В настоящей научно-исследовательской работе рассмотрены направления развития административного права в Российской Федерации. Такими направлениями можно назвать: политический и юридический метод в административной науке. Первый также можно назвать государственно-правовым, а второй – научно-правовым методом. Целью политического метода являлось наиболее глобальное описание управления в разных сферах деятельности государства. Для юридического метода целью было создание основы административного права – его институтов (другими словами, систематизация административного права в области наложения административной ответственности). Также будет проведён краткий экскурс в историю становления административного права в Российской Федерации. Будет рассмотрено три этапа развития административного права в государстве: дореволюционный и советский, а также современный (другими словами, постсоветский), показаны причины того, почему в современности развитие административного права осуществляется именно так, как мы то видим.
Ключевые слова: развитие административного права; методы регулирования; механизмы регулирования; правовое государство; функции права
Развитие административного, как и других сфер права, осуществляется благодаря существованию и развитию тех общественных отношений, которые оно регулирует. Общественные отношения могут создаваться как по объективным, так и по субъективным причинам. К таким причинам можно отнести историческое развитие государства – оно будет являться заглавной в рассмотрении в рамках настоящей статьи.
Российское административное право в своём развитии прошло три важных периода развития: дореволюционный (до октябрьской революции 1917 года), советский (примерно 1950-60 годы) и настоящий российский.
Полицейское право дореволюционного этапа развития административного права шло по романо-германской системе. Если коротко объяснять то, в чём состоит суть названной системы, можно сказать, что основными её чертами выступают: связь с римским правом и существование абстрактной универсальной модели, которую применяют при рассмотрении множества дел в конкретной сфере права (как ещё одну особенность континентального права можно назвать чёткое разграничение областей права).
1917 год стал переломным в развитии и понимании административного права. В этот период рассматривалась возможность перехода к новым принципам права – более демократическим. Согласно труду Елистратова, можно назвать пять основных компонентов административного права: задачи и источники административного права, акты, система институтов административного права, назначение административной ответственности, правоотношения и деятельность в административном праве.
После революции 1917 года и в некотором смысле до сих пор нормы административного права рассматриваются как законы тоталитарного государства, которые необходимы для сдерживания инакомыслия. Это можно заметить по тому, как административное право ясно выделяют среди других сфер права. В это время, как было сказано ранее, государство представляла собой тоталитарное унитарное управление, и в результате этого административное право использовалось только для того, чтобы обеспечить государственный порядок: предотвратить подрывание ценностей создавшегося режима, охрана порядков, которые создала администрация. В это время полностью игнорировалась защита частных интересов, и признавалось лишь существование коллективных.
Времена Советского Союза сумели восстановить упадок административного права, который наступил в послереволюционный период. Советские учёные смогли создать чётко сформулированную систему отрасли административного права: механизмы, благодаря использованию которых может осуществляться деятельность в области административного права; методы, нормы в области административных правоотношений. На этом этапе уделяется внимание частным интересам, которые не были раскрыты в революционный период, также раскрывается взаимодействие государственной власти и частных интересов. Как итог, в советский период развития административного права была создана чёткая теоретическая основа административного регулирования и механизма. Можно сказать, что в советский период использовался юридический метод – метод создания основы административного права в его методах, механизмах и управлении в целом.
В современности большое внимание уделяется созданию административной юрисдикции – институтов, которые занимаются рассмотрением дел административного права. Так, используется государственно-правовой или юридический метод регулирования (создаётся система взаимодействия между институтами административной юрисдикции).
В настоящее время развитие административного права возможно по причине того, что закон обладает принципом верховенства: теперь, в отличие от революционного и частично советского периода, учитываются как коллективные мнения, так и частные интересы. Установлено равенство среди всех субъектов права.
КоАП РФ является отражением того, что с течением времени в Российском государстве административное право получило своё развитие от инструмента изъятия мнений «неугодных» до становления структурой, помогающей восстановить порядок и взаимоотношения между людьми и государством. Однако и с современной России существует ряд проблем, которые следует решить для правильного функционирования аппарата административного регулирования.
По мнению автора настоящей статьи, для дальнейшего развития института административного права и регулирования с его помощью отношений между государством и обществом, нужно большее внимание обратить на механизмы, которые используются в административном праве других государств. В этом процессе может помочь глобализация: анализируя методы и задачи производства в области административного права других стран, можно также обратить внимание на развитие права в каждом государстве.
Необходимо также расширить список дел, которые относятся к административному праву – такими делами можно расширить список социально-бытовых дел. Так, можно ввести ответственность за неправильный выгул домашних питомцев. Данный проступок являет собой низкую общественную опасность, и привлечение к ответственности за его совершение можно осуществить в несудебном порядке.
Таким образом, российское административное право развивалось, пройдя два этапа – дореволюционной и советский и проходит в настоящий момент современный (российский этап). В современности развитие административного права имеет крупные перспективы. И, как указывалось в содержании статьи ранее, эволюция административного права возможна при привлечении опыта демократических государств (как положительного проявления глобализации), а также при обращении к опыту самого государства на других этапах.
Список литературы
- Петрыкина, Н. И. О некоторых аспектах развития административного права на современном этапе. Право и управление XXI, 2017
- Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции, Юристъ, 2002 – 410 с.