АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГИПЕРМАРКЕТА

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГИПЕРМАРКЕТА

Авторы публикации

Рубрика

Информационные технологии

Просмотры

79

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (166), Апрель ‘24

Дата публикации 24.04.2024

Поделиться

Данная работа направлена на развитие навыков анализа профессиональной информации, структурирования и представления аналитических обзоров с выводами и рекомендациями. Рассматривается роль управления взаимоотношениями с клиентами в современном бизнесе, анализируется внешняя среда магазина АО «СПАР РИТЭЙЛ».

Классификацию предприятий торговли в России устанавливает Национальный стандарт и ГОСТ Р 51773-2009. В документе перечислено более 20 форматов, среди них есть гипермаркет, универмаг, магазин-склад, специализированные магазины по типу точек под названием «Рыба» или «Колбасы». Информация о классификации предприятий торговли приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Классификация предприятий торговли

Класс

Торговая площадь

Уровень цен

Кол-во наименований

Доля непродовольственных товаров

Гипермаркет

от 2 500 кв. м

Низкий, средний

20 — 60 тыс.

15 — 40%

Супермаркет

500 — 2 500 кв. м

Средний+

5 — 30 тыс.

10 — 25%

Мини-маркет

50 — 350 кв. м

Низкий, средний и средний+

0,6 — 13 тыс.

< 10%

Мягкий дискаунтер

300 — 1 500 кв. м

Низкий

2 — 9 тыс.

< 15%

Жесткий дискаунтер

250 — 2 000 кв. м

Низкий

0,5 — 5 тыс.

< 15%

 

В рамках данной работы было принято решение выбрать для изучения модельный вариант предприятия класса “Гипермаркет”. За основу модельного предприятия взят типовой представитель данного класса - магазин АО «СПАР РИТЕЙЛ».

В 2023 году магазин АО «СПАР РИТЕЙЛ» работает в условиях внешней среды, которая значительно влияет на его результаты и деятельность. Подробное описание внешней среды помогает понять контекст функционирования магазина и провести анализ его экономической эффективности.

Текущая экономическая ситуация в стране влияет на работу АО «СПАР РИТЕЙЛ» через такие показатели, как общий экономический климат, уровень доходов населения, инфляция, безработица и другие экономические индикаторы. В периоды экономического роста и увеличения доходов населения магазин может ожидать рост спроса на свою продукцию и услуги. В случае экономического спада или снижения покупательной способности потребуются дополнительные стратегии для поддержки объемов продаж и прибыли.

Рисунок 1. Уровень инфляции по месяцам в годовом исчислении, 2023 год, Россия, %

Рисунок 2. Уровень инфляции по месяцам в годовом исчислении за последние 10 лет, Россия, %

Инфляция, увеличивая общие цены на товары и услуги, может оказать влияние на розничную торговлю несколькими способами:

Снижение покупательной способности: Если уровень инфляции выше, чем уровень роста доходов населения, покупательская способность снижается. Это может привести к тому, что потребители могут сократить свои расходы, избегать дорогих покупок и предпочитать более дешевые альтернативы.

Изменение паттернов потребления: Потребители могут изменить свои предпочтения в сторону более дешевых товаров и услуг. Розничные компании могут быть вынуждены пересматривать ассортимент продукции, предлагать скидки и акции для удержания клиентов.

Увеличение затрат на бизнес: Розничные компании могут столкнуться с увеличением затрат на закупку товаров и услуг, что может сказаться на их прибыльности.

Неопределенность для бизнеса: Высокий уровень инфляции может создавать неопределенность для бизнеса, усложняя планирование и стратегическое управление.
Уровень инфляции за 2023г отражен на рисунке 1. Также отражен уровень инфляции за последние 10 лет на рисунке 2.

Рост реальных располагаемых доходов населения РФ во 2 квартале 2023 года составил 5,3% в годовом сравнении
За 1 полугодие 2023 года рост реальных располагаемых доходов населения на уровне 4,7%.
Социально-демографические тенденции: Социально-демографические характеристики населения (возраст, доход, образование, предпочтения в покупках) могут существенно влиять на успешность работы магазина. Например, если наблюдается увеличение доли молодого населения с детьми, то можно ожидать рост спроса на детские товары и продукты питания. Также необходимо учитывать культурные и социальные тренды, которые могут влиять на потребительские предпочтения.
Исходя из представленных выше данных можно оценить текущие экономические условия как благоприятные для развития предприятий розничной торговли.

Произведен анализ группы компаний конкурентов.

ОАО «Х5 Group» и ПАО «Магнит» являются крупнейшими сетями супермаркетов в России. Они предлагают широкий ассортимент товаров, включая продукты питания, напитки, бытовую химию и другие товары. Однако каждая сеть имеет свои особенности и преимущества. Динамика продаж за последние три года предоставлена на рисунке 1.3

Рисунок 3. Динамика продаж ОАО «Х5 Group», мдрд руб

Одним из представителей “X5 Group” является сетевой магазин “Пятерочка”. Это сеть магазинов с низкими ценами и удобным расположением. Она предлагает большой выбор товаров по доступным ценам, что делает ее популярной среди покупателей с ограниченным бюджетом. Кроме того, “Пятерочка” имеет удобный график работы и часто проводит акции и скидки на товары.

ПАО “Магнит” - это крупнейшая российская сеть супермаркетов, которая предлагает широкий выбор товаров и услуг. ПАО “Магнит” имеет большое количество магазинов в разных регионах России, что позволяет покупателям легко находить ближайший магазин. Кроме того, в ПАО “Магнит” часто проводятся акции и скидки, а также есть возможность заказать товары онлайн.
Если смотреть на динамику сопоставимых продаж (LFL), которые учитывают и средний чек, и трафик, то «Магнит» идет вровень с X5, периодически то выигрывая, то отставая. Динамика сопоставимых продаж отражена на рисунке 1.4.

Рисунок 4. LFL продаж, %

Магазин АО «СПАР РИТЕЙЛ» сталкивается с влиянием экономических и социально-демографических изменений. Уровень доходов, инфляция и предпочтения покупателей имеют прямое влияние. В условиях конкуренции с «Пятерочкой» и «Магнитом» магазину важно активно реагировать на динамику рынка, адаптироваться к потребностям клиентов и предоставлять конкурентоспособные предложения.

Список литературы

  1. Бланк А.И. Управление торговым предприятием: учеб. пособие / А.И. Бланк. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", изд-во ЭКМОС, 2010. - 415 с.
  2. Бланк И.А. Управление формированием капитала: учебное пособие / И.А. Бланк. - К.: Ника-Центр, 2009. - 512 с.
  3. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-Х т./ Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева / Ю. Бригхем, Л. Гапенски. - СПб.: Экономическая школа, 2011. - Т.1. - 497 с.
  4. Ковалев В.В. Основы управленческого учета: учеб. пособие / В.В. Ковалев, Я.В. Соколов. - СПб.: Лист, 2011. - 392 с.
  5. Кондратова И.К. Основы управленческого учета: учеб. пособие / И.К. Кондратова. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 144 с.
  6. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л.И. Кравченко. - М.: Новое знание, 2011. - 544 с.
  7. АО "Спар Ритэйл": бухгалтерская отчетность [Электронный ресурс] — режим доступа: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/7729395624_ao-spar-riteyl
  8. ПАО "МАГНИТ": бухгалтерская отчетность [Электронный ресурс] — режим доступа: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/2309085638_pao-magnit
  9. ООО "Х5 ГРУПП": бухгалтерская отчетность [Электронный ресурс] — режим доступа: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/5404073557_ooo-kh5-grupp
  10. Росстат – Демография [Электронный ресурс] — режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781#
  11. Росстат – Средняя заработная плата [Электронный ресурс] — режим доступа: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее