ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УМЕНИЯ И НАВЫКИ РАБОТЫ С КНИГОЙ НА УРОКАХ ФГОС

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УМЕНИЯ И НАВЫКИ РАБОТЫ С КНИГОЙ НА УРОКАХ ФГОС

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

23

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (233), Август ‘25

Поделиться

Формирование читательской самостоятельности является одной из важнейших целей начального образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Данная статья посвящена методике развития читательских способностей учащихся начальной школы путем формирования необходимых умений и навыков работы с текстом. Особое внимание уделяется созданию условий, способствующих развитию интереса к чтению и формированию осознанного подхода к работе с литературными произведениями.

Сегодня чтение выступает важнейшим инструментом интеллектуального развития ребенка. Современная школа должна воспитывать читателя, способного самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, понимать прочитанное и критически оценивать содержание текста. Важность читательской самостоятельности обусловлена требованиями современного общества, которое предъявляет высокие требования к уровню информационной грамотности детей младшего школьного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), направленный на развитие личностных качеств обучающихся, подчеркивает необходимость формирования базовых компетенций, среди которых важное место занимает умение читать и воспринимать тексты различных жанров и форматов. Целью нашей работы стало выявление эффективных педагогических методов и приемов, направленных на формирование читательской самостоятельности младших школьников.

Методы исследования

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы педагогического исследования:

- Анализ нормативных документов и научной литературы по вопросам методики чтения.

- Наблюдение за деятельностью учеников на уроках русского языка и литературного чтения.

- Опрос учителей начальных классов относительно используемых ими методик и приёмов работы с детьми.

- Проведение экспериментальных уроков с использованием разработанных нами заданий и упражнений.

Основные этапы формирования читательской самостоятельности

Этап первый — мотивация и привлечение внимания.

Первый этап включает создание благоприятных условий для возникновения устойчивого интереса к книге и процессу чтения. Для этого используются различные формы привлечения внимания ученика: игры, конкурсы, инсценировки сказок и рассказов, выставки детских рисунков по мотивам любимых произведений. Учитель активно вовлекает детей в обсуждение содержания книг, поощряя инициативность и активность каждого ребёнка.

Пример задания: проведение конкурса чтецов, в ходе которого ученики демонстрируют своё мастерство выразительного чтения перед одноклассниками и родителями.

Этап второй — обучение первичным умениям.

Второй этап направлен на освоение учениками элементарных техник работы с текстом. Это предполагает ознакомление с основными правилами понимания смысла произведения, выделение главных мыслей, формулирование вопросов к тексту, определение ключевых персонажей и сюжета. Здесь важно научить ребят правильно выбирать книгу исходя из её жанра, тематики и сложности изложения материала.

Пример задания: задание "Книжка-помощница": ученик делает свою собственную книжку-заметочку, куда записывает понравившиеся цитаты, интересные факты и наблюдения по ходу прочтения разных книг.

Этап третий — углубленное понимание текста.

Третий этап заключается в развитии способности анализировать произведение глубже, выявлять подтекст, определять авторские намерения и особенности стиля писателя. Этот этап предусматривает организацию дискуссии вокруг художественного произведения, написание творческих работ, выполнение исследовательских проектов на основе изученного материала.

Пример задания: проект «Моя любимая книга»: учащиеся готовят презентации о любимой книге, представляя ее классу и аргументируя выбор.

Этап четвертый — самостоятельная работа с литературой.

Четвертый этап подразумевает постепенное повышение уровня автономии ученика в процессе выбора и освоения новых произведений. Ученик учится сам ставить себе учебные задачи, планировать работу над текстом, находить нужную литературу и систематизировать полученные знания.

Пример задания: составление индивидуального списка рекомендованной литературы на летний период, включающего разные жанры и направления детской литературы.

Результаты эксперимента

Проведённые эксперименты показали положительную динамику роста читательского интереса и активности среди учащихся первого-второго класса. По итогам мониторинга дети стали чаще обращаться к дополнительной литературе вне рамок учебной программы, проявляют интерес к различным видам письменных источников, развили способность выделять основную мысль и интерпретировать смысл художественных произведений.

Учителя отметили, что предложенная методика способствует улучшению качества усвоения учебного материала, повышает уровень мотивации учащихся и развивает познавательную активность.

Таким образом, сформированная система педагогической поддержки позволяет успешно формировать читательскую самостоятельность младших школьников. Применение указанных подходов помогает детям приобрести необходимые навыки анализа текста, стимулирует стремление к познанию нового и поддерживает стабильный интерес к литературе и чтению. В результате ребенок становится активным участником образовательного процесса, готовым решать творческие и аналитические задачи, связанные с восприятием и интерпретацией художественной литературы.

Работа выполнена в рамках реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на достижение главной образовательной цели — воспитание самостоятельного, активного и творческого гражданина страны.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2020
  2. Болотина Л.И., Баранова Е.С. Развитие коммуникативных навыков младших школьников средствами предметно-развивающей среды // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Психология и педагогика. 2020. № 2. С. 64–72
  3. Голованова Н.Ф. Организация продуктивной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения // Школьные технологии. 2020. № 4. С. 103–107
  4. Давыдова Ю.М. Особенности организации работы по развитию читательской самостоятельности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3. С. 135–138
  5. Львов М.Р. Основы теории речи. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2018
  6. Пинская М.А. Современные образовательные технологии в начальной школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2019
  7. Трубицына Л.Н. Методическое сопровождение становления основ читательской самостоятельности младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2021. № 10. С. 34–38
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 37 от 31 мая 2021 г.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее