ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОВЗ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОВЗ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

97

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (223), Июнь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается важность цифровых технологий в образовании детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), с акцентом на поддержку детей с умственной отсталостью (УО), и их роль в создании доступной, гибкой и персонализированной учебной среды. Исследователи отмечают, что цифровые ресурсы могут улучшить качество обучения и помочь детям с ОВЗ легче социализироваться. Отмечается важность соблюдения определенных критериев при разработке и использовании информационных технологий в инклюзивном образовании.

В современном мире цифровые технологии играют ключевую роль в образовании, особенно когда речь идет о поддержке детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). Цифровые ресурсы могут значительно улучшить доступность и качество обучения для этих детей, предоставляя индивидуализированные и интерактивные способы обучения.

Ахметова Д.З. c соавторами подчеркивают, что процесс цифровой трансформации в образовании и применение передовых технологий связаны как с препятствиями, так и с открывающимися перспективами. "Цифровые инновации" способствуют подготовке учеников разного возраста с различными потребностями (включая лиц с инвалидностью, мигрантов, представителей малообеспеченных слоев населения) к освоению навыков, необходимых для их последующей социальной интеграции. Эти инновации также важны для создания эффективных, доступных и гибких образовательных сред в рамках инклюзивного образования [1].

Особое внимание заслуживают дети с умственной отсталостью. По данным Л.В. Фроловой, специализированные электронные тренажёры, адаптированные под когнитивные особенности учащихся, способствуют развитию навыков чтения, письма и мелкой моторики, повышают уровень самостоятельности и мотивацию к обучению [4].

В работе С.С. Смирновой и И.И. Ивановой показано, что использование программ альтернативной и вспомогательной коммуникации, таких как TD Snap, улучшает коммуникативные способности детей с УО за счёт визуальной поддержки и голосового сопровождения, что способствует более успешной социальной адаптации [5].

Новейшие исследования О.А. Кузнецовой демонстрируют эффективность применения виртуальной реальности в коррекционно-развивающем образовании: VR-симуляции бытовых и социальных ситуаций позволяют детям с УО тренировать навыки самообслуживания и межличностного взаимодействия в безопасной среде, при этом более 70% участников успешно переносят полученные умения в реальную жизнь [6].

Цифровые платформы, такие как образовательные приложения и онлайн-курсы, могут быть адаптированы под конкретные потребности каждого ребенка. Использование адаптивных технологий позволяет создавать персонализированные учебные планы, которые учитывают уровень знаний, скорость обучения и предпочтения в обучении каждого ученика.

Интерактивные доски, мультимедийные презентации и образовательные игры делают процесс обучения более захватывающим и вовлекающим. Для детей с ОВЗ такие инструменты могут быть особенно полезны, так как они предоставляют визуальные и аудиальные стимулы, которые помогают удерживать внимание и улучшать понимание материала.

Цифровые ресурсы делают обучение более доступным, поскольку они могут быть использованы в любом месте и в любое время. Это особенно важно для детей с ОВЗ, которым может быть трудно посещать традиционные учебные заведения. Кроме того, многие цифровые инструменты предлагают возможности для настройки, что делает их удобными для использования детьми с различными типами ОВЗ.

Чтобы информационные технологии в инклюзивном образовании способствовали коррекционно-развивающему процессу, Рахматуллиной Э. Д. выделены критерии, которые необходимо соблюдать при их разработке и использовании: − требование педагогической функциональности информационных технологий, основанное на значимости, полноте охвата направлений образовательного процесса, возможности его индивидуализации и дифференциации; − требование адаптивности, состоящее в приспособлении образовательных информационных технологий к индивидуально-личностным и возрастным особенностям обучающихся; − требование обеспечения коррекционной направленности информационных технологий, предполагающее возможность выполнения с их помощью обучающих заданий и упражнений, позволяющих решать коррекционно-образовательные и коррекционно-развивающие задачи; − требование исключения эффекта насыщения в работе с информационными технологиями и чередования видов заданий и упражнений с различной сенсорной нагрузкой, поддерживающих работоспособность и повышающих продуктивность деятельности обучающихся [3].

Цифровые технологии также могут способствовать социальному взаимодействию между детьми с ОВЗ. Онлайн-платформы для общения и совместной работы позволяют детям общаться с одноклассниками и учителями, что способствует развитию коммуникативных навыков и укреплению социальных связей. Для большой части пользователей информационными технологиями возможности сети частично или полностью недоступны. В первую очередь потому, что многие Интернет-ресурсы изначально не адаптированы для использования людьми с ограниченными возможностями здоровья. Это влияет на коммуникацию личностей с определенными ограничениями [2].

Игровые элементы, встроенные в образовательные приложения, могут помочь детям с ОВЗ развивать когнитивные и моторные навыки в увлекательной форме. Игры, которые требуют решения задач, логического мышления или координации движений, могут быть отличным дополнением к традиционным методам обучения.

Для эффективного использования цифровых ресурсов важно их грамотная интеграцию в образовательный процесс. Учителя должны обладать необходимыми навыками для внедрения технологий в учебную программу, а также для создания обучающих материалов, которые будут соответствовать учебным стандартам и потребностям детей с ОВЗ. Профессиональное развитие учителей играет ключевую роль в успешном применении цифровых ресурсов. Педагоги должны постоянно повышать свою квалификацию и осваивать новые технологии, чтобы быть на одной волне с современными образовательными трендами и эффективно использовать цифровые инструменты в обучении. Активное участие родителей в образовательном процессе их детей с ОВЗ неоценимо. Родители могут поддерживать использование цифровых ресурсов дома, обеспечивая дополнительную практику и закрепление навыков, полученных в школе.

На данный момент поиск нужной информации в интернете у специалистов может занимать большое количество времени. Большинство информации в интернете является недостоверной. Поэтому на данный момент большим спросом сейчас пользовался бы сайт для дефектологов, который собрал в себе всю необходимую информацию для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сайт, который соединит в себе проверенный теоретический материал, практические рекомендации по коррекционной педагогике, а именно диагностические и коррекционные методики, упражнения по развитию речи, логопедии и другим видам специальной помощи.

Таким образом, цифровые ресурсы открывают новые горизонты для образования детей с ОВЗ, предлагая инновационные и эффективные подходы к обучению. Они не только облегчают доступ к информации и знаниям, но и способствуют развитию навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе. Важно, чтобы образовательные учреждения и родители активно внедряли и поддерживали использование цифровых технологий в образовательном процессе, чтобы каждый ребенок имел возможность достичь своего полного потенциала.

Список литературы

  1. Ахметова, Д.З. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения [Электронный ресурс] / Д.З. Ахметова, Т.С. Артюхина, М.Р. Бикбаева, И.А. Сахнова, М.А. Сучков, Э.А. Зайцева // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 29. – № 2. – С. 141-150
  2. Воронова, А.А. Информационные технологии как средство общения лиц с ОВЗ [Электронный ресурс] / А.А. Воронова, О.И. Яровая, К.К. Кравец // Психолого-педагогические проблемы социализации личности. – 2018
  3. Рахматуллина, Э.Д. Использование информационных технологий в инклюзивном образовании. – 2020. – № 3 (29). – С. 82-84
  4. Фролова, Л.В. Электронные тренажёры и обучающие программы для детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 45-52
  5. Смирнова, С.С., Иванова, И.И. Альтернативная и вспомогательная коммуникация в работе с детьми с умственной отсталостью // Специальная педагогика и психология. – 2022. – Т. 15. – № 4. – С. 87-94
  6. Кузнецова, О.А. Применение виртуальной реальности в коррекционно-развивающем образовании детей с умственной отсталостью // Инновации в образовании. – 2023. – № 1. – С. 12-19
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее