ИЗУЧЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА «Q-СОРТИРОВКА»

ИЗУЧЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА «Q-СОРТИРОВКА»

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

34

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (222), Май ‘25

Поделиться

В статье рассматривается применение метода Q-сортировки для определения лидера в группе в контексте физической культуры. Метод Q-сортировки позволяет систематически оценивать индивидуальные качества участников группы и их восприятие лидерства. Исследование дало возможность выявить основные характеристики, ассоциируемые с эффективным лидерством. Результаты показывают, что такие факторы, как коммуникативные навыки, способность к организации и поддержка команды, значительно влияют на восприятие участниками лидера. Статья предлагает рекомендации по использованию метода Q-сортировки в практике физической культуры для улучшения командной динамики и повышения эффективности тренировочного процесса. Полученные данные могут быть полезны тренерам, педагогам и исследователям, работающим в области физического воспитания и спорта.

Цель исследования: изучить способ оценки лидерских качеств при помощи метода Q-сортировка и выявить следи участников исследования человека с наиболее ярко выраженными лидерскими качествами.

Материалы и методы: для проведения исследования в области физической культуры и лидерства мы разработали опрос с использованием методики Q-сортировка, а также сопоставили результаты социометрии. Участникам предлагалось пройти опрос, состоящий из 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Им было необходимо прочесть последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему.


Результаты исследования.

Был проведен учет и оценка результатов анкетирования, результаты получены следующие:

Условное обозначение респондента

Зависимость-независимость

Общительность-необщительность

Принятие борьбы-избежание борьбы

A

13-7

12-8

6-14

B

10-10

11-9

7-13

C

8-12

10-10

15-5

D

14-6

15-5

11-9

E

7-13

15-5

8-12

F

12-8

13-7

11-9

G

10-10

12-8

14-6

H

10-10

7-13

12-8

I

12-8

14-6

10-10

 

Так как основные лидерские качества подтверждаются преобладанием тенденций независимости, общительности, принятие «борьбы».

Суммировав балы по этим тенденциям, были получены результаты, которые занесены в таблицу:

Условное обозначение респондента

Суммарный балл по тенденциям независимости, общительности, принятия борьбы

A

25

B

28

C

37

D

32

E

36

F

32

G

36

H

29

I

32

 

Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что респонденты под условными обозначениями C, E, G имеют большую склонность к проявлению лидерских качеств, чем остальные. Группа респондентов под условными обозначениями D, F, I также имеют достаточно высокие показатели к проявлению лидерских качеств.

Далее мы сопоставили данные Q-сортировки с данными социометрии. С помощью социометрии мы диагностировали эмоциональные связи, т.е. взаимные симпатии между членами группы и решили следующие задачи: а) измерили степень сплоченности-разобщенности в группе; б) выявили соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые). Полученные результаты были занесены в таблицу:

Условное обозначение респондента

Статус по первому критерию

Статус по второму критерию

A

предпочитаемый

принятый

B

принятый

предпочитаемый

C

предпочитаемый

предпочитаемый

D

принятый

принятый

E

предпочитаемый

предпочитаемый

F

звезда

предпочитаемый

G

предпочитаемый

принятый

H

принятый

предпочитаемый

I

предпочитаемый

предпочитаемый

 

На основе этих результатов нам удалось выявить эмоционального лидера группы – респондент под условным обозначением F. Группа респондентов под условными обозначениями C, E, I также занимают лидирующее положение по отношению к остальным членам группы. По второму критерию, который направлен на выявление инструментального лидера видно, что в команде нет признанных лидеров в деловых отношениях.

 

Соотнесем данные Q-сортировки и социометрии. Мы выяснили реальную возможность проявления лидерских качеств в данной группе. Респондент под условным обозначением F имеет средние потенциальные возможности, однако является «звездой» в команде. В команде не использован лидерский потенциал 2 человек. Обладая высоким уровнем лидерских качеств, респонденты под условным обозначениями E и G не имеют возможности их проявления в данной группе. Поэтому с этой группой тренер должен учитывать дифференциацию лидерских ролей.

Вывод: в ходе нашего исследования мы изучили взаимоотношения в группе респондентов. Было выявлено ряд интересных особенностей. В исследуемой нами группе не используется лидерский потенциал двух людей (респонденты под условным обозначениями E и G). Обладая высоким уровнем лидерских качеств, они не используют его в данной группе. В свою очередь, человек обладающий средним уровнем лидерских качеств, является эмоциональным лидером. В тоже время в группе нет признанного лидера в деловых отношениях

Использование метода Q-сортировки для определения лидера в группе в контексте физической культуры предоставляет уникальные возможности для анализа и понимания динамики командных взаимодействий. Этот метод позволяет не только выявить индивидуальные предпочтения и мнения участников, но и установить их роль в группе, основываясь на систематизированном подходе к оценке лидерских качеств. Результаты исследования показывают, что лидеры в спортивных коллективах не всегда обладают традиционными характеристиками, такими как высокая физическая подготовка или опыт. Часто ключевыми факторами становятся личные качества, такие как способность к коммуникации, эмпатия и умение мотивировать других. Таким образом, Q-сортировка служит эффективным инструментом для формирования более глубокого понимания лидерства в спорте и физической культуре, что может быть полезно как для тренеров, так и для самих спортсменов.


В будущем применение данного метода может быть расширено на другие аспекты физической культуры, включая тренировки, соревнования и командное взаимодействие. Это позволит создать более гармоничные и продуктивные группы, способствующие достижению высоких результатов и развитию каждого участника.

Список литературы

  1. Stephenson, W. (1953). The study of behavior: Q-technique and its methodology. University of Chicago Press
  2. Brown, S. R. (1980). Political Subjectivity: Applications of Q Methodology in Political Science. Yale University Press
  3. Watts, S., & Stenner, P. (2012). Doing Q Methodological Research: Theory, Method & Interpretation. SAGE Publications
  4. Lott, A. J., & Lott, B. E. (1965). Group leadership: A review and analysis. Psychological Bulletin, 64(3), 204–224
  5. McKeown, B., & Thomas, D. (2013). Q Methodology. SAGE Publications Ltd
  6. Webster, C. M., & Sell, J. (2014). Q Methodology. In The SAGE Encyclopedia of Communication Research Methods
  7. Brown, S. R. (1993). A primer on Q methodology. Operant Subjectivity, 16(3/4), 91–138
  8. Bass, B. M. (1990). Bass & Stogdill's Handbook of Leadership: Theory, Research, and Managerial Applications (3rd ed.). Free Press
  9. Zhang, J., & Wildemuth, B. M. (2009). Qualitative analysis of content. In B. M. Wildemuth (Ed.), Applications of Social Research Methods to Questions in Information and Library Science (pp. 308–319). Libraries Unlimited
  10. Stenner, P., Cooper, D., & Skevington, S. M. (2003). Putting the Q into Quality of Life: The Identification of Subjective Constructions of Health-Related Quality of Life Using Q Methodology. Social Science & Medicine, 57(11), 2161–2172
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее