Рекомендации учителю русского языка в аспекте формирования орфоэпических норм

Рекомендации учителю русского языка в аспекте формирования орфоэпических норм

Статья отражает основные рекомендации учителю русского языка и литературы по вопросам формирования и развития у учащихся основной общеобразовательной школы орфоэпических норм, что является показателем речевой культуры и коммуникативной компетентности личности человека.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (57), март ‘22

Дата публицакии 20.03.2022

Поделиться

Вопрос, рассматриваемый в рамках данной статьи, достаточно актуален в настоящее время, так как речевая культура является одним из показателей общей культуры человека. Она должна постоянно развиваться и совершенствоваться. В основе культуры речи находится существующее в сознании человека представление об образце, в соответствии с которым строится грамотная речь личности с точки зрения норм современного русского языка.

Орфоэпические нормы – это часть норм современного русского языка, которые входят в общую культуру человека. Следовательно,  формирование произносительных норм у учащихся способствует развитию у них речевой культуры в целом [2, с. 128].

Одна из главных задач учителя русского языка – формирование у учащихся представлений о нормах орфоэпии, которые зафиксированы в словарях; развитие у них умения осознанно и грамотно эти нормы применять в собственной речевой деятельности. Произносительные нормы должны усваиваться параллельно с фонетическими и грамматическими нормами как единственно правильные, образцовые.

Мы предлагаем ряд рекомендаций для учителей русского языка, которыми можно руководствоваться при планировании и осуществлении работы с учащимися при изучении, формировании и развитии орфоэпических норм (произносительных норм) у школьников:

1. Осуществляя анализ образовательных программ и учебников по русскому языку по русскому (родному) языку, мы выяснили, что конкретного раздела под названием «Орфоэпия» не выделяется, а имеются лишь отдельные темы, связанные с фонетикой, графикой, в которых содержатся сведения из области орфоэпии. Именно этим и обосновывается необходимость учителя русского языка и литературы включать разнообразные методы и приёмы, способствующие формированию и развитию у учащихся орфоэпических норм в определённые этапы урока. И данная деятельность должна проходить систематически.

Стоит отметить, что учащимся должны предлагаться сведения из области орфоэпии, как для теоретического осмысления (понятия, факты), так и задания для формирования практических умений и навыков.

2. Необходимо учитывать, что современные подростки большое количество времени проводят в различных социальных сетях за изучением информации из интересующих их групп и сообществ, за просмотром видеороликов и т.п.. Зачастую именно в социальных сетях школьники наблюдают «образец» речи с нарушением норм русского литературного языка и орфоэпических норм в том числе. В общении между собой подростки так же не отличаются грамотностью в аспекте соблюдения норм русского литературного языка, в том числе и норм произношения.

А также многое зависит и от речевой среды, где воспитывается школьник. В связи с этим перед учителем русского языка возникает следующие задачи: во-первых, тактично корректировать высказывания учащихся: исправлять ошибки в речи, пояснять правила употребления тех или иных слов в потоке речи, нормы произношения и т.п., и осуществлять это необходимо не только на уроках русского языка и литературы, а вообще в стенах образовательной организации (классные часы, подготовка к внеурочным мероприятиям и т.п.); во-вторых, речь учителя, грамотная и в меру эмоционально насыщенная, должна служить эталоном речи для учащихся, тем образом речи, к которому должен стремиться школьник. Поэтому сам педагог должен тщательно следить за собственной речью, не допускать ошибок и в случае, если ошибки были допущены, то обязательно их исправлять.

3. Стоит обратить внимание, что уроки литературы, как и уроки русского языка обладают большой возможностью работать над речью учащихся, обогащать словарный запас школьников, совершенствовать речевые навыки, навыки публичного выступления и в целом, способствуют развитию коммуникативной компетенции личности учащегося. При изучении произведений художественной литературы, при чтении произведений, изучаемых в аудитории, необходимо акцентировать внимание на словах, которые отличаются сложностью произношения, на устаревших словах, которые включены в пассивный словарный запас школьника, на слова, которые используются в определённой местности. Необходимо пояснять нормы ударения, произношения этих слов, включая элементы этимологического анализа и работу с орфоэпическими и толковыми словарями [1, с. 73].

А также на уроках литературы целесообразно планировать задания, предполагающие построение устного высказывания по определённому вопросу в рамках изучаемой темы или изучаемого раздела и его озвучивание. Для этого необходимо разработать критерии оценки устного высказывания с учётом норм произношения.

4. Необходимо продумать возможность использования учителем уже имеющегося опыта у учащихся по вопросам норм произношения. Учащиеся 7-8-9 и 10-11 классов могут оказать помощь в подготовке к проведению часов общения, классных часов учителям начальной школы, классным руководителям 5-6 классов, в организации тематических недель по русскому языку и литературе. Т.е. учащиеся, имея уже некоторые знания в области орфоэпии и в процессе подготовки к подобным мероприятиям, могут актуализировать и обогатить собственный опыт, осуществлять проведение мероприятий, а также подчеркнуть необходимость владения нормами русского произношения для собственной личности и для других учащихся [3, с. 46].

5. Целесообразно постоянно совершенствовать собственные знания не только по вопросам определённой дисциплины, но и в аспекте методики преподавания дисциплины. Акцентировать внимание на новых, появляющихся сведениях о языке (неологизмы, актуальные и неактуальные формы произношения и т.п.), изучать статьи других учителей, преподавателей по заявленному вопросу, проектировать собственную систему обучения орфоэпии: найти и выделить оптимальные методы и приёмы, соответствующие возрасту учащихся, уровню их развития на конкретной ступени обучения, обозначить наиболее подходящие темы и этапы уроков, где можно было бы использовать выделенные учителем методы и приёмы. Важно в обязательном порядке анализировать результаты деятельности – определить наиболее эффективные формы, методы и приёмы работы и те, от которых следует отказаться.

Перечень рекомендаций этим не ограничивается. Это лишь общие формулировки рекомендаций в аспекте изучаемого вопроса. Каждый заинтересованный педагог, учитель, преподаватель может воспользоваться указанными рекомендациями и дополнить их, учитывая собственный опыт деятельности.

В данной статье мы предложили ряд общих рекомендаций для учителей русского языка и литературы, касающиеся вопросов организации процесса формирования и развития орфоэпических норм у учащихся.

Список литературы

  1. Андреева, Е. П. Современный русский язык (Фонетика. Орфоэпия): учебно-методическое пособие / Е. П. Андреева. – Вологда: ВоГУ, 2016. – С. 73.
  2. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1981. – С. 128.
  3. Жеребило, Т.В. Термины и понятия лингвистики: Фонетика. Орфоэпия. Акустика. Фонология / Т.В. Жеребило. – Назрань: Пилигрим, 2010 – С. 46.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary