Современная экономическая ситуация очень динамична – меняются экономические и политические условия, постоянно ужесточается конкуренция, что требует от менеджмента предприятий и организаций постоянного мониторинга ситуации, проведения анализа эффективности деятельности компании, и разработки мероприятий направленных на устранение имеющихся проблем, повышение эффективности, как финансовой так и общей, а также принятие мер, направленных на предотвращение рисков. Отсюда следует, что теоретические исследования и изучение и анализ практики финансовой деятельности необходим, так как является одним из ведущих методов управления.
Особенно это актуально на фоне санкций и. как следствие, изменений денежных, торговых и логистических потоков в российской в экономике, которые последние годы возникают с регулярной частотой. Подобные изменения отрицательно сказываются на деятельности российских организаций из-за необходимости поиска новых поставщиков и контрагентов, многие из них теряют объемы выручки и прибыли, из-за низкой рентабельности многие обанкротились или находятся на грани банкротства. Поэтому организациям необходимо использовать все резервы и возможности для увеличения своих доходов, сокращения издержек и, соответственно, увеличения прибыли и рентабельности.
Непосредственным результатом деятельности любого коммерческого предприятия выступает прибыль, но она не всегда может дать четкую и полную картину об эффективности и уровне доходности предпринимательской деятельности [1, c. 14]. Поэтому, для того чтобы охарактеризовать работу предприятия наиболее полно рассчитывают не только абсолютные суммы прибыли, но и применяют относительные показатели, такие как уровень рентабельности.
Прибыль характеризует не весь доход, а часть, очищенную от затрат. Как экономическая категория, она связана с доходом, ценой, издержками, заработной платой, спросом, предложением и формируется под влиянием всех факторов, влияющих на них [7, c. 121]. На величину прибыли влияют как внешние, так и внутренние факторы, определяющие эффективность использования ресурсов организации.
При этом выделяют различные виды прибыли: валовая, прибыль (убыток от продаж), прибыль до налогообложения (или балансовая, бухгалтерская прибыль), чистая прибыль (убыток) [3, c. 31]. Кроме перечисленных, в научной экономической литературе также используются множество других видов прибыли – в зависимости от того, какой аспект финансовых результатов организации исследуется..
Рентабельность представляет собой расчетную величину, которая определяется как соотношение прибыли к различным группам активов и финансовых источников, например к стоимости имущества или вложенным в производство инвестициям [4, c. 64]. Рассчитывают рентабельность для того, чтобы увидеть долю прибыли в объеме полученных доходов, чтобы представить общую картину того, как сработала компания за отчетный период. Как и в случае с прибылью, существует множество показателей рентабельности, в зависимости от того ресурса, который она отражает: рентабельность продукции или услуг, рентабельности деятельности предприятия (общая), рентабельность активов; рентабельность продаж; рентабельность основных средств; рентабельность персонала; рентабельность собственного капитала и так далее. Таким образом, показатели рентабельности характеризуют формирование суммы прибыли и дохода организации в фактической среде. Они дают оценку финансовым результатам предприятия и, безусловно, его эффективности использования средств в целях получения прибыли.
Прибыль и рентабельность являются наиболее важными показателями, характеризующими эффективность производственной и хозяйственной деятельности организации. На них оказывают воздействие множество разного рода факторов. Чем больше объем произведенной рентабельной продукции, тем больше предприятие получит прибыли, соответственно, тем лучше его финансовое состояние [2, c. 668]. Рост прибыли дает возможность создать финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, а также устранение трудностей разного рода поощрения персонала. По этой причине возникает потребность в проведении анализа прибыли и поиска путей повышения рентабельности и прибыли для повышения эффективности деятельности организации.
Различные авторы предлагают разные пути повышения прибыли и рентабельности. Так, В.П. Савчук, в качестве приоритетных направлений предлагает следующее: снижение себестоимости продукции; повышение цен; выход на новые рынки, в том числе экспортные; повышение лояльности покупателей; поиск новых форм работы с потребителями; введение дополнительной продукции и услуг; снижение дебиторской задолженности [6, c. 285].
К.В. Петрищева, рассматривая пути повышения прибыли и рентабельности предлагает прежде всего исходить из возможностей организации, п предлагая следующие направления: добиться максимально возможной прибыли относительно имеющихся у организации ресурсов, и только при достижении максимума прибыли, увеличивать ресурсы; оптимизировать соотношение уровня прибыли и риска; максимально увеличить выпуск продукции относительно имеющихся мощностей, освоить новые виды продукции или новые виды услуг; обеспечить прирост инвестиций в деятельность организации; жестко контролировать баланс финансовых ресурсов организации относительно текущих и будущих задач организации; сформировать резерв прибыли, который позволит нивелировать форс-мажорные обстоятельства; обеспечить эффективность деятельности персонала [5, c. 169].
Другие авторы предлагают другие пути повышения прибыли и рентабельности. Проанализировав различные научные источники [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7], представляется возможным выделить наиболее перспективные в современных экономических условиях пути повышения прибыльности и рентабельности (рисунок 1).
Рисунок 1 – Основные пути повышения прибыли и рентабельности организации
Таким образом, основными направлениями повышения прибыли и рентабельности современных организаций является создание резервов денежных средств, снижение издержек производства, управление дебиторской задолженностью, управление активами организации и привлечение инвестиций.
Список литературы
- Баженов Ю.К., Иванов Г.Г. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли. М.: ИНФРА-М, 2020. 95 с.
- Ковшарева А.С., Стрионова А.С. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения // В сб.: Парадигмальные установки естественных и гуманитарных наук: междисциплинарный аспект. Ростов-на-Дону: ВВМ, 2021. С. 668-671.
- Кодацкий, В. П. Прибыль: монография. М.: Финансы и Статистика, 2021. 129 с.
- Мануйленко В.В., Садовская Т.А. Управление прибылью организации : учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2021. 312 с.
- Петрищева К.В. Особенности формирования прибыли и пути ее повышения // Modern Science. 2020. № 11-3. С. 165-169.
- Савчук В. П. Управление прибылью и бюджетирование : учебное пособие. М.: Лаборатория знаний, 2020. 435 с.
- Файрушина И.Х., Дубровская Е.С. Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия // В сб.: Актуальные теоретические и прикладные вопросы управления социально-экономическими системами. М.: ИРДПО, 2020. С. 121-123.