В 90-е годы и начало 2000-х был популярен процесс автоматизации - перевод данных с бумаги на электронные носители. Сейчас это понятие стало гораздо шире и называется цифровизацией. Многие процессы происходят без участия человека, машины в некотором смысле стали более самостоятельными. Умные дома, робот, беспилотные автомобили - явления, ставшие уже привычными.
Цифровизация - это изменение самого характера процессов. Например, Amazon несколько десятков лет назад был обычным книжным магазином, но основатель решил перевести свою торговлю в онлайн и изменить модель на цифровую. В результате получился не просто магазин, а целый рынок. Это произошло благодаря цифровой трансформации бизнеса. [1, с. 9]
В спорте также можно сказать, что министерства спорта осознали необходимость цифровой трансформации. Модель работы министерств постепенно меняется, и становится очевидным, что отношения между центром и регионами будут переходить на новый уровень - на уровень единой цифровой платформы, которая объединит всех участников рынка в одно "облако" и даст им свободу.
Цифровизация - это невидимая сфера нашей жизни, которая проникла во все социально-общественные процессы и прочно укоренилась в них. Физическая культура и спорт не являются исключением. Особенно важным стимулом для развития технологий стала цифровая революция, которая охватила весь мир во время пандемии. Из-за самоизоляции, локдаунов и других мер население стало вести малоподвижный и домашний образ жизни, что привело к слиянию двух противоположных областей - регулярных спортивных занятий и цифровых технологий. Умные устройства, такие как приложения, умные часы, фитнес-трекеры и другие, позволяют людям самостоятельно составлять расписание дня, контролировать питание, определять правильную физическую нагрузку и анализировать результаты тренировок. В результате, интерес к спортивным занятиям значительно возрос.
Следует отметить, что на фоне возникшей пандемии в мире спорта произошёл активный толчок к развитию и применению цифровых технологий. Так, например, всемирно известные скачки с препятствиями Grand National, проходящие в Англии ежегодно с 1839 года, состоялись в виртуальном формате. Их результат был смоделирован при помощи компьютерных вычислений и оформлен в формате CGI. При CGI-моделировании учли и воссоздали множество нюансов: грязь из-под копыт, команды по ремонту барьеров, зрителей на трибунах и даже скорую помощь для упавших наездников. Virtual Grand National транслировались по британскому ТВ-каналу ITV во временном слоте, изначально предназначенном для реальных скачек. Среднее количество зрителей по ходу трансляции составило около 4,3 млн человек. Иначе говоря, пандемия стала своеобразным триггером для масштабной цифровизации [2, с. 37].
Важно отметить, что сфера физической культуры и спорта только набирает обороты в данной области и, к сожалению, Россия отстает по темпам роста цифровизации от ведущих спортивных мировых держав. С целью преодоления этого барьера 18 и 19 февраля 2020 года при поддержке Минспорта России впервые в спортивной истории прошло мероприятие по разработке Стратегии развития спорта до 2030 года (далее — Стратегия). Представители Минпромторга России, Минэкономразвития России, министерств спорта регионов России, общероссийские спортивные федерации по видам спорта, подведомственные организации Минспорта России, ВУЗы, спортивные и фитнес клубы, бизнес и общественные организации коллективно сформировали предложения в Стратегию развития спорта до 2030 года в рамках стратегической сессии «Стратегия развития спорта 2030». Одной из основополагающей ценностью Стратегии является — ориентация на долгосрочную перспективу стратегического планирования развития физической культуры и спорта с учетом развития мировых тенденций цифрового развития. Согласно Стратегии одним из ключевых вызовов на сегодняшний день является цифровизация в области физической культуры и массового спорта [3]. Важнейший задачей, согласно Стратегии, является разработка единой автоматизированной информационной системы, которая будет обеспечивать сбор, анализ и распространение для использования в субъектах Российской федерации и муниципальных образований инновационного опыта и развития физической культуры и спорта. Также Стратегия включает в себя:
– стимулирование вовлеченности граждан в занятия спортом за счет создания и популяризации цифровых сервисов, мобильных приложении, соцсетеи и систем управления взаимоотношениями с клиентами;
– повышение эффективности подготовки спортсменов путем внедрения цифровых инструментов, обеспечивающих систематизацию информации о каждом объекте и субъекте сферы физической культуры и спорта;
– электронная запись детей в спортшколы и другие организации спортивной подготовки через портал госуслуг;
–ускорение процесса присвоения спортивных званий и спортивных разрядов за счёт цифровых технологий.
Главным препятствием на пути взрывного роста IT-инструментов в российском спорте является слабая перспектива монетизации: организации, особенно в регионах, не готовы платить за цифровые сервисы. Если они и занимаются продвижением, то, как правило, в VK или Excel. Позволить полноценную разработку индивидуального автоматизированного спортивного сайта (стоимость - от 300 тысяч рублей), CRM-системы или мобильного приложения они не могут.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы и прогнозы:
- На государственном уровне активно внедряется цифровая трансформация в области физической культуры и спорта.
- Эти изменения способствуют прогрессу человечества и открывают новые возможности.
- Для привлечения современного поколения необходимо популяризировать спорт с использованием информационного пространства, включая цифровой PR.
- Использование информационных технологий повышает безопасность на спортивных мероприятиях.
- Сфера спорта и развлечений все больше ориентируется на онлайн-форматы, которые останутся актуальными даже после пандемии.
- Цифровизация в спорте должна стать ключевым элементом для реализации Стратегии 2030, однако необходимо обеспечить безопасность цифровых технологий, учитывая, что спорт - это здоровье.
Спорт оказывает влияние на различные сферы жизни, поэтому государство должно уделять особое внимание этой отрасли, используя цифровую трансформацию для развития здоровой нации.
Список литературы
- О. В. Калимуллина, И. В. Троценко (2018). Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций. Открытое образование, 22 (3), 61–73
- Спорт в условиях пандемии COVID-19. Дайджест подготовлен Департаментом международного и регионального сотрудничества. 2020 —https://ach.gov.ru/upload/pdf/20200720_Дайджест_спорт_итог.pdf. — U RL: (дата обращения 20.03.2022)
- СТРАТЕГИЯ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. — http://government.ru/docs/40966/.— URL: (дата обращения 15.03.2022)