Основополагающие принципы мебельного оснащения образовательных пространств
Существующие функциональные и формообразующие принципы мебели образовательных пространств в России разделились на несколько видов. Масштабная модернизация образовательной инфраструктуры, проводимая во всех регионах страны, чему способствует реализация национального проекта «Образование» (2019-2024) [15] и «Молодежь и дети» (с 2025) [16], предусматривающего комплексное обновление материально-технической базы учебных заведений, создала ситуацию, в которой сосуществуют новые и старые стандарты.
В современных российских образовательных учреждениях можно выделить три основных типа мебельных решений:
1. Традиционная учебная мебель, включающая парты со скамьями или стульями, преимущественно изготовленные из ЛДСП или массива дерева. Эти решения до сих пор широко распространены в большинстве региональных школ и не всегда соответствуют требованиям новых СанПиНов и ГОСТов по параметрам безопасности и эргономики.
2. Второй тип представляет собой более современные системы, которые начали внедряться в рамках национальных проектов (рис. 1). Принцип эргономичности реализуется через тщательно продуманные конструкции, учитывающие антропометрические особенности пользователей в соответствии с ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79) [11] и ГОСТ 11016-93 (ИСО 5970-79) [12], все элементы образовательной мебели должны обеспечивать правильную посадку, что достигается за счет:
- оптимального соотношения высоты сиденья и рабочей поверхности;
- правильного угла наклона спинки;
- достаточной ширины сиденья;
- наличия подлокотников (для некоторых типов кресел).
Рисунок 1. Рекомендуемые ориентиры по мебели
Характерными особенностями такого типа являются угловатые формы, минималистичный дизайн и стандартизированные размеры, рассчитанные на разные возрастные группы учащихся.
Часто такая мебель отличается возможностью трансформации и переконфигурации пространства (рис. 2) [17. 18].
Рисунок 2. Рекомендуемые ориентиры по мебели
Типичными примерами служат комбинированные столы-трансформеры с регулируемой высотой, используемые в новых московских школах, а также мобильные пуфы и мягкие модули для зон отдыха. Основные материалы — металлические каркасы с порошковым покрытием и износостойкие ткани, соответствующие требованиям пожарной безопасности. В производстве образовательной мебели применяются современные технологии, позволяющие соблюсти все нормативные требования. Для каркасов используется сталь с порошковым покрытием толщиной не менее 1,2 мм, обеспечивающая необходимую прочность. Рабочие поверхности изготавливаются из ламинированной ДСП класса Е1 (с пониженным выделением формальдегида) или натурального дерева. Для мягких элементов применяются износостойкие ткани с антивандальными свойствами.
3. Специализированная мебель для отдельных образовательных зон. Сюда относятся лабораторные столы с устойчивыми к химическим воздействиям поверхностями (рис. 3), оборудование для творческих мастерских с усиленными конструкциями, мебель для библиотечных пространств (рис. 4), сочетающая функции хранения и работы, а также зон рекреации (рис. 5). Особое внимание уделяется инклюзивным решениям — партам с регулируемым наклоном столешницы и специальным креслам для учащихся с ограниченными возможностями.
Рисунок 3. Вариативность трансформации за счет оборудования
Рисунок 4. Химическая и биологическая лаборатория
Рисунок 5. Помещения общего пользования. Библиотека
Рисунок 6. Помещения общего пользования. Рекреация
Формообразование современной образовательной мебели в России базируется на нескольких ключевых принципах: во-первых, это принцип функционального зонирования, когда форма предмета напрямую определяется его назначением в конкретном пространстве; во-вторых, принцип эргономичности, выражающийся в скругленных углах, продуманных изгибах спинок и подлокотников; в-третьих, принцип визуальной гармонии с архитектурным пространством, особенно важный для исторических зданий ВУЗов.
С точки зрения функциональности, российские стандарты выделяют несколько обязательных требований. Мебель должна обеспечивать правильную посадку учащихся, что достигается строгим соответствием габаритных размеров антропометрическим данным разных возрастных групп. Важным аспектом является устойчивость конструкций — все предметы должны выдерживать значительные эксплуатационные нагрузки. Особое внимание уделяется простоте уборки — поверхности должны быть гладкими, без труднодоступных мест, а материалы — устойчивыми к моющим средствам.
Цветовое решение образовательной мебели регламентируется психолого-педагогическими требованиями. Для учебных помещений рекомендуются спокойные, нейтральные тона (бежевый, светло-серый, неяркие оттенки зеленого и синего), тогда как в рекреационных зонах допустимы более насыщенные цветовые акценты. При этом сохраняется единая цветовая гамма для всего образовательного пространства, что способствует созданию гармоничной визуальной среды [14. 3, с. 61-65].
Современные производственные технологии позволяют создавать мебель, отвечающую всем перечисленным требованиям. Широко применяется метод гнутья клееной фанеры для создания эргономичных форм, используется лазерная резка металла для точного изготовления каркасов, а также новые виды покрытий, повышающие износостойкость поверхностей. При этом сохраняется ориентация на отечественных производителей, что обусловлено требованиями государственных закупок.
Мебельные решения для учреждений среднего и высшего образования
Особую категорию составляет мебель для среднего и высшего учебного заведения, которая отличается в зависимости от специфики учреждения (прим. художественные), что повышает требованиями к функциональности. Отдельных строгих государственных нормативов не выделяется. Существует переход от жестких нормативов к более гибким решениям, учитывающим специфику конкретных образовательных учреждений. Это особенно заметно в специализированных школах и творческих заведениях, где мебель часто разрабатывается по индивидуальным проектам. Однако базовые принципы — безопасность, эргономичность и функциональность — остаются неизменными для всех типов образовательных учреждений России.
В современны учебных заведениях распространены многофункциональные системы, сочетающие места для работы и демонстрации материалов. Характерной особенностью является модульность, позволяющая адаптировать пространство под разные форматы занятий — от лекций до групповых проектов.
Важным аспектом является учет возрастных особенностей учащихся. Для младших школьников предусматривается мебель с закругленными краями и яркими цветовыми акцентами, помогающими ориентироваться в пространстве. Для старшеклассников и студентов важнее становится функциональность и комфорт при длительной работе. Во всех случаях сохраняется требование к экологичности материалов и простоте обслуживания.
В исторических зданиях мебель берет на себя роль медиатора между прошлым и настоящим. Архитекторы все чаще используют современные материалы и технологии, но сохраняют диалог с историческим контекстом через пропорции, ритмы и детали. Мебель в таких пространствах не просто выполняет утилитарные функции, но и становится инструментом интерпретации культурного наследия. Примером могут служить решения, где современные модульные системы визуально перекликаются с архитектурными элементами здания, создавая гармоничный синтез традиции и инноваций.
Мебельные решения для рекреационных и смежных образовательных пространств
Особого внимания заслуживает мебель для рекреационных зон, которая должна сочетать комфорт, безопасность и эстетическую привлекательность. В контексте современного дизайн-образования важным составляющим обучения является внеучебная деятельность студентов и дополнительные (факультативные) занятия, где акцент на комплексное развитие профессиональных компетенций через разнообразные формы образовательной активности, включает в себя такие аспекты как общественная деятельность, различные тематические и профильные мероприятия, молодежное самоуправление, а также неформальное общение студентов между собой и с преподавателями [1; 4, с. 6-13].
Эффективное развитие социальной активности и неформальных коммуникаций в учебном заведении требует тщательно продуманной организации среды. Пространственная структура образовательного комплекса должна создавать условия для естественного взаимодействия между участниками учебного процесса, способствуя формированию живого профессионального сообщества.
Современные исследования в области образовательной среды подчеркивают, что качество межличностных коммуникаций напрямую зависит от грамотного проектирования внутренних пространств учебного корпуса [9].
Важным аспектом современной образовательной архитектуры стало внимание к «промежуточным» пространствам — тем самым холлам и рекреационным зонам, которые раньше считались лишь транзитными. Сегодня они проектируются как полноценные образовательные площадки, где может происходить неформальное обучение, спонтанные обсуждения и междисциплинарные коллаборации и организовывать различные мероприятия. Архитекторы специально создают данные пространства с гибкой функцией, которые пользователи могут наполнять собственным содержанием. Гибкость становится ключевым требованием к современным образовательным пространствам [7, с. 1-11].
Вместо традиционных статичных предметов появляются трансформируемые системы, способные за считанные минуты менять конфигурацию пространства — от зоны индивидуальной работы до места для групповых обсуждений или публичных мероприятий. Особенно ярко это проявляется в проектах ведущих мировых университетов, где мебель на колесных опорах и поворотные конструкции позволяют студентам самостоятельно моделировать среду под конкретные образовательные задачи.
Современные принципы проектирования образовательной мебели в России представляют собой синтез традиционных нормативных требований и новых подходов к организации учебного пространства. Основной акцент делается на создании безопасной, функциональной и эргономичной среды, способствующей эффективному образовательному процессу. При этом сохраняется возможность адаптации общих принципов к специфике конкретных учебных заведений и образовательных программ.
Вывод
Современная образовательная мебель в России эволюционирует в рамках диалектики традиционных и инновационных подходов, формируя три типологические группы: консервативные решения, модульные трансформируемые системы и специализированные комплексы. Ключевые проектные принципы базируются на триаде «функция-эргономика-визуальная гармония», регламентируемой нормативными документами.
Тенденция к кастомизации особенно проявляется в специализированных учебных заведениях, где мебельные системы становятся медиаторами между образовательным процессом и предметно-пространственной средой. Рекреационные зоны трансформируются в полифункциональные образовательные кластеры, способствующие неформальной академической коммуникации.
Таким образом, современные мебельные решения для образовательных пространств представляют собой сложную систему, балансирующую между нормативной регламентацией и необходимостью создания адаптивной, психологически комфортной среды, соответствующей парадигме непрерывного образования.
Список литературы
- Александер К. Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство / К. Александер, С. Исикава, М. Сильверстайн; пер. с англ. И. Сыровой. - М.: Студия Артемия Лебедева, 2014. - 1096 с.
- Боровинская Д. Н. Развитие креативных способностей в контексте современной образовательной среды // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 10. С. 37-42
- Егоров А. С. Цвет как фактор активизации процесса обучения учащихся // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2011. № 1 (69). Ч. 2. С. 61-65
- Козлова Л. Н. Аналитический обзор интерьеров ВУЗов. Современные задачи и тенденции / Л. Н. Козлова, П. Е. Кукузей // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. № 3 (58). С. 6-13
- Нурмухаметов В. В. Современные тенденции в архитектуре образовательных учреждений на примере зарубежного опыта // Вестник магистратуры. 2021. № 1-4 (112). С. 36-39
- Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 456 с.
- Пименова Е. В. Современные направления в архитектурном проектировании учебных заведений (на примере республики Сингапур) / Е. В. Пименова, Л. М. Демидова // Инженерный вестник Дона. 2017. № 1. С. 1-11
- Хакимова Д. Р. Эргономическая мебель как неотъемлемая часть формирования коворкинг-пространства в ВУЗе / Д. Р. Хакимова, Л. М. Кулеева // Известия КГАСУ. 2014. № 2 (28). С. 78-84
- Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. - М.: Архитектура-С, 2006. - 296 с.
- Щепеткова И. О. Досуг как научная категория: разнообразие подходов к изучению // Дискуссия. 2015. № 6 (58). С. 121-128
- ГОСТ 11015-93. Столы ученические. Типы и функциональные размеры. - Введ. 1995-07-01. - М.: Стандартинформ, 2008. - 12 с.
- ГОСТ 11016-93. Стулья ученические. Типы и функциональные размеры. - Введ. 1995-07-01. - М.: Стандартинформ, 2008. - 10 с.
- Комплекс на Покровском бульваре [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru/buildinghse/pokrovka/ (дата обращения: 09.05.2025)
- Лебедев А. А. Руководство по оформлению школ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.artlebedev.ru/schools/ (дата обращения: 10.05.2025)
- Минпросвещения России. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/ (дата обращения: 10.05.2025)
- Национальный проект «Молодежь и дети» [Электронный ресурс]. - URL: https://национальныепроекты.рф/new-projects/molodezh-i-deti/ (дата обращения: 10.05.2025)
- Национальные проекты России: Руководство по проектированию и дизайну образовательного пространства. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. - URL: https://sh-zhelturinskaya-r81.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/70/1168/Rukovodstvo_po_proektirovaniyu_i_dizaynu_obrazovatel_nogo_prostranstva.pdf (дата обращения: 10.05.2025)
- Национальные проекты России: Руководство по проектированию и дизайну образовательного пространства. Федеральный проект «Современная школа» [Электронный ресурс]. - URL: https://sh1-bolshaya-murta-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/Rukovodstvo_po_proektirovaniyu_i_dizaynu_obrazovatel_nogo_prostranstva_FGAOU_DPO_Akademiya_Minprosvescheniya_Rossii_Tsentr_informatsionno_analiticheskogo_i_proektnogo_soprovozhdeniya_natsional_nyh_proektov_Tsentr.pdf (дата обращения: 10.05.2025)