Информационная система представляет собой особый вид инновации и представляет «взаимозависимый набор инструментов, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и представления информации, необходимой для достижения поставленной цели» [13]. Исходя из различных подходов к её определению и особенностям [4, 6, 9, 10, 11] можно сказать, что информационная система (корпоративная информационная система) представляет собой особый объект для внедрения с целью инновационного развития организации. Целями внедрения ИС на современных предприятиях являются: повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности путем оптимизации процессов обработки и хранения информации, автоматизации действий, функций и работ, а также применения принципиально новых методов управления, основанных на моделировании действий специалистов организации при принятии решений. Даже при наличии внедренной на предприятии комплексной КИС требуется ее постоянное совершенствование и внедрение инновационных решений для обеспечения ее «живучести», устойчивости и конкурентоспособной производительности (скорости и качества). Несмотря на то, что ИС предполагает автоматизацию и активное замещение труда сотрудников работой техники и технологий, в разработке, внедрении и применении ИС в деятельности предприятия принимают непосредственное участие люди, от личностных особенностей которых напрямую зависит успешность внедрения подобной системы.
В настоящее время проектные команды и руководители проектов внедрения инноваций располагают большим арсеналом способов и инструментов для коммуникации участников. В частности, современные команды не только организуют традиционные очные встречи, но и пользуются мессенджерами, рассылками, социальными сетями, возможностями интранета, выделяют послов ценностей, проводят конкурсы и различные мероприятия [5]. Однако технико-технологическая сторона коммуникации не является решающей. Если участники проекта не заинтересованы в коммуникации и/или не умеют плодотворно общаться друг с другом, решая коммуникативные задачи каждого из этапов внедрения, их взаимодействие едва ли будет успешным вне зависимости от выбранных средств и методов.
По результатам исследования условий успешного внедрения ИС и каждого из этапов этого процесса [2, 7, 8, 14] нами систематизированы представления о коммуникативных свойствах и особенностях, детерминирующих успешность внедрения инноваций на каждой из стадий (таблица 1).
По нашему мнению, психологические детерминанты для каждого этапа внедрения должны быть отобраны таким образом, чтобы реализовать коммуникативные задачи участников проекта в соответствии с мотивами, обусловливающими эти задачи, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения.
Таблица 1.
Психологические детерминанты успешности коммуникации на разных этапах внедрения инноваций
| 
			 Этап внедрения  | 
			
			 Цели коммуникации  | 
			
			 Психологические детерминанты успешности коммуникации  | 
		
| 
			 Инициация проекта  | 
			
			 инициация коммуникации, донесение идеи, вовлечение других участников,  | 
			
			 ассертивность, коммуникативная толерантность, эмпатийность, вариативная гибкость  | 
		
| 
			 Анализ и концептуальное проектирование  | 
			
			 объединение в команду, управление доверием, поддержание открытости,  | 
			
			 рефлексивность, установка принятия личности партнера, установка на понимающее реагирование, установка на согласованность своего поведения, Я-высказывание,  | 
		
| 
			 Дизайн архитектуры системы  | 
			
			 критический анализ сложившейся ситуации, выдвижение и согласование предположений по видению архитектуры решения  | 
			
			 рефлексивность, коммуникабельность, коммуникативная толерантность, позитивное высказывание и объединение «мы против проблемы»,  | 
		
| 
			 Разработка  | 
			
			 непосредственно совместная деятельность, быстрое реагирование на проблемы, учет ожиданий всех сторон,  | 
			
			 коммуникабельность, способность к компромиссу и сотрудничеству, коммуникатианая толерантность, позитивное высказывание и объединение «мы против проблемы»,  | 
		
| 
			 Опытная эксплуатация  | 
			
			 обратная связь, критический анализ и выявление проблем, быстрая корректировка,  | 
			
			 вариативная гибкость, рефлексивность, предоставление конструктивной обратной связи, коммуникабельность, активное слушание, коммуникативная толерантность,  | 
		
| 
			 Промышленная эксплуатация  | 
			
			 сохранение каналов связи для устранения проблем, поддержание контактов,  | 
			
			 эмпатийность, открытость, коммуникабельность, активное слушание, коммуникативная толерантность,  | 
		
| 
			 Закрытие проекта  | 
			
			 предоставление обратной связи, обсуждение результатов, взаимная благодарность  | 
			
			 позитивное высказывание, предоставление конструктивной обратной связи, установка на долгосрочное сотрудничество.  | 
		
Наиболее значимыми (проявляющимися в большинстве этапов) являются коммуникабельность (как способность к построению гармоничных взаимоотношений путем коммуникации) и коммуникативная толерантность. Также важную роль в коммуникациях по проекту внедрения инноваций играет технология «понимающего общения» и ее техники: активное слушание, Я-высказывание, установка принятия личности партнера, установка на понимающее реагирование, установка на согласованность своего поведения, позитивное высказывание и объединение «мы против проблемы». Технология понимающего общения противопоставлена директивному и манипулятивному общению, которые не будут иметь успешности в смешанных (гибридных) командах с отсутствием четкой иерархии и подчиненности, а также с потребностью в совместной ориентации на общий результат.
Понимание личностных и коммуникативных особенностей участников команд и сопоставление с выделенными характеристиками в таблице 1 могут помочь значительно усилить успешность внедрения подобных систем.
Целью исследования было определение коммуникативных и личностных особенностей участников команды внедрения информационной системы на предприятии. Базой исследования выступила организация ООО «***», информация о которой не может быть разглашена в виду соглашения о конфиденциальности и неразглашении любой корпоративной информации, распространяющемся на всех сотрудников организации. Выборку исследования составили сотрудники предприятия, число респондентов – 60 человек. Возраст респондентов составил от 23 до 43 лет, средний возраст 30 лет, 50% женщины, 50% мужчины. В исследовании приняли участие 4 команды, принимающие участие в процессе внедрения информационных технологии на современном предприятии. В выборке выделено две группы: Все команды являются смешанными по составу: в командах присутствуют сотрудники исполнителя (ИТ-компания, которая занимается внедрением), и заказчика (компания, в которой внедряют ИТ-продукт). Группы сопоставимы по основным социально-демографическим характеристикам и эквиваленты по признакам, измеренным в ходе первичной диагностики. Группы работали над внедрением эквивалентных ИТ-решений в свои бизнес-процессы. Исследование проведено в 2024 г.
Методики исследования:
- «Тест-опросник коммуникативных умений» (Л. Михельсон, русскоязычная адаптация Ю.З. Гильбуха) [12], которая оценивает общий коммуникативный стиль. Тест Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
 - «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко) [3], оценивает этичность, терпеливость и толерантность в общении.
 - «Групповая оценка личности» (В. Г. Авраменко и Т. И. Багаева [1]), оценивает взаимную удовлетворенность участников команды коммуникативными навыками и качествами. Применяемая в исследовании методика представляет собой вариацию экспертного метода оценки личности на основе определенных качеств, специально выбранных для оценивания в контексте целей и задач диагностики. Теоретической основой методики является представление о том, что в процессе межличностного общения и совместной деятельности в группах и коллективах формируется некоторое общественное мнение о каждом из его членов, которое и отражается в результатах, получаемых методикой ГОЛ.
 
Результаты диагностике для выборки по методике «Тест-опросник коммуникативных умений» представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Описательная статистика по методике «Тест-опросник коммуникативных умений» (Л. Михельсон, русскоязычная адаптация Ю.З. Гильбуха)
| 
			 Шкала  | 
			
			 N  | 
			
			 Минимум  | 
			
			 Максимум  | 
			
			 М  | 
			
			 σ  | 
		
| 
			 компетентный способ общения  | 
			
			 60  | 
			
			 66,67  | 
			
			 96,30  | 
			
			 80,43  | 
			
			 8,97  | 
		
| 
			 зависимый способ общения  | 
			
			 60  | 
			
			 0,00  | 
			
			 31,48  | 
			
			 13,03  | 
			
			 9,80  | 
		
| 
			 агрессивный способ общения  | 
			
			 60  | 
			
			 0,00  | 
			
			 25,93  | 
			
			 6,54  | 
			
			 6,25  | 
		
По результатам анализа полученных данных видно, что у участников команд внедрения инноваций, принявших участие в исследовании, достаточно хорошо развиты общие коммуникативные умения. В подавляющем большинстве ситуаций они выбирают компетентный способ общения (80,43%). Соответственно, респонденты исследования предпочитают реагировать в ситуациях коммуникации конструктивно, настраиваясь на сотрудничество или компромисс, проявляя уважение к собеседнику и заинтересованность в достижении общих целей.
Хоть и существенно реже, но все же в ограниченном спектре ситуаций, в особенности, в стрессовых и конфликтных ситуациях, участники исследования склонны выбирать деструктивные способы общения, относящиеся к некомпетентным. Несколько чаще выбирается зависимый способ общений (13,03%). Такой способ характеризуется стремлением приспособиться к условиям окружающей обстановки или к требованиям, которые диктуют другие участники коммуникативной ситуации. При зависимом способе коммуникации человек склонен уступать, не добиваться учета своих интересов.
Реже отдается предпочтение агрессивному способу общения (6,54%), при котором высказывается явное недовольство собеседником или ходом развития ситуации коммуникации. Также при агрессивном способе общения человек настроен на явную и прямую конкуренцию, готов «продавливать» свои интересы в ущерб общим коммуникативным интересам. Такое поведение препятствует эффективной коммуникации.
При этом у участников команд внедрения инноваций, которые приняли участие в организованном нами эмпирическом исследовании, на старте реализации проекта были выявлены различные доминирующие способы общения. Распределение респондентов по доминирующему в количественном отношении способу общения отражено на рисунке 1. У подавляющего большинства респондентов диагностирован компетентный способ общения, который проявляется в большинстве ситуаций общения и количественно доминирует над обоими некомпетентными способами (76,67%). Они настроены на конструктивное сотрудничество. Однако у каждого пятого респондента отмечается преобладание зависимого способа общения над обоими другими (20,00%).
 
Рисунок 1. Распределение участников команд по доминирующему в количественном отношении способу общения, %
Они склонны избегать конфликтов и/или подстраиваться под внешние условия, не придавая высокой значимости своим собственным коммуникативным целям. При этом всего 3,33% респондентов активнее других способов применяют в общении агрессивный, открыто отстаивая свои интересы в ущерб общим коммуникативным целям команды.
Результаты диагностики общей коммуникативной толерантности (таблица 3) показывают, что в целом для представителей команд внедрения инноваций, принявших участие в исследовании, характерен средний уровень коммуникативной интолерантности (М = 46,83 балла).
Таблица 3.
Описательная статистика по методике «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко): констатирующий этап
| 
			 Шкала  | 
			
			 N  | 
			
			 Минимум  | 
			
			 Максимум  | 
			
			 М  | 
			
			 σ  | 
		
| 
			 неприятие индивидуальности  | 
			
			 60  | 
			
			 0,00  | 
			
			 12,00  | 
			
			 5,02  | 
			
			 2,46  | 
		
| 
			 использование себя как эталона  | 
			
			 60  | 
			
			 0,00  | 
			
			 11,00  | 
			
			 4,95  | 
			
			 2,64  | 
		
| 
			 категоричность  | 
			
			 60  | 
			
			 0,00  | 
			
			 9,00  | 
			
			 3,95  | 
			
			 1,98  | 
		
| 
			 неумение скрывать чувства  | 
			
			 60  | 
			
			 1,00  | 
			
			 12,00  | 
			
			 6,03  | 
			
			 3,07  | 
		
| 
			 стремление переделать партнера  | 
			
			 60  | 
			
			 1,00  | 
			
			 14,00  | 
			
			 4,98  | 
			
			 2,78  | 
		
| 
			 желание сделать партнера удобным  | 
			
			 60  | 
			
			 0,00  | 
			
			 14,00  | 
			
			 4,85  | 
			
			 2,92  | 
		
| 
			 неумение прощать ошибки  | 
			
			 60  | 
			
			 1,00  | 
			
			 14,00  | 
			
			 6,55  | 
			
			 3,51  | 
		
| 
			 нетерпимость к дискомфорту  | 
			
			 60  | 
			
			 0,00  | 
			
			 13,00  | 
			
			 6,32  | 
			
			 3,33  | 
		
| 
			 плохое приспособление  | 
			
			 60  | 
			
			 0,00  | 
			
			 14,00  | 
			
			 4,18  | 
			
			 3,27  | 
		
| 
			 коммуникативная интолерантность  | 
			
			 60  | 
			
			 19,00  | 
			
			 89,00  | 
			
			 46,83  | 
			
			 16,51  | 
		
При этом уровне отмечаются отдельные проявления интолерантности, которые возникают, как правило, в стрессовых ситуациях, во время межличностных конфликтов и эмоционально напряженной коммуникации. Если анализировать структуру проявлений интолерантности, но в сформированной выборке относительно более выраженными оказались: неумение прощать ошибки (6,55), нетерпимость к дискомфорту (6,32), неумение скрывать чувства (6,03).
Соответственно, участники исследования характеризуются как достаточно нетерпимые к чужим ошибкам, ценящие свой собственный комфорт высоко, а также проявляющие открыто свои эмоции в общении. Эти проявления в конфликтных ситуациях выступают триггерами, повышая эмоциональный накал и препятствуя конструктивному выходу из конфликтов.
Анализ показателей вариации по шкалам свидетельствует о том, что в выборке присутствуют респонденты как со средним, так и с низким и высоким уровнем коммуникативной интолеранртности. Распределение респондентов по уровням интолерантности в общении отражено на рисунке 2.
 
Рисунок 2. Распределение участников команд по коммуникативной интолерантности, %
На старте работы команд над внедрением инноваций у большинства респондентов отмечался средний уровень коммуникативной интолерантности (53,33%). В обычных ситуациях повседневного общения такой уровень является нормальным, однако при возникновении конфликтов и сложностей, эмоциональной напряженности во взаимодействии, которые нередко сопровождают работу команды внедрения инноваций, средний уровень проявлений интолерантности может стать серьезной помехой эффективности взаимодействия.
При этом у 43,33% участников команд внедрения проявления интолерантности в общении оказались невыраженными – они способны к конструктивному общению даже в самых сложных ситуациях, готовы слышать и уважать партнеров по общению и общему делу. Однако у 3,33% отмечен высокий уровень проявлений коммуникативной интолерантности. Такой уровень мешает даже повседневной коммуникации и не позволяет совместно решать задачи.
В дополнение к описанным методикам была проведена групповая оценка личности респондентов по специально разработанной анкете, описательная статистика результатов по которой в таблице 4.
Таблица 4.
Описательная статистика по методике «Групповая оценка личности»: констатирующий этап
| 
			 Шкала  | 
			
			 N  | 
			
			 Минимум  | 
			
			 Максимум  | 
			
			 М  | 
			
			 σ  | 
		
| 
			 ассертивность  | 
			
			 60  | 
			
			 1,67  | 
			
			 3  | 
			
			 2,37  | 
			
			 0,39  | 
		
| 
			 эмпатийность  | 
			
			 60  | 
			
			 0,33  | 
			
			 3  | 
			
			 1,84  | 
			
			 0,66  | 
		
| 
			 вариативная гибкость  | 
			
			 60  | 
			
			 1  | 
			
			 2,67  | 
			
			 1,83  | 
			
			 0,34  | 
		
| 
			 рефлексивность  | 
			
			 60  | 
			
			 1  | 
			
			 3  | 
			
			 2,15  | 
			
			 0,46  | 
		
| 
			 открытость  | 
			
			 60  | 
			
			 1,67  | 
			
			 3  | 
			
			 2,24  | 
			
			 0,46  | 
		
| 
			 способность к компромиссу и сотрудничеству  | 
			
			 60  | 
			
			 1,33  | 
			
			 3  | 
			
			 2,35  | 
			
			 0,42  | 
		
| 
			 предоставление конструктивной ОС  | 
			
			 60  | 
			
			 0,67  | 
			
			 3  | 
			
			 1,82  | 
			
			 0,59  | 
		
| 
			 установка на долгосрочной сотрудничество  | 
			
			 60  | 
			
			 1,33  | 
			
			 3  | 
			
			 2,24  | 
			
			 0,39  | 
		
| 
			 владение техниками понимающего слушания  | 
			
			 60  | 
			
			 0,71  | 
			
			 2,9  | 
			
			 1,81  | 
			
			 0,58  | 
		
Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что различные характеристики, играющие важную роль в командном взаимодействии при внедрении инноваций, выражены у респондентов в разной степени. К условно хорошо сформированным чертам, которые были оценены в среднем на 2,00 балла и выше, относятся ассертивность, рефлексивность, открытость, способность к компромиссу и сотрудничеству и ориентация на долгосрочное сотрудничество. Участники команд внедрения умеют продвигать и защищать свою точку зрения, проводят анализ собственной коммуникативной позиции и своего коммуникативного поведения, проявляют открытость в общении, приветствуя другие точки зрения и мнения, готовы к обсуждениям разных позиций и достижению взаимовыгодного результата, а также понимают, что работа в команде предполагает взаимное уважение и благоприятный микроклимат для долгосрочного комфорта. При этом другие черты были оценены не столь позитивно, они получили менее 2,00 баллов, что свидетельствует об их проявлении у участников исследования лишь в ограниченных случаях, эпизодически. К таким чертам относятся эмпатийность, вариативная гибкость, предоставление конструктивной обратной связи и владение техниками понимающего слушания. Эти черты, по всей видимости, по результатам групповой оценки могут быть отнесены к зоне развития и личностного роста для большинства участников команд внедрения.
Таким образом, по результатам исследования определены проблемные зоны, которые могут потенциально негативно сказаться на успешности внедрения инновации. К таковым относятся: высокий уровень проявлений коммуникативной интолерантности у 3,33% респондентов и средний уровень у 53,33%; преобладание зависимого или агрессивного способа общения над компетентным у 20,00% и 3,33% респондентов, соответственно; сниженная групповая оценка таких параметров, как эмпатийность, вариативная гибкость, предоставление конструктивной обратной связи и владение техниками понимающего слушания.
Эмпирические результаты исследования показывают, что участники команд внедрения информационных систем обладают рядом необходимых коммуникативных и личностных характеристик, выделенных нами в таблице 1, однако некоторые важные качества развиты недостаточно.
С одной стороны, высокий уровень компетентного способа общения соотносится с необходимой коммуникабельностью. Хорошо развитые ассертивность, рефлексивность, открытость и способность к компромиссу и сотрудничеству соответствуют требуемым характеристикам для различных этапов внедрения. Средний уровень коммуникативной толерантности у большинства участников частично соответствует необходимой коммуникативной толерантности.
С другой стороны, исследование выявило ряд несоответствий между имеющимися и необходимыми характеристиками. Недостаточно развитыми оказались эмпатийность и вариативная гибкость, которые важны на нескольких этапах внедрения. Низкие оценки по предоставлению конструктивной обратной связи и владению техниками понимающего слушания также свидетельствуют о необходимости развития этих навыков для обеспечения эффективной коммуникации на разных этапах.
Особую озабоченность вызывает наличие участников с высоким уровнем коммуникативной интолерантности и преобладанием агрессивного способа общения, что может негативно влиять на процесс внедрения. Значительная доля участников с преобладанием зависимого способа общения также может затруднять эффективную коммуникацию и принятие решений.
Учитывая то, что в исследовании приняли участие команды внедрения разных сторон данного процесса, можно предположить, что подобная ситуация характерна для большинства аналогичных команд. В целом, можно заключить, что исследуемые команды внедрения обладают базовыми необходимыми коммуникативными навыками, но существует потребность в развитии ряда важных характеристик. Особое внимание следует уделить развитию эмпатии, гибкости, навыков предоставления конструктивной обратной связи и техник эффективного слушания. Кроме того, необходима работа по снижению уровня коммуникативной интолерантности и уменьшению доли участников с неэффективными способами общения. Такой подход к развитию коммуникативных навыков участников команд может значительно повысить эффективность процесса внедрения информационных систем на предприятии.
Список литературы
- Авраменко, В.Г. Критерий оценок качества методик «ГОЛ» / В.Г. Авраменко, Т.И. Багаева // Социологические исследования. – 1990. – №12. – С. 112-115
 - Ананьева, Н.А. Коммуникативные качества, значимые для облика инициатора контакта / Н.А. Ананьева // Вестник УРАО. – 2022. – №3. – С. 4-9
 - Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 1996. – 469 с.
 - Каншоев, М.Р. Классификация корпоративных информационных систем как аспект успешного внедрения КИС / М.Р. Каншоев // Вестник магистратуры. – 2022. – №3-2 (126). – С. 65-69
 - Катаев, В.В. Оценка эффективности использования инструментов внутренних коммуникаций в ИТ-проектах / В.В. Катаев // Управленческие науки в современном мире: Сборник докладов студенческих секций Восьмой Международной научно-практической конференции, Москва, 10–11 ноября 2020 года. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Реальная экономика», 2021. – С. 169-171
 - Лазарева, М.М. Корпоративные информационные системы / М.М. Лазарева // Вестник науки. – 2022. – №1 (46). – С. 114-119
 - Михеева, C.В. Активное слушание как средство достижения лучшего понимания и точного формулирования мыслей / C.В. Михеева // МНКО. – 2024. – №1 (104). – С. 70-77
 - Оконечникова, Л.В. Коммуникативные технологии в психологии: практикум / Л.В. Оконечникова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2023. – 140 с.
 - Петров, А.Б. Корпоративные информационные системы: проблемы и перспективы / А.Б. Петров // Cloud of science. – 2019. – Т. 6. – № 1. – С. 71-82
 - Петров, А.Б. О характеристиках информационной системы / А.Б. Петров // Cloud of science. – 2020. – №3. – С. 510-520
 - Петров, А.Б. Перспективы дальнейшего роста быстродействия информационной системы / А.Б. Петров // Cloud of science. – 2019. – Т. 6. – № 3. – С. 519-527
 - Тест-опросник коммуникативных умений / ред. Ю.З. Гильбух. – Киев: Научно-практический центр Перспектива, 1995. – 16 с.
 - Шамьев, Б. Информационные технологии и системы / Б. Шамьев, Я.Ч. Халмырадова // Символ науки. – 2023. – №11-1-2. – С. 75-85
 - Шинкарев, А.А. Коммуникация как ключевой элемент построения полезных корпоративных информационных систем / А.А. Шинкарев, М.Е. Коваль // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. – 2020. – Т. 20, № 3. – С. 140-145
 


