Анализ прибыли предприятия

Анализ прибыли предприятия

Сложная экономическая ситуация, возникшая на фоне пандемии и санкций в отношении России, делает проблемы повышения прибыли и рентабельности деятельности организаций крайне актуальными. в настоящее время, организациям необходимо использовать все резервы и возможности для увеличения своих доходов, сокращения издержек и, соответственно, увеличения прибыли и рентабельности.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (67), май ‘22

Дата публицакии 29.05.2022

Поделиться

Современная экономическая ситуация очень динамична – меняются экономические и политические условия, постоянно ужесточается конкуренция, что требует от менеджмента предприятий и организаций  постоянного мониторинга ситуации, проведения анализа эффективности деятельности компании, и разработки мероприятий направленных на устранение имеющихся проблем, повышение эффективности, как финансовой так и общей, а также принятие мер, направленных на предотвращение рисков. Отсюда следует, что теоретические исследования и изучение и анализ практики финансовой деятельности необходим, так как является одним из ведущих методов управления.

Особенно это актуально на фоне санкций и. как следствие,  изменений денежных, торговых и логистических потоков в российской в экономике, которые последние годы возникают с регулярной частотой. Подобные изменения отрицательно сказываются на деятельности российских организаций из-за необходимости поиска новых поставщиков и контрагентов, многие из них теряют объемы выручки и прибыли, из-за низкой рентабельности многие обанкротились или находятся на грани банкротства. Поэтому организациям необходимо использовать все резервы и возможности для увеличения своих доходов, сокращения издержек и, соответственно, увеличения прибыли и рентабельности.

Непосредственным результатом деятельности любого коммерческого предприятия выступает прибыль, но она не всегда может дать четкую и полную картину об эффективности и уровне доходности предпринимательской деятельности [1, c. 14]. Поэтому, для того чтобы охарактеризовать работу предприятия наиболее полно рассчитывают не только абсолютные суммы прибыли, но и применяют относительные показатели, такие как уровень рентабельности.

Прибыль характеризует не весь доход, а часть, очищенную от затрат. Как экономическая категория, она связана с доходом, ценой, издержками, заработной платой, спросом, предложением и формируется под влиянием всех факторов, влияющих на них [7, c. 121]. На величину прибыли влияют как внешние, так и внутренние факторы, определяющие эффективность использования ресурсов организации.

При этом выделяют различные виды прибыли:  валовая, прибыль (убыток от продаж), прибыль до налогообложения (или балансовая, бухгалтерская прибыль),  чистая прибыль (убыток) [3, c. 31]. Кроме перечисленных, в научной экономической литературе  также используются множество других видов прибыли – в зависимости от того, какой аспект финансовых результатов организации исследуется.. 

Рентабельность представляет собой расчетную величину, которая определяется как соотношение прибыли к различным группам активов и финансовых источников, например к стоимости имущества или вложенным в производство инвестициям [4, c. 64]. Рассчитывают рентабельность для того, чтобы увидеть долю прибыли в объеме полученных доходов, чтобы представить общую картину того, как сработала компания за отчетный период. Как и в случае с прибылью, существует множество показателей рентабельности, в зависимости от того ресурса, который она отражает: рентабельность продукции или услуг, рентабельности деятельности предприятия (общая), рентабельность активов; рентабельность продаж;  рентабельность основных средств; рентабельность персонала; рентабельность собственного капитала и так далее. Таким образом, показатели рентабельности характеризуют формирование суммы прибыли и дохода организации в фактической среде. Они дают оценку финансовым результатам предприятия и, безусловно, его эффективности использования средств в целях получения прибыли.

Прибыль и рентабельность являются наиболее важными показателями, характеризующими эффективность производственной и хозяйственной деятельности организации. На них оказывают воздействие множество разного рода факторов. Чем больше объем произведенной рентабельной продукции, тем больше предприятие получит прибыли, соответственно, тем лучше его финансовое состояние [2, c. 668]. Рост прибыли дает возможность создать финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, а также устранение трудностей разного рода поощрения персонала. По этой причине возникает потребность в проведении анализа прибыли и поиска путей повышения рентабельности и прибыли для повышения эффективности деятельности организации.

Различные авторы предлагают разные пути повышения прибыли и рентабельности. Так, В.П. Савчук, в качестве приоритетных направлений предлагает следующее: снижение себестоимости продукции; повышение цен; выход на новые рынки, в том числе экспортные; повышение лояльности покупателей; поиск новых форм работы с потребителями; введение дополнительной продукции и услуг; снижение дебиторской задолженности [6, c. 285].

К.В. Петрищева, рассматривая пути повышения прибыли и рентабельности предлагает прежде всего исходить из возможностей организации, п предлагая следующие направления: добиться максимально возможной прибыли относительно имеющихся у организации ресурсов, и только при достижении максимума прибыли, увеличивать ресурсы; оптимизировать соотношение уровня прибыли и риска; максимально увеличить выпуск продукции относительно имеющихся мощностей, освоить новые виды продукции или новые виды услуг; обеспечить прирост инвестиций в деятельность организации; жестко контролировать баланс финансовых ресурсов организации относительно текущих и будущих задач организации;  сформировать резерв прибыли, который позволит нивелировать форс-мажорные обстоятельства; обеспечить эффективность деятельности персонала [5, c. 169].

Другие авторы предлагают другие пути повышения прибыли и рентабельности. Проанализировав различные научные источники [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7], представляется возможным выделить наиболее перспективные в современных экономических условиях пути повышения прибыльности и рентабельности (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Основные пути повышения прибыли и рентабельности организации

Таким образом, основными направлениями повышения прибыли и рентабельности современных организаций является создание резервов денежных средств, снижение издержек производства, управление дебиторской задолженностью, управление активами организации и привлечение инвестиций.

Список литературы

  1. Баженов Ю.К., Иванов Г.Г. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли. М.: ИНФРА-М, 2020. 95 с.
  2. Петрищева К.В. Особенности формирования прибыли и пути ее повышения // Modern Science. 2020. № 11-3. С. 165-169.
  3. Савчук В. П. Управление прибылью и бюджетирование : учебное пособие. М.: Лаборатория знаний, 2020. 435 с.
  4. Файрушина И.Х., Дубровская Е.С. Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия // В сб.: Актуальные теоретические и прикладные вопросы управления социально-экономическими системами. М.: ИРДПО, 2020. С. 121-123.
  5. Ковшарева А.С., Стрионова А.С. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения // В сб.: Парадигмальные установки естественных и гуманитарных наук: междисциплинарный аспект. Ростов-на-Дону: ВВМ, 2021. С. 668-671.
  6. Кодацкий, В. П. Прибыль: монография. М.: Финансы и Статистика, 2021. 129 с.
  7. Мануйленко В.В., Садовская Т.А. Управление прибылью организации : учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2021. 312 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary