Цель исследования: изучить способ оценки лидерских качеств при помощи метода Q-сортировка и выявить следи участников исследования человека с наиболее ярко выраженными лидерскими качествами.
Материалы и методы: для проведения исследования в области физической культуры и лидерства мы разработали опрос с использованием методики Q-сортировка, а также сопоставили результаты социометрии. Участникам предлагалось пройти опрос, состоящий из 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Им было необходимо прочесть последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему.
Результаты исследования.
Был проведен учет и оценка результатов анкетирования, результаты получены следующие:
Условное обозначение респондента |
Зависимость-независимость |
Общительность-необщительность |
Принятие борьбы-избежание борьбы |
A |
13-7 |
12-8 |
6-14 |
B |
10-10 |
11-9 |
7-13 |
C |
8-12 |
10-10 |
15-5 |
D |
14-6 |
15-5 |
11-9 |
E |
7-13 |
15-5 |
8-12 |
F |
12-8 |
13-7 |
11-9 |
G |
10-10 |
12-8 |
14-6 |
H |
10-10 |
7-13 |
12-8 |
I |
12-8 |
14-6 |
10-10 |
Так как основные лидерские качества подтверждаются преобладанием тенденций независимости, общительности, принятие «борьбы».
Суммировав балы по этим тенденциям, были получены результаты, которые занесены в таблицу:
Условное обозначение респондента |
Суммарный балл по тенденциям независимости, общительности, принятия борьбы |
A |
25 |
B |
28 |
C |
37 |
D |
32 |
E |
36 |
F |
32 |
G |
36 |
H |
29 |
I |
32 |
Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что респонденты под условными обозначениями C, E, G имеют большую склонность к проявлению лидерских качеств, чем остальные. Группа респондентов под условными обозначениями D, F, I также имеют достаточно высокие показатели к проявлению лидерских качеств.
Далее мы сопоставили данные Q-сортировки с данными социометрии. С помощью социометрии мы диагностировали эмоциональные связи, т.е. взаимные симпатии между членами группы и решили следующие задачи: а) измерили степень сплоченности-разобщенности в группе; б) выявили соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые). Полученные результаты были занесены в таблицу:
Условное обозначение респондента |
Статус по первому критерию |
Статус по второму критерию |
A |
предпочитаемый |
принятый |
B |
принятый |
предпочитаемый |
C |
предпочитаемый |
предпочитаемый |
D |
принятый |
принятый |
E |
предпочитаемый |
предпочитаемый |
F |
звезда |
предпочитаемый |
G |
предпочитаемый |
принятый |
H |
принятый |
предпочитаемый |
I |
предпочитаемый |
предпочитаемый |
На основе этих результатов нам удалось выявить эмоционального лидера группы – респондент под условным обозначением F. Группа респондентов под условными обозначениями C, E, I также занимают лидирующее положение по отношению к остальным членам группы. По второму критерию, который направлен на выявление инструментального лидера видно, что в команде нет признанных лидеров в деловых отношениях.
Соотнесем данные Q-сортировки и социометрии. Мы выяснили реальную возможность проявления лидерских качеств в данной группе. Респондент под условным обозначением F имеет средние потенциальные возможности, однако является «звездой» в команде. В команде не использован лидерский потенциал 2 человек. Обладая высоким уровнем лидерских качеств, респонденты под условным обозначениями E и G не имеют возможности их проявления в данной группе. Поэтому с этой группой тренер должен учитывать дифференциацию лидерских ролей.
Вывод: в ходе нашего исследования мы изучили взаимоотношения в группе респондентов. Было выявлено ряд интересных особенностей. В исследуемой нами группе не используется лидерский потенциал двух людей (респонденты под условным обозначениями E и G). Обладая высоким уровнем лидерских качеств, они не используют его в данной группе. В свою очередь, человек обладающий средним уровнем лидерских качеств, является эмоциональным лидером. В тоже время в группе нет признанного лидера в деловых отношениях
Использование метода Q-сортировки для определения лидера в группе в контексте физической культуры предоставляет уникальные возможности для анализа и понимания динамики командных взаимодействий. Этот метод позволяет не только выявить индивидуальные предпочтения и мнения участников, но и установить их роль в группе, основываясь на систематизированном подходе к оценке лидерских качеств. Результаты исследования показывают, что лидеры в спортивных коллективах не всегда обладают традиционными характеристиками, такими как высокая физическая подготовка или опыт. Часто ключевыми факторами становятся личные качества, такие как способность к коммуникации, эмпатия и умение мотивировать других. Таким образом, Q-сортировка служит эффективным инструментом для формирования более глубокого понимания лидерства в спорте и физической культуре, что может быть полезно как для тренеров, так и для самих спортсменов.
В будущем применение данного метода может быть расширено на другие аспекты физической культуры, включая тренировки, соревнования и командное взаимодействие. Это позволит создать более гармоничные и продуктивные группы, способствующие достижению высоких результатов и развитию каждого участника.
Список литературы
- Stephenson, W. (1953). The study of behavior: Q-technique and its methodology. University of Chicago Press
- Brown, S. R. (1980). Political Subjectivity: Applications of Q Methodology in Political Science. Yale University Press
- Watts, S., & Stenner, P. (2012). Doing Q Methodological Research: Theory, Method & Interpretation. SAGE Publications
- Lott, A. J., & Lott, B. E. (1965). Group leadership: A review and analysis. Psychological Bulletin, 64(3), 204–224
- McKeown, B., & Thomas, D. (2013). Q Methodology. SAGE Publications Ltd
- Webster, C. M., & Sell, J. (2014). Q Methodology. In The SAGE Encyclopedia of Communication Research Methods
- Brown, S. R. (1993). A primer on Q methodology. Operant Subjectivity, 16(3/4), 91–138
- Bass, B. M. (1990). Bass & Stogdill's Handbook of Leadership: Theory, Research, and Managerial Applications (3rd ed.). Free Press
- Zhang, J., & Wildemuth, B. M. (2009). Qualitative analysis of content. In B. M. Wildemuth (Ed.), Applications of Social Research Methods to Questions in Information and Library Science (pp. 308–319). Libraries Unlimited
- Stenner, P., Cooper, D., & Skevington, S. M. (2003). Putting the Q into Quality of Life: The Identification of Subjective Constructions of Health-Related Quality of Life Using Q Methodology. Social Science & Medicine, 57(11), 2161–2172