Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетного учреждения

Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетного учреждения

В статье рассмотрены теоретические аспекты применений бюджетных средств в бюджетных учреждениях, в том числе перспективы их формирования и эффективного использования.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (33), октябрь ‘21

Поделиться

Целью исследования является выявление особенностей формирования финансовых ресурсов в бюджетных учреждениях. Финансовые ресурсы бюджетных организаций должны обеспечивать решение целого ряда задач при функционировании органов исполнительной власти РФ, в том числе и субъектах РФ.

Итак, рассмотрим, что такое бюджет. В первую очередь, форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет необходим любому государству. С помощью бюджета государство реализует свои политические, экономические и социальные функции. С помощью бюджета сопоставляются потребности государства с его финансовыми возможностями, с объемом финансовых ресурсов, находящимся в его распоряжении.

Если рассматривать бюджет как часть системы финансов, то в этой категории ему присущи те же функции, что и финансам в целом. Являясь частью целого, он реализует эти функции в более узкой сфере, формируя и распределяя средства централизованного фонда государства.

Основными источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются:

- бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетной системы РФ, в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной квалификацией;

- поступления от оказания платных государственных услуг населению;

- доходы от приобретения акций, облигаций и иных ценных бумаг;

- доходы от сдачи имущества в аренду и т.д.

Финансовые ресурсы органов государственной власти (законодательных и исполнительных) и органов местного самоуправления формируются в основном за счет бюджетных средств, также за счет средств бюджетных фондов. Направления расходования бюджетных средств отражает специфику деятельности определенного органа исполнительной власти, основной целью, которого являются обеспечение эффективного использования бюджетных средств и повышения качества управления финансами на всех уровнях бюджетной системы РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатываются исходя из требований, установленных законом РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Вопросы формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений затрагиваются в литературе экономистами, такими как Т.В. Гуйда [1] и Т.В. Гурунян [2]. При этом научная позиция каждого автора специфична и направлены на рассмотрение аспектов изучаемого вопроса. Например, с точки зрения Т.В. Гурунян управление финансами бюджетных учреждений характеризуется динамичными изменениями как в связи с постоянным принятием новых законодательных актов в этой сфере, так и необходимостью внедрения более эффективных методов финансирования. А Т.В. Гуйда под финансовыми ресурсами определяет как совокупность денежных средств, находящися в собственности государства и хозяйствующего субъекта, которые на безвозвратном основании направляются на развитие хозяйства и улучшение благосостояние народа.

 Главными проблемами в области государственных финансов являются: сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; совершенствование налоговой системы; повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики, укрепление финансового контроля и др.

В современных условиях для функционирования органов исполнительной власти, как и для любого хозяйствующего субъекта, для выполнения поставленных задач перед государством необходимы финансовые ресурсы.

Одной из проблемы, финансовых ресурсов государства является их эффективное использование. От их решения зависит качество жизни населения. Поэтому основными целями бюджетной политики в настоящий момент и на перспективу являются обеспечение бюджетной устойчивости и создание условий для оказания качественных государственных услуг. Это требует создания условий для развития прогрессивных межбюджетных отношений.

При определении эффективности использования бюджетных средств следует руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ и позицией Высшего Арбитражного РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджета объема средств (результативности).

Эффективное расходование и формирование средств связано с выполнением государственных задач, возложенных на него обществом. Бюджетный кодекс РФ определяет расходы бюджета как выплачивание из бюджета средства за исключением средств, являющимся источниками финансирования дефицита бюджета. При этом необходимо помнить, что формирование расходов бюджетной системы в настоящее время осуществляется в соответствии с расходными обязательствами [3].

С экономической точки зрения, расходы представляют собой денежные отношения, которые возникают между государством и юридическими, физическими лицами, между органами государственной власти и местного самоуправления при формировании различных уровней бюджета.

Необходимость обеспечения получателем бюджетных средств результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований закреплена также ст. 162 БК РФ.

Согласно п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В настоящее время является открытой проблема эффективности использования бюджетных средств на оплату государственных и муниципальных контрактов, которая возникает при планировании бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год. При формировании потребностей необходимо учитывать при организации закупочной деятельности должны обеспечить внедрение показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе подведомственными организациями. Совокупность этих показателей обеспечивает эффективность осуществления закупок. Если анализировать перечень показателей разных органов, то можно заметить, что в основном у всех определены одинаковые показатели (среднее количество заявок участников закупки, поданных на участие в конкурентных процедурах,  выявленная экономия по итогам осуществления закупок), однако заметны и различные подходы. Например, согласно приложению к Приказу министра обороны РФ от 29 апреля 2019 г. № 231 [4] эффективность закупок товаров, работ, услуг включает в себя показатель эффективности расходования бюджетных средств заказчиком по отраслевым направлениям, показатель соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и комплексный показатель эффективности закупок заказчика. Каждый вышеперечисленный показатель рассчитывается по отдельной формуле. Более того, для расчета эффективности расходования бюджетных средств заказчиком по отраслевым направлениям отдельно учитывается средняя экономия бюджетных средств по закупкам заказчика, осуществленным посредством аукционов, и отдельно - посредством  конкурсов. Отличаются также показатели эффективности закупок товаров, работ, услуг Федерального агентства связи и подведомственных ему организаций. В частности, учитываются показатели эффективности планирования осуществления закупок, конкурентности проведения закупок, соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок отдельными видами юридических лиц при проведении процедур определения поставщика, соблюдения сторонами обязательств по контрактам, заключенным в отчетном периоде. Вышеуказанные примеры свидетельствуют о том, что у органов есть разные подходы к определению эффективности закупок, что является следствием отсутствия в бюджетном законодательстве и законодательстве о закупках определения понятия эффективность.

По результатам исследования можно сделать вывод или можно также утверждать, что локальное регулирование не может обеспечить единообразного понимания, применения и оценки эффективности  финансовых ресурсов в бюджетных учреждениях.

Список литературы

  1. Гуйда Т.В. Формирование и использование финансовых ресурсов [Текст] / Т.В. Гуйда – М.: МФИ, 1986. – 58 с.
  2. Гурунян Т. В. Финансы бюджетных учреждений [Текст] – Новосибирск: СибАГС, 2017. – 190 с. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  3. Поветкина Н.А. Эффективность расходования бюджетных средств: проблемы правовой квалификации [Текст] // Финансовое право. – 2015. – № 3. – С. 16–22.
  4. Приказ министра обороны РФ от 29.04.2019 N 231 "Об утверждении Перечня показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг Министерства обороны Российской Федерации, территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации, подведомственных ему федеральных государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий" // СПС "КонсультантПлюс". СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
  5. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ. (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 29.09.2021 года).
  6. Министерство финансов России [Электронный ресурс]: http://www.minfin.ru (дата обращения 29.09.2021).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary