Анализ мотивации учащихся к изучению иностранных языков

Анализ мотивации учащихся к изучению иностранных языков

В статье рассмотрена проблема мотивации учащихся к изучению иностранных языков. Для проведения исследования проведено анкетирование и опрос учащихся. Данные опросов проанализированы, по ним сделаны выводы и выдвинуты рекомендации и обозначены перспективы.Ключевые слова: мотивация, анкетирование, изучение, анализ.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (34), Октябрь ‘21

Поделиться

Практика преподавания показывает, что начальный этап изучения иностранного языка чаще всего характеризуется большим интересом со стороны учащихся. Это обусловлено внутренней мотивацией, направленной на изучение новой информации. Однако, этот запал довольно быстро пропадает, если его не стимулировать на постоянной основе, а для реальной и успешной коммуникативной деятельности на иностранном языке нужно накопить достаточное количество лексического и грамматического материала, что часто сопровождается трудностями и, следовательно, вызывает ослабление интереса к обучению. Таким образом, можно сделать вывод, что именно мотивация является основой продуктивного усвоения информации учащимися.

Мотивация – это совокупность системы разнообразных психологических факторов, которые определяют деятельность и поведение человека. Под мотивацией, применительно к процессу обучения иностранному языку, принято понимать методы и приемы обучения иностранному языку, направленные на стимулирование у учащегося интереса к данной дисциплине и лучшему усваиванию предмета.

Выделяют два вида мотивации: внешняя мотивация и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация подразделяется ещё на несколько типов.

Внешняя мотивация – общепринятое общественное мнение о чем-либо, например, применительно к иностранному языку, что каждый образованный человек должен владеть английским языком; хочу знать английский язык не хуже своих друзей; родителям важно, чтобы я знал английский язык и т.д. Широкая социальная мотивация. Она нацеливает учащихся на достижения конечной цели учения.

Внутренняя мотивация, как было сказано выше, подразделяется на несколько видов. Данный вид мотивации имеет сильное воздействие на сам процесс обучения.

  1. Мотивация, связанная с более перспективным развитием личности. Например, мысль о том, что иностранный язык пригодится в жизни.
  2. Коммуникативная мотивация. Например, человеку нравится общаться с иностранцами на их родном языке.
  3. Учебная мотивация, которая подразумевает, что учащемуся нравится иностранный язык как предмет. Например, интересно выполнять упреждения или писать тексты на иностранном языке.

С целью определить уровень мотивации изучения иностранного языка на базе Российского государственного университета правосудия г. Хабаровска было проведено анкетирование. В анкетировании приняло участие 63 учащихся в возрасте от 16 до 18 лет.

За основу была взята методика Т.Д. Дубровской. «Выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении иностранного языка.» Данное тестирование представляет собой двадцать суждений относительно которых учащимся предлагается выразить свое согласие, либо несогласие с помощью слов «да» и «нет» после каждого тезиса. Также учащимся дается возможность раскрыть свой ответ и написать его. [1, с. 160].

Список тезисов:

  1. На уроках английского языка я могу проявить свои способности;
  2. Мне интересен этот язык, хочу знать по данному предмету как можно больше;
  3. Мне хватает тех знаний, которые я получаю на уроках английского языка;
  4. Выполняю задания на уроке только потому, что этого требует учитель;
  5. Люблю преодолевать трудности при изучении языка;
  6. Кроме учебника, самостоятельно читаю дополнительную литературу по предмету;
  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по английскому языку можно убрать из школьной программы;
  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и понять материал самостоятельно;
  9. На уроках английского языка у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться»;
  10. Активно работаю и выполняю задания на уроке только под контролем учителя;
  11. Я с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями) то, что прошли на уроке;
  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по английскому языку, не люблю, когда мне подсказывают и помогают;
  13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня;
  14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными. Стараюсь по возможности узнать, как можно больше;
  15. Оценка по английскому языку для меня важнее, чем знания;
  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю;
  17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны английским языком;
  18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания;
  19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по английскому языку, то меня это огорчает;
  20. Если бы было можно, то я исключил бы английский язык из расписания.

Рисунок 1. QR код на гугл форму опроса

Подсчет показателей производился в соответствии с ключом:

ДА 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

НЕТ 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с правильным ответом в тестировании начисляется один балл. Каждый не соответствующий ответ, соответственно, приносит 0 балов. Раскрытый ответ приносит соответственно 0 или 1 балл в зависимости от отрицательной или же положительной его направленности в сравнении с ключом.

  • 0–5 баллов – низкий уровень мотивации учащихся;
  • 6–14 баллов – средний уровень мотивации учащихся;
  • 15–20 баллов – высокий уровень мотивации учащихся.

Стоит отметить тот момент, что низкие суммарные баллы учащегося (от 0 до 10) говорят о том, что в данном случае доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Таблица 1.

 

 

Уровень мотивации изучения иностранного языка

Количество

учащихся

Процент

учащихся

Низкий 6 10%
Средний 42 65%
Высокий 15 25%

 

Результаты опроса на определение уровня мотивации

Из приведенных результатов видно, что на данном этапе изучения английского языка 57 учащихся первого курса, то есть 90% учеников имеют высокую и среднюю мотивацию, а низкий уровень мотивации наблюдается всего у 10%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты первого курса в большинстве своем имеют средний и высокий уровень мотивации к изучению иностранного языка, что указывает на преобладание у них внутренней мотивации. У десятой части учащихся преобладает внешняя мотивация, или даже совсем отсутствует.

Исходя из вышеизложенного, автором разработаны следующие рекомендации:

  • введение в учебном учреждении дополнительных курсов иностранного языка;
  • поддержание мотивации учащихся к обучению иностранным языкам со стороны педагогов.

В конце опроса были выделены три специальных вопроса, на которые учащимся нужно было написать свой ответ.

Ниже представлены эти вопросы:

21. В каком возрасте вы начали изучать английский язык?

22. Хотели бы вы, чтобы ваши дети изучали английский язык?

23. В каком возрасте вы бы хотели, чтобы ваши дети начать изучать иностранный язык?

В опросе приняли участие 63 человека. Всего 4 из опрошенных ответили, что не хотели бы, чтобы их ребенок изучал иностранный язык. Уже из этих данных можно сделать вывод, что большинство молодых людей ориентированы на то, что их ребенку пригодится знание иностранного языка в будущем.

Двадцать учащихся из опрошенных начали изучать иностранный язык в возрасте до 8 лет. 36 человек сказали, что хотели бы чтобы их дети начали обучение иностранному языку в дошкольном возрасте. Как видно, большинство склоняется к тому, что обучение иностранному языку нужно начинать в дошкольном возрасте.

Опрос проводился среди учащихся первого курса университета, поэтому проводя параллель между ответами можно сказать, что количество детей, которые начнут изучать иностранный язык в ближайшие несколько лет вырастет на 80%. Выводом из данного опроса является то, что запрос от общества на обучение иностранному языку детей в раннем возрасте имеется и растет.

Список литературы

  1. Дубовицкая Т.Д. Психологические основы обучения: Учебно-методический материал для студентов 3-5 курсов высших пед. учебных заведений. Стерлитамак: Стерлитамак. пед. ин-т, 2016. - 160 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary