РАЗРАБОТКА Н-МОСТА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА

РАЗРАБОТКА Н-МОСТА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Авторы публикации

Рубрика

Моделирование

Просмотры

100

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (204), Январь ‘25

Дата публикации 19.01.2025

Поделиться

В данной статье рассматриваются общие вопросы разработки схемы управления двигателем постоянного тока напряжением 12В. В работе показан метод выбора резисторов базы силовых и управляющих транзисторов. Произведено моделирование Н-моста в среде Proteus и произведена трассировка платы в среде автоматизированного проектирования DipTrace. Полученные результаты позволяют сделать вывод о возможностях данного программного обеспечения для проектирования систем управления двигателями постоянного тока.

При проектировании устройств электронного управления электродвигателями постоянного тока нередко стоит задача предварительной проверки схемотехники для уточнения параметров электронных компонентов, оценки переходных процессов и процессов, происходящих при работе электропривода и системы управления в целом. Для этого используют различные системы моделирования и симуляции, что позволяет снизить конечную стоимость устройства, увеличить скорость разработки и уменьшить брак.

Для моделирования электронных систем удобно использовать программу Proteus. В данной работе будет рассмотрен пример моделирования Н-моста для управления двигателем постоянного тока [1].

Для реверсивного управления двигателем постоянного тока с возбуждением от магнитов постоянного тока и номинальным напряжением якоря 12В применяют Н-мост на биполярных или полевых транзисторах.

Применение такой схемы управления позволяет уменьшить габариты системы управления, а также сделать ее компактной для маломощных двигателей. Однако расчет транзисторов и резисторов на этапе проектирования является достаточно сложной задачей, так как многие параметры двигателя нам неизвестны. Для упрощения этой задачи можно прибегнуть к моделированию системы управления и предварительной оценки правильности проведенных расчетов. В качестве среды моделирования можно использовать Proteus – достаточно простой и удобной среды моделирования электронных цифровых схем [2].

На рисунке 1 представлена модель Н-моста на биполярных транзисторах

Рисунок 1. Н-мост на биполярных транзисторах

Для моделирования схемы управления в качестве примера рассмотрим двигатель постоянного тока мощностью Pн= 30Вт с напряжением якоря Uа=12В.

Управление Н-мостом предполагается управлять через Arduino, однако, максимальный ток дискретных выходов данного контроллера составляет максимум 15мА, следовательно, для управления силовыми ключами Q5, Q6, Q1, Q2 необходимо подобрать транзистор Q9 и Q10 с большим коэффициентом усиления.

Ток базы транзисторов Q5, Q6, Q1, Q2:

                                                                                                                                                                          (1)

где β – коэффициент усиления транзистора по току,

β=21 (для КТ819,818)

Iн – ток нагрузки А,

Iн=5А

 

Сопротивление базы транзисторов Q5, Q6, Q1, Q2:

                                                                                                                                                             (2)

здесь U – напряжение питания,

U=12В

Utv – падение напряжение на переходе эмиттер-база,

Utv=0,7В

Ток базы транзисторов Q9 и Q10:

где β – коэффициент усиления транзистора по току,

β=200

Iн – ток нагрузки (максимальный) А,

Iн=0,23А

Сопротивление базы транзисторов Q9 и Q10:

здесь U – напряжение питания,

U=

Uvt  – падение напряжение на переходе эмиттер-база,

Utv=0,7В

Результаты моделирования представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты моделирования работы Н-моста

По рисунку 2 можно сделать вывод об адекватных расчетах электронных элементов Н-моста в первой итерации.

Следующим этапом проектирования системы управления двигателем является разработка схемотехники и трассировка платы [3].

На рисунке 3 представлена трассировка платы схемы управления.

Рисунок 3. Трассировка платы управления

На рисунке 4 показана модель платы, которая позволяет визуально оценить расположение электронных компонентов на плате.

Рисунок 4. 3D-модель платы управления

Выводы: в данной работе рассмотрен процесс разработки платы управления электродвигателем постоянного тока с применением программ моделирования и симуляции, что позволило оценить работоспособность предложенной схемы. Полученные результаты моделирования могут в дальнейшем использоваться при создании подобных устройств.

Список литературы

  1. Акишин С. В. Принципы управления H-мостом на ключевых элементах // E-Scio. 2020. №1 (40)
  2. Тюрин С.Ф., Ковыляев Д.А., Данилова Е.Ю., Городилов А.Ю. Bзучение программирования микроконтроллеров в сапр proteus // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2021. №2 (53)
  3. Вичугова А.А., Яковлева Е.М. Использование сапр DipTrace для автоматизации проектирования печатных плат // Прикладная информатика. 2008. №6
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее