивой разработке.

Список литературы

  1. Martin R. C. «Clean Architecture», Prentice Hall, 2018
  2. Мартин Р. «Принципы, паттерны и практики гибкой разработки», 2020
  3. SOLID principles — DevDocs. URL: https://devdocs.io/solid-principles (дата обращения: 28.06.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее