В нынешних условиях все чаще приходится задаваться вопросом о будущем поколении. Отсюда вытекает главная задача образования – воспитание подрастающего поколения и его всестороння подготовка к будущей жизни. Об этом без труда можно прочитать в основных документах об образовании: Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Воспитание, пожалуй, является основной и актуальной проблемой на протяжении всего развития человечества, от первобытных общин и первых образованных полисов до современных мегаполисов.
Воспитание является процессом формирования личности человека [1]. Рассматриваемый феномен переводит накопленные знания человека в его окружающий мир, формируя тем самым личностные убеждения, установки и поведение. Перед процессом воспитания возникают различные задачи:
- развитие личности во всех аспектах;
- привитие определенных норм поведения в обществе;
- формирование нравственности в человеке;
- развитие физической устойчивости личности и др.
Воспитание – это длительный и непрерывный процесс, который в последствии переходит в процесс саморазвития.
Какие методы и подходы к воспитанию лучше всего помогут ребенку стать гражданином, уважающим свою историю и культуру? Одним из таких способов, на наш взгляд, является краеведение. Как говорил Д.С. Лихачев: ««Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки» [4, с. 425].
Современная педагогика столкнулась с проблемой воспитания духовных и моральных качеств. Важность вопросов духовного развития молодого поколения ныне более актуальна, чем когда-либо [2]. Краеведение может и должно сыграть важную роль в процессе формирования такой личности.
Краеведение – это наука о родном крае, истории и культуре места, где живет человек. Она позволяет знакомить детей с традициями и обычаями своего народа, исследовать историю своего региона, знакомиться с памятниками архитектуры и культуры. С самого раннего детства изучение краеведения естественно включается в воспитательный и учебный процесс для детей. Это происходит потому, что младший возраст считается наилучшим временем для проведения таких занятий, поскольку дети легко воспринимают новую информацию, проявляют интерес к познанию и активно исследуют мир вокруг себя [5, с. 186].
С точки зрения педагогики, изучение родного края включало в себя множество задач как в образовательной, так и в воспитательной сферах. Важной стала разработка национальной педагогической концепции, основанной на отечественных традициях, стимулирующая любовь к родному краю и языку. Эти идеи стали основой для продвижения краеведческого принципа в педагогике. Данное утверждение подтверждается работой Н.А. Захаровой, которая утверждает, что изучение местности «способствует воспитанию патриотов и граждан на основе конкретных примеров, ознакомление детей с культурным наследием страны» [3, с. 79].
Почему краеведение является важным средством воспитания подрастающего поколения? Во-первых, оно позволяет детям узнать больше о своей истории и культуре, что способствует формированию гордости за свой край. Во-вторых, изучение краеведения способствует развитию культурного кругозора, толерантности к другим народам и культурам. Наконец, оно помогает развивать познавательные и исследовательские навыки у детей.
Краеведение можно проводить как в урочное, так и во внеурочное время. Это могут быть походы на экскурсии, участие в конкурсах и выставках, изучение литературы о родном крае. Главное, чтобы дети понимали, что изучение краеведения важно и полезно для них самих, а также для общества в целом.
Молодой исследователь развивает навыки анализа различных источников информации, учится самостоятельно учиться и улучшать свои знания, осознавая их важность для себя и для окружающих [6, с. 307].
Таким образом, краеведение является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Оно помогает детям узнать больше о своей истории, культуре и традициях, а также развивает толерантность и познавательные навыки. Поэтому важно продолжать развивать и совершенствовать методы обучения краеведению, чтобы формировать у подрастающего поколения гражданскую идентичность и уважение к своему краю.
Список литературы
- Воспитание: сущность, назначение и особенности. Электронный ресурс. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/vospitanie_suschnost_naznachenie_osobennosti/
- Гемранова. А. Д. Становление краеведения в России как элемента педагогического воспитания подрастающего поколения / Молодой ученый № 3 (107), 2016. – С. 941-945
- Захарова, Н.А. Краеведение как средство социализации и воспитания / Журнал педагогических исследований № 4, 2022. – С. 78-82
- Лихачев Д. С. Воспоминания / Д. С. Лихачев. – Санкт-Петербург: Logos, 1995. – 517 с.
- Моисеев, А. Н. Становление краеведения в России как элемента педагогического воспитания / Краеведение в Среднем Поволжье: опыт, проблемы, перспективы. – Чебоксары, 2023. – С. 185-189
- Пушкина Т. Ф. Формирование гражданской идентичности младших школьников / Современная психология образования: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. – Воронеж, 2016. – С. 304-307