РАЗВИТИЕ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

61

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 26 (227), Июль ‘25

Поделиться

В статье рассматривается проблема развития речи младших школьников на уроках литературно чтения. Раскрываются сущность понятия «развитие речи младших школьников», анализируются особенности ее развития в начальной школе, обозначаются педагогические условия, способствующие успешному овладению данным навыком. Рассматриваются причины обуславливающие трудности развития речи младших школьников. Представлены различные виды творческих заданий используемых на уроках литературного чтения способствующие развитию речи младших школьников. Раскрывается значение использования комплекса творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Развитие речи является одной из ключевых задач начального образования, поскольку именно речь является фундаментом для общения, познания окружающего мира и успешного овладения учебного материала. Эффективным инструментом для достижения этой задачи служат уроки литературного чтения, на которых могут использоваться различные творческие задания. Они играют большое значение в развитии речи младших школьников. Эти задания помогают, расширись словарных запас младших школьников, развить связную речь и улучшить грамматическую правильность детей.

Развитие речи младших школьников — это систематическая работа по формированию и совершенствованию речевых навыков у детей младшего школьного возраста, включающая расширение словарного запаса, усвоение грамматических норм, развитие связной устной и письменной речи, а также умение понимать и использовать речь в разных ситуациях общения.  В данном определении авторы выделили несколько навыков развития речи младших школьников, в нашей работе мы обратимся к некоторым из них.

Особенности речевого развития  младших школьников связаны с возрастными характеристиками детей, поскольку в этот период дети активно осваивают языковые структуры и формируются базовые навыки общения.

Причины, обусловливающие трудности развития речи, могут быть разными, однако одной из ключевых является недостаточное внимание к методической организации работы по развитию речи на уроках литературного чтения посредством творческих заданий в начальной школе. Учебные пособия и программы, как правило, содержат лишь общие рекомендации, а системная реализация приёмов по развитию речи младших школьников недостаточно развита. На этом фоне особенно важным становится обращение к научно обоснованным педагогическим условиям, обеспечивающим успешное развитие речи детей младшего школьного возраста. К числу таких условий относится внедрение комплекса творческих заданий, направленных на увеличение объема словарного запаса, развитие связной речи и улучшения грамматической правильности младших школьников.

Уроки литературного чтения занимают особое место среди школьных предметов, способствующих развитию речи младших школьников. Одним из самых эффективных способов развития речи учеников младших классов на уроках литературного чтения является использование комплекса творческих  заданий, которые не только активизируют речевую и познавательную деятельность детей, но и способствуют формированию интереса к литературным произведениям. Творческие задания могут быть представлены различным образом: от письменных до устных заданий.

Письменные задания могут включать в себя написание альтернативной концовки к изучаемым произведениям, создание и описание персонажей и другие. Такие задания не только способствуют развитию познавательной и речевой активности, но развивают аналитическое мышление, помогаю детям выделять важную информацию в тексте, способствуют развитию грамматической правильности детей младшего школьного возраста.

Устные творческие задания так же играют значительную роль в активизации речевой активности учащихся. Эти задания могут включать в себя дискуссии о прочитанных произведениях, создание мини-спектаклей по изучаемому материалу, способствующие развитию связной речи, обогащению словарного запаса, высказывание собственного мнения о прочитанном произведении и другие. Данные виды заданий не только помогают детям развить свои речевые навыки, но и научиться работать в команде, слушать и уважать мнение сверстников.

Также на уроках могут использоваться творческие задания, включающие в себя изобразительное творчество. Такие как, создание иллюстраций к произведениям, составление плакатов и афиш к мини-спектаклям, составление презентаций и другие.  Визуализация прочитанного материала помогают детям в лучшей мере передать свои размышления о нем.

Следовательно, можно утверждать, что для успешного овладения детей речевыми навыками учителю необходимо создать условия, способствующие активному использованию языковых конструкций.  Педагогам следует строить свою работу на уроке так, чтобы каждый ребенок смог почувствовать свою значимость на уроке. Внедрение комплекса творческих заданий на уроках литературного чтения не только помогает развитию речи младших школьников, но и способствует развитию их критического мышления и познавательной активности. Развитие речи детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения требует комплексного подхода, который учитывает не только индивидуальные потребности, но и особенности самих учебных предметов.

Список литературы

  1. Политова, Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов: пособие для учителя / Н.И. Политова. – Москва: Просвещение, 2003. – 191 с.
  2. Тарасова, Н.Ю. Методы развития речи младших школьников / Н.Ю. Тарасова. — Саратов: Научная книга, 2018. — 160 с.
  3. Ольшанская В. В. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников // Скиф. 2020. №4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-raboty-po-razvitiyu-rechi-mladshih-shkolnikov
  4. Особенности речевого развития младшего школьника / О. П. Андрианова, А. С. Кисиль, Я. О. Краснобаева [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — №25 (524). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115987/
  5. Бондаренко, Т.М. Развитие речи младших школьников средствами театрализации / Т.М. Бондаренко // Начальная школа плюс До и После. — 2016. — №5. — С. 23–27
  6. Воробьёва Е. А. РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Инновационная наука. 2021. №8-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее