Виртуальный методический кабинет как инструмент внедрения модели наставничества в дошкольную образовательную организацию

Виртуальный методический кабинет как инструмент внедрения модели наставничества в дошкольную образовательную организацию

Актуальность внедрения и реализации модели «наставничества» определена государственной политикой в сфере образования, направленная на развитие кадрового потенциала страны и наставничества как уникальной технологии формирования навыков и компетенций педагогов. Деятельность виртуального методического кабинета создает реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования  педагогов, а так же оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток делает познавательную деятельность педагогов более эффективной. Разноплановая структура виртуального кабинета находится в постоянном процессе развития и наполнения, позволяет каждому педагогу найти или сформировать ту образовательную «нишу», в которой он наиболее полно сможет реализовать свои профессиональные запросы и возможности.

Авторы публикации

Рубрика

Информационные технологии

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 33 (35), Октябрь ‘21

Поделиться

Одной из приоритетных задач реализации современной модели образования в России является повышение качества дошкольного образования, которое должно соответствовать перспективным задачам развития российского общества и экономики. Процесс обновления самого образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и создания условий для этого в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Важнейшим из этих условий является  повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО, выполнение которого рассматривается как движущая сила реформирования дошкольного образования, ведь именно благодаря им дети осваивают новые вершины знаний.

Только профессионально подготовленный, высокоинтеллектуальный, активно действующий, креативный педагог, обладающий гибкими навыками, понимающий особенности развития детей, может и обучить – дать знания, закрепить способы действия, и воспитать – формировать и развивать личностные качества, и развивать всесторонне гармоничную, творческую личность.

В дошкольных образовательных организациях повышение квалификации происходит в большей степени в рамках методической работы. Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современной дошкольной образовательной организации, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности требуют разнообразия методических форм работы с педагогами и их оптимального сочетания между собой. В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Следует отметить, что любые формы работы (новые и старые, современные и несовременные) сами по себе не могут гарантировать творческого подхода. Каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, действенной, если построена грамотно по содержанию и методам, и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую. Понимая необходимость оптимизации методической работы, направленной на повышение профессиональных компетентностей педагогов, пришла к выводу, что внедрение модели наставничества через интернет-площадку будет способствовать этому в наибольшей степени.

Актуальность внедрения и реализации модели наставничества определена государственной политикой в сфере образования, направленная на развитие кадрового потенциала страны и наставничества как уникальной технологии формирования навыков и компетенций педагогов.

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта и знаний от наставника к наставляемому через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве. Главная задача – повысить качество дошкольного образования за счёт передачи опыта и знаний от наставника посредством неформального общения, основанного на доверии и партнерстве.

  Принципы построения профессионального развития педагогов с использованием Интернет - технологий рассматривались в работах Анисимова А.М., Берулавой Г.А., Дьяченко А.В., В.В. Мяэотс, А.Э. Попова и др. Данными авторами подчеркивается, что посредством электронной образовательной среды реализуется философия «педагогики социального конструкционизма», ориентированная, прежде всего, на организацию взаимодействия между субъектами образовательных отношений.

«Виртуальный методический кабинет»  – это не просто еще одна инновационная форма методической работы. Это многоаспектная информационно-образовательная среда, ориентированная на создание необходимых условий для педагогов к самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности. «Виртуальный методический кабинет» позволяет организовать методическое пространство для педагогов ДОО, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь молодым педагогам, дает возможность опытным педагогам поделиться опытом работы, а так же получить онлайн консультацию по существующим проблемам, в рамках реализации коуч-сессий.

«Виртуальный методический кабинет» - это одно из важнейших звеньев информационно-образовательной среды, способное обеспечить необходимое качество образования и предоставить необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса. Данная среда динамично отражает запросы педагогов, организует процесс постановки педагогических задач и нахождения путей их решения в режиме профессионального диалога на качественно новом уровне, позволяет раскрыться педагогу в профессиональном и общеобразовательном планах, оказывает действенную методическую помощь. Деятельность виртуального кабинета создает реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования  педагогов, а оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток делает познавательную деятельность педагогов более эффективной. Разноплановая структура виртуального кабинета находится в постоянном процессе развития и наполнения, позволяет каждому педагогу найти или сформировать ту образовательную «нишу», в которой он наиболее полно сможет реализовать свои профессиональные запросы и возможности. Формирование виртуального банка нормативной документации и учебно-методических материалов обеспечивает помощь в работе с различного рода документами, способствует распространению передового педагогического опыта.

На платформе виртуального методического кабинета размещены кнопки «Стать наставником», «Найти наставника», вы сами определяете, в какой роли готовы взаимодействовать.

 Такая форма методического сопровождения актуальна и своевременна в условиях повсеместного внедрения компьютерной техники и телекоммуникаций в детские сады города Екатеринбурга и Свердловской области.

«Виртуальный методический кабинет» представляет собой форму интерактивного взаимодействия, где можно:

- обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу в режиме онлайн;

- возможность организовать методическое пространство, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток;

-оперативная методическая помощь через наставничество;

-возможность принять активное участие в виртуальных педагогических и методических мероприятиях.

В рамках работы методической работы ДОО «Виртуальный методический кабинет» может быть составной частью официального сайта, но эффективнее будет работа отдельной Интернет – площадки.

При выстраивании структуры  площадки необходимо учесть принципы организации методического кабинета ДОО. При создании разделов и наполнения их материалами важно, чтобы всё было доступно для восприятия, читаемо, интересно педагогам.

Необходимым условием модернизации системы образования Свердловской области является построение эффективной системы профессионального развития педагогического сообщества, ориентированного на становление педагогов, открытых ко всему новому. В результате реализации Виртуального методического кабинета будет получена модель методического сопровождения педагогов ДОО. Использование интернет площадки позволит обновить систему дошкольного образования педагогов в Свердловской области. Работа по созданию Виртуальных методических кабинетов может осуществляться муниципальными методическими службами в партнерстве с отдельными и коллективными субъектами, заинтересованными в профессиональном развитии педагогов.

Список литературы

  1. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ// Управление ДОУ. - 2004. - №3. С. 82-85.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
  3. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ// Управление ДОУ. - 2006. №6. - С. 70-78.
  4. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. - М., Просвещение. 1990. С - 143.
  5. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 96с.
  6. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ// Управление ДОУ. - 2006. № 6. - с. 70 -78.
  7. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М. 1995. с.-109.
  8. Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года//государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2019. – 188 с.
  9. Цыпин П.Е. Особенности адаптации и наставничества с позиции соционики // Менеджмент и кадры. 2011. № 3. С. 8-11.
  10. Шегаева, А. В. Определение роли и функции молодого специалиста в системе общего образования / А. В. Шегаева. - Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 130-131.
  11. Щербакова, Т. Н., Щербакова, Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога / Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова//Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 18-22.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary