СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

33

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (214), Март ‘25

Дата публикации 26.03.2025

Поделиться

В статье рассматриваются методы формирования речевых умений у младших школьников на уроках русского языка. Особое внимание уделено работе с фразеологизмами как средству обогащения словарного запаса и развития выразительности речи. Представлены практические приёмы групповой работы, анализ детских сочинений, а также методические рекомендации по использованию фразеологических словарей. Результаты исследования демонстрируют повышение интереса учащихся к изучению русского языка и улучшение качества их речевых высказываний.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой фундаментальный этап речевого развития обучающихся. Формирование у детей навыков правильной, точной и выразительной речи – одна из ключевых задач современного образования. Однако достижение этой цели требует системного подхода, включающего не только усвоение грамматических норм, но и развитие лексико-фразеологической базы учащихся.

 

В рамках данной статьи рассматривается эффективность использования фразеологизмов как инструмента совершенствования речевых умений младших школьников. Особое внимание уделено практическим методам работы на уроках русского языка в 3 классе.

Теоретические основы развития речи через фразеологизмы

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, обладающие переносным значением. Их изучение способствует:

  • расширению словарного запаса;
  • развитию образного мышления;
  • формированию навыков точного и выразительного словоупотребления.

Согласно ФГОС НОО, работа с фразеологическими оборотами в начальной школе должна быть направлена на:

  1. Осознание смысловой нагрузки слов – понимание переносного значения фразеологизмов.
  2. Развитие лексической сочетаемости – усвоение правил употребления устойчивых выражений.
  3. Формирование речевой культуры – использование фразеологизмов в устной и письменной речи.

В учебнике «Русский язык» для 3 класса (Канакина В.П., Горецкий В.Г.) представлена тема «Что такое фразеологизмы?», которая служит основой для дальнейшей работы в данном направлении.

Практические методы работы с фразеологизмами

Для активизации познавательной деятельности учащихся применялись следующие приемы групповой работы:

 

1. Подбор фразеологизмов с общим компонентом

  • Пример задания: Найти устойчивые выражения со словами нос и ухо.
  • Нос: «вешать нос», «клевать носом», «водить за нос».
  • Ухо: «развесить уши», «держать ухо востро».

2. Составление предложений с фразеологизмами
Учащиеся записывали устойчивые сочетания (рука руку моет, длинный язык, дело – табак), составляли с ними предложения и объясняли их значение.

 

3. Тематический «День фразеологизмов»
Школьники заранее готовились, изучали фразеологические словари, а затем использовали эти выражения в общении.

Результаты и анализ детских работ

В качестве итоговой работы учащимся было предложено написать мини-сочинение на тему «Фразеологизмы в нашей жизни».

 

Пример сочинения:
«Как богат наш русский язык! В нём столько народной мудрости! У меня есть брат. Ему без малого два с половиной года. С ним надо держать ушки на макушке! После его игр в моей комнате – будто Мамай прошёл! Он в мгновенье ока сбивает настройки компьютера. А когда я его ругаю, он делает кислую мину. Теперь я берегу свои вещи, как зеницу ока».

 

Далее обучающийся написал словарь фразеологизмов, которые он использовал в своём сочинении:

  • Без малого – почти.
  • Держать ушки на макушке – быть внимательным.
  • Как Мамай воевал – полный беспорядок.
  • Мгновенье ока – очень быстро.
  • Кислая мина – недовольное выражение лица.
  • Зеница ока – что-то очень ценное.

Проведённая работа показала, что систематическое изучение фразеологизмов способствует:

  • повышению интереса к русскому языку;
  • обогащению речи учащихся;
  • развитию творческих способностей.

Использование подобных методик на уроках позволяет эффективно решать одну из ключевых задач начального образования – развитие речевых умений школьников.

 

Перспективы исследования: дальнейшее изучение возможностей интеграции фразеологии в другие учебные дисциплины (литературное чтение, окружающий мир).

Список литературы

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. – М.: Просвещение, 2023
  2. ФГОС НОО (утверждён Приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286)
  3. Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка. – М.: АСТ, 2018
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее